24 мая 2017 г. |
Дело N А56-50277/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Преснецовой Т.Г. и Рудницкого Г.М.,
при участии от открытого акционерного общества "Канат" Князева А.Б. (доверенность от 18.10.2016), от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области Янгировой А.А. (доверенность от 29.12.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2016 (судья Кротов С.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2017 (судьи Колосова Ж.В., Горбик В.М., Полубехина Н.С.) по делу N А56-50277/2016,
установил:
Открытое акционерное общество "Канат", место нахождения: 197110, Санкт-Петербург, пр. Петровский, д. 20, ОГРН 1027806857693, ИНН 7813054069 (далее - ОАО "Канат", общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге, переименованному в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520 (далее - ТУ Росимущества), о признании незаконными действий (бездействия), заключающихся в уклонении от передачи ОАО "Канат" права собственности на основании договоров купли-продажи и государственной регистрации такого права, в отношении следующих объектов недвижимости:
- электроцех, столярный цех, общей площадью 844,3 кв. м, расположен по адресу: Санкт-Петербург, Петровский пр., д. 20, лит. Ш, назначение: нежилое, кадастровый номер 78:07:0003212:1046;
- земельный участок общей площадью 698 кв. м, занятый электроцехом, столярным цехом, расположен по адресу: Санкт-Петербург, Петровский пр., д. 20, лит. Ш, из земель населенных пунктов, предназначен для размещения промышленных объектов, кадастровый номер 78:07:0003212:1395;
- смоляной склад (подвергся разрушению) общей площадью 232 кв. м, расположен по адресу: Санкт-Петербург, Петровский пр., д. 20, лит. И1, назначение: нежилое, кадастровый номер 78:7:3212:0:133;
- земельный участок общей площадью 244 кв. м, занятый смоляным складом (подвергся разрушению), расположен по адресу: Санкт-Петербург, Петровский пр., д. 20, лит. И1, из земель населенных пунктов, предназначен для размещения промышленных объектов, кадастровый номер 78:07:0003212:1394;
- нежилое здание общей площадью 595,2 кв. м, расположено по адресу: Санкт-Петербург, Петровский пр., д. 20, лит. В, назначение: нежилое, кадастровый номер 78:07:0003212:1033;
- земельный участок общей площадью 605 кв. м, занятый нежилым зданием, расположен по адресу: Санкт-Петербург, Петровский пр., д. 20, лит. В, из земель населенных пунктов, предназначен для размещения промышленных объектов, кадастровый номер 78:07:0003212:23;
- административное здание общей площадью 379,8 кв. м, расположено по адресу: Санкт-Петербург, Петровский пр., д. 20, корп. 1, лит. М, назначение: нежилое, кадастровый номер 78:07:0003212:1320;
- земельный участок общей площадью 290 кв. м, занятый административным зданием, расположен по адресу: Санкт-Петербург, Петровский пр., д. 20, корп. 1, из земель населенных пунктов, предназначен для размещения промышленных объектов, кадастровый номер 78:07:0003212:13;
а также об обязании заключить с обществом договоры купли-продажи указанных объектов недвижимости на условиях, изложенных в проектах договоров купли-продажи, представленных ОАО "Канат".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением суда от 07.12.2016 требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 16.02.2017 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Податель жалобы ссылается на отсутствие оснований для заключения договора купли-продажи объектов недвижимости, поскольку осуществление полномочий собственника по приватизации имущества не относится к полномочиям ТУ Росимущества, такие полномочия осуществляются ТУ Росимущества по поручению Росимущества, указывает, что Росимущество письмом от 05.04.2016 N ИА-03/13180 возвратило комплект документов, поданный обществом в связи с тем, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 37 статьи 1 Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" пункт 16 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ) признан утратившим силу.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ТУ Росимущества подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель общества обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Росимущество о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, однако своего представителя в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Акционерное общество открытого типа "Канат", впоследствии переименованное в ОАО "Канат", зарегистрировано решением Регистрационной палаты мэрии Санкт-Петербурга от 05.04.1993 N 3149, регистрационная запись номер 2557, на основании решения Комитета по управлению городским имуществом мэрии Санкт-Петербурга от 15.03.1993 о реорганизации государственного предприятия Ленинградский комбинат крученых изделий "Нева" (далее - ГП ЛККИ "Нева") в акционерное общество открытого типа "Канат".
На балансе приватизированного государственного предприятия находились упомянутые объекты недвижимости, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, Петровский пр., д. 20, что подтверждается актом оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992, являющимся частью акта оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на 01.07.1992, и инвентарными карточками учета основных средств.
Решением президиума Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов от 29.12.1991 N 445 утвержден перечень зданий, состоящих на государственном учете по списку вновь выявленных объектов, представляющих историческую, художественную, научную или иную культурную ценность, и установлен запрет на их приватизацию. В указанный перечень включен комплекс зданий по адресу: Петровский пр., д. 20-22.
Комитет по управлению городским имуществом мэрии Санкт-Петербурга 15.03.1993 утверждил план приватизации ГП ЛККИ "Нева", реорганизуемого в акционерное общество.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 плана приватизации государственного предприятия названные объекты не подлежат приватизации, так как являются архитектурными памятниками.
Решение президиума Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов от 29.12.1991 N 445 признано утратившим силу в полном объеме решением президиума Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов от 11.01.1993 N 4.
На основании решения комиссии по приватизации от 28.12.1998 подпункты 1, 2 пункта 8 "Укрупненный перечень и стоимость объектов, не подлежащих приватизации" плана приватизации ГП ЛККИ "Нева" изложены в иной редакции.
В соответствии с распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 18.03.2004 N 168-р "О внесении изменений в план приватизации государственного предприятия "Ленинградский комбинат крученых изделий "Нева" и согласно справке проектно-инвентаризационного бюро Петроградского района Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" от 20.02.2013 N 145 (1) после приватизации государственного предприятия в отношении упомянутых объектов проведен кадастровый учет, объекты внесены в реестр федерального имущества.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним спорные объекты принадлежат на праве собственности Российской Федерации.
ОАО "Канат" 12.02.2015 и 28.09.2015 подало в ТУ Росимущества заявления о передаче в собственность по договорам купли-продажи названных объектов недвижимости, ссылаясь на первоочередное право выкупа объектов, а также на то, что эти объекты являются неотделимой частью производственного комплекса предприятия, необходимы для использования их по прямому назначению для производства и управления предприятием, связь объектов с ранее приватизированным имущественным комплексом предприятия не утрачена, объекты не приватизированы иными лицами, ограничения на их приватизацию отсутствуют.
ТУ Росимущество направило заявления общества с приложенными документами в Росимущество с сопроводительными письмами от 06.03.2015 N 1401-15 и от 12.10.2015 N 6535-16, в которых указало, что поданные документы соответствуют требованиям законодательства о приватизации и достаточны для принятия положительного решения в отношении приобретения обществом указанных объектов в собственность за плату.
Росимущество письмом от 05.04.2016 N ИА-03/13180 возвратило обществу заявления и приложенные к ним документы без рассмотрения, сославшись на то, что пункт 16 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ признан утратившим силу с 29.09.2015.
Ссылаясь на то, что действия (бездействие) ТУ Росимущества противоречат закону и нарушают его права, ОАО "Канат" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций на основании имеющихся в деле доказательств установили, что спорное имущество подлежало внесению в уставный капитал акционерного общества, однако не было внесено при его создании в состав приватизированного имущества, заявитель сообщил уполномоченному государственному органу о наличии его воли на выкуп данного имущества по рыночной цене, направив заявления о выкупе, приложив все необходимые документы.
Суды первой и апелляционной инстанций, правильно применив статьи 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 217, 235, пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 16 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ в редакции, действовавшей на момент обращения общества с заявлениями о выкупе указанного имущества в ТУ Росимущества, пришли к правомерному выводу о том, что у ОАО "Канат" имеется первоочередное право приобретения спорного имущества по рыночной цене, а у Росимущества в лице территориального управления имеется обязанность продать обществу это имущество.
Суды также обоснованно установили отсутствие препятствий нормативного и фактического характера для приватизации имущества на момент обращения общества с заявлениями о его выкупе, поскольку имущество не было приватизировано другими лицами, не изменило своего назначения и не утратило связи с имущественным комплексом общества.
Суды правильно применили подпункт "б" пункта 37 статьи 1 и статью 3 Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и посчитали, что действие пункта 16 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ прекратилось с 29.09.2015.
Установив, что ОАО "Канат" обратилось с заявлениями о приобретении имущества в собственность в ТУ Росимущество до прекращения действия указанной нормы права, суды сделали правомерный вывод о том, что оснований для возвращения документов общества у Росимущества не имелось, а действия (бездействие) ТУ Росимущества не соответствуют требованиям закона и нарушают права общества.
Суды правильно применили статью 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ, пункт 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и пришли к выводу о том, что приватизация зданий осуществляется одновременно с отчуждением земельных участков, занимаемых ими и необходимых для их использования.
Суды обоснованно сослались на представленные обществом проекты договоров купли-продажи и отчёты об оценке рыночной стоимости объектов от 17.06.2016 N N 12-2/2016, 13-2/2016, 14-2/2016, 15-2/2016, выполненные оценщиком ООО "Городской консультационный центр", и при отсутствии возражений со стороны ТУ Росимущества и Росимущества относительно условий договоров и стоимости имущества удовлетворили требования общества.
Суды обоснованно отклонили довод ТУ Росимущества о том, что разрешение вопроса о выкупе спорного имущества не отнесено к его компетенции. При этом суды правильно применили пункты 1, 4, 5.6 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, пункты 4, 4.2.5 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге, утвержденного приказом Росимущества от 23.04.2009 N 111,
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2017 по делу N А56-50277/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.