19 мая 2017 г. |
Дело N А56-96526/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А.,
при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Конториковой И.С. (доверенность от 28.12.2016 N 12), от Санкт-Петербургского унитарного предприятия пассажирского автомобильного автотранспорта Родионова И.А. (доверенность от 05.07.2016 N 105),
рассмотрев 17.05.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.06.2016 (судья Радынов С.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2016 (судьи Лопато И.Б., Борисова Г.В., Есипова О.И.) по делу N А56-96526/2015,
установил:
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие пассажирского автомобильного автотранспорта, место нахождения: 195197, Санкт-Петербург, Полюстровский проспект, дом 39, ОГРН 1027809247300, ИНН 7830001758 (далее - СПб ГУП "Пассажиравтотранс", Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, место нахождения: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия Васильевского острова, дом 13, литера "А", ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - УФАС, Управление), от 11.09.2015 по жалобе N Т02-449/15.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Фирма "РОСС", место нахождения: 191036, Санкт-Петербург, Гончарная улица, дом 23, литер А, помещение 5-Н, ОГРН 1037843125209, ИНН 7825676191 (далее - ООО "Фирма "РОСС").
Решением суда первой инстанции от 21.06.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.10.2016, требования Предприятия удовлетворены, оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа признаны недействительными.
В кассационной жалобе УФАС просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Управление считает ошибочными выводы апелляционного суда об отсутствии у антимонопольного органа оснований для принятия и рассмотрения жалобы ООО "Фирма "РОСС".
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2017 по делу N А56-96256/2015 производство по кассационной жалобе было приостановлено до размещения в полном объеме на сайте Верховного Суда Российской Федерации мотивированного судебного акта по делу N А27-24989/2015.
Определением председателя судебного состава Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.05.2017 в соответствии со статьей 18 АПК РФ произведена замена судьи Кудина А.Г., ранее участвовавшего в рассмотрении дела, на судью Алешкевича О.А.
Определением кассационной инстанции от 17.05.2017 производство по кассационной жалобе возобновлено.
В судебном заседании 17.05.2017 после разрешения судом вопроса о возобновлении производства по делу представители лиц, участвующих в деле, против рассмотрения кассационной жалобы в настоящем судебном заседании не возражали.
С учетом мнения сторон суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в данном судебном заседании.
После замены судьи рассмотрение кассационной жалобы начато судом кассационной инстанции с самого начала.
В судебном заседании представитель УФАС поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Предприятия возражал против ее удовлетворения.
ООО "Фирма "РОСС" надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направило, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в его отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, СПБ ГУП "Пассажиравтотранс" 31.08.2015 опубликовало на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет извещение N 31502712773 о проведении запроса предложений на проведение работ по гидродинамической очистке канализационных сетей и колодцев для нужд Предприятия, включая документацию о запросе предложений.
Закупка проводилась в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров (работ, услуг) СПБ ГУП "Пассажиравтотранс" с изменениями от 31.03.2015.
ООО "Фирма "РОСС" 04.09.2015 обратилось в УФАС с жалобой на неправомерные действия Предприятия при проведении торгов.
Решением от 11.09.2015 по жалобе N Т02-449/15 антимонопольный орган признал в действиях организатора торгов нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ. Управление пришло к выводу, что поскольку предметом закупки является проведение работ по гидродинамической очистке канализационных сетей и колодцев для нужд Предприятия, организатор торгов неправомерно установил в документации о запросе предложений требование о наличии у участника свидетельства СРО на выполнение работ по очистке полости и испытанию трубопровода канализации. По мнению УФАС, включение заказчиком данного требования в закупочную документацию приводит к ограничению конкуренции.
Предписанием от 11.09.2015 антимонопольный орган обязал организатора торгов устранить нарушения процедуры организации и проведения торгов путем проведения и завершения процедуры запроса предложений на проведение работ по гидродинамической очистке канализационных сетей и колодцев для нужд Предприятия без учета требований об обязательном наличии у участников запроса предложений свидетельства СРО на выполнение работ по очистке полости и испытание трубопроводов канализации.
Считая названные решение и предписание Управления незаконными, Предприятие обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие у антимонопольного органа правовых позиций для принятия оспариваемого решения и выдачи предписания.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материально и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о нарушении Управлением Закона N 223-ФЗ, поскольку у антимонопольного органа в данном случае отсутствовали правовые основания для принятия и рассмотрения жалобы ООО "Фирма "РОСС".
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен в статье 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
В части 1 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).
В части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ установлен перечень случаев, при наличии которых участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в антимонопольный орган (в порядке, установленном антимонопольным органом), а именно, в случае:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим.
В остальных случаях законодателем установлен лишь судебный порядок обжалования действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 9 статьи 3 Закона N 223-ФЗ).
Таким образом, полномочия антимонопольного органа в сфере государственного контроля за закупками, осуществляемыми юридическими лицами в соответствии с Законом N 223-ФЗ, ограничены положениями части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Как следует из оспариваемого решения, ООО "Фирма "РОСС" обратилось в антимонопольный орган по иным, не предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, основаниям. Так, основанием для обращения ООО "Фирма "РОСС" в антимонопольный орган с жалобой на действия Предприятия послужило неправомерное, по мнению подателя жалобы, требование заказчика о предоставлении участником закупки свидетельства СРО на выполнение работ по очистке полости и испытанию трубопровода канализации.
Однако основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, ни в жалобе ООО "Фирма "РОСС", ни в решении антимонопольного органа не приведены.
Таким образом, поскольку обжалование установленных заказчиком требований к участникам закупки не входит в перечень оснований, предусмотренных Законом N 223-ФЗ для обращения с жалобой на действия (бездействие) заказчика в антимонопольный орган, Управление не вправе было рассматривать по существу и удовлетворять жалобу ООО "Фирма "РОСС".
При наличии указанных нарушений иные доводы, приведенные в кассационной жалобе Управления, не влияют на оценку действий антимонопольного органа при разрешении данного спора.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемого решения Закону N 135-ФЗ и Закону N 223-ФЗ, в связи с чем судебные инстанции правомерно удовлетворили заявленные СПБ ГУП "Пассажиравтотранс" требования.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.06.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2016 по делу N А56-96526/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.