30 мая 2017 г. |
Дело N А13-10254/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шпачевой Т.В., судей Константинова П.Ю. и Никитушкиной Л.Л.
рассмотрев 29.05.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 29.08.2016 (судья Лукенюк О.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2017 (судьи Чапаев И.А., Виноградов О.Н., Шумилова Л.Ф.) по делу N А13-10254/2015,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Красавино", место нахождения: 162341, Вологодская область, Великоустюгский район, г. Красавино, ул. Красноармейская, д. 1б, ОГРН 1113538000102, ИНН 3526027480 (далее - ООО УК "Красавино"), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 25, ОГРН 1103525003900, ИНН 3525237735 (далее - ТУ Росимущества в Вологодской области), о взыскании 53 828 руб. 28 коп. задолженности по оплате содержания общего имущества в многоквартирном доме N 7 по ул. Строителей в г. Красавино за период с 01.07.2012 по 31.12.2012.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области, место нахождения: 160009, г. Вологда, ул. Мальцева, д.41, ОГРН 1043500086112, ИНН 3525143533 (далее - ГУ МЧС по Вологодской области), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области, место нахождения: 160019, г. Вологда, ул. Лаврова, д. 13, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, место нахождения: 160001, г. Вологда, ул. Челюскинцев, д.3, ОГРН 1043500093889, ИНН 3525144576, Департамент имущественных отношений по Вологодской области, место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Козленская, д.8, ОГРН 1033500036998, ИНН 3525057122 (далее - Департамент имущественных отношений).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 29.08.2016 иск удовлетворен.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2017 решение от 29.08.2016 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Вологодской области просит отменить принятые по делу судебные акты.
Как указывает податель кассационной жалобы, суды неверно определили представителя собственника (Российской Федерации), которым должно являться Министерство финансов Российской Федерации. Также податель кассационной жалобы ссылается на то, что истец злоупотребляет правом, поскольку знает об использовании нежилого помещение, за содержание которого взыскивается задолженность, для размещения оборудования ПАО "Ростелеком" по договору с администрацией Великоустюгского муниципального района.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судом на основании материалов дела, управление многоквартирным домом расположенным по адресу: Вологодская область, г. Красавино, ул. Строителей, д. 7 (далее - МКД), осуществляется посредством управляющей организации, в качестве которой выбрано ООО УК "Красавино" (договор управления МКД от 28.02.2011).
В спорный период ООО УК "Красавино" осуществляло обслуживание и текущий ремонт общего имущества указанного МКД.
В МКД расположено нежилое помещение площадью 560 кв. м, собственник которого не производил оплату истцу обслуживания и текущего ремонта общего имущества МКД.
Из материалов дела следует, что собственниками помещений в указанном МКД решения об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества не принималось.
Расчет платы на содержание и ремонт общего имущества МКД произведен истцом в соответствии с тарифами, утвержденными решением Совета городского поселения Красавино от 04.02.2011 N 6 "Об установлении платы за жилое помещение в городском поселении Красавино" и решением Совета городского поселения Красавино от 15.04.2011 N 12 "О внесении изменений в решение Совета городского поселения Красавино от 04.02.2011 N 6 "Об установлении платы за жилое помещение в городском поселении Красавино". Этот расчет ответчиком не оспорен.
Возражая против иска, ТУ Росимущества в Вологодской области сослалось на то, что нежилое помещение, за содержание которого взыскивается плата, не относится к защитным сооружениям гражданской обороны и, соответственно, к федеральной собственности, а является общедомовым имуществом. Этот довод исследовался судом не нашел своего подтверждения в материалах дела.
В соответствии с отзывом на исковое заявление ГУ МЧС по Вологодской области спорное помещение представляет собой противорадиационное укрытие под инвентарным номером 36/1136 и поставлено на учет в качестве защитного сооружения гражданской обороны в 1981 году (листы дела 116-118 тома 1).
Установив, что право собственности на нежилое помещение ни за кем не зарегистрировано, суд первой инстанции привлек к участию в деле всех заинтересованных лиц, и на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 признал нежилое помещение, являющееся защитным сооружением гражданской обороны, федеральной собственностью.
Этот вывод соответствует материалам дела и в кассационной жалобе не оспаривается.
Спорное нежилое помещение не находится в собственности Вологодской области (письма Департамента от 12.11.2015 N 8181, от 28.07.2015 N 34-5437/16), а также в муниципальной собственности (письма администрации городского поселения Красавино Великоустюгского муниципального района Вологодской области от 27.12.2016 N 243 и администрации Великоустюгского муниципального района Вологодской области от 09.01.2017).
Согласно письмам ПАО "Ростелеком" от 12.01.2017 и администрации Великоустюгского муниципального района Вологодской области от 12.01.2017 N 01-121/84/17 в муниципальной собственности Великоустюгского муниципального района в спорном МКД находятся лишь нежилые помещения площадью 178,7 кв. м, расположенные на первом этаже МКД, часть из которых сдаётся в аренду.
Однако спорное помещение расположено в подвале жилого дома.
Из состава федеральной собственности указанный объект недвижимого имущества не выбывал, поскольку доказательств надлежащей передачи противорадиационного укрытия под инвентарным N 36/1136 из федеральной собственности в муниципальную собственность не имеется.
Право государственной собственности на указанное нежилое помещение возникло до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", собственником противорадиационного укрытия под инвентарным N 36/1136 в силу закона является Российская Федерация вне зависимости от регистрации такого права.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -Жилищный кодекс) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Следовательно, закон связывает обязанность участвовать в расходах на содержание общего имущества с моментом возникновения права собственности на помещение. Отсутствие договора управления не освобождает лицо, у которого возникло право собственности на помещение, от его оплаты.
Доводы ответчика о том, что надлежащим представителем Российской Федерации является Министерство финансов Российской Федерации, исследовались апелляционным судом, который обоснованно с ними не согласился.
На основании пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 5.3. Положения о Федеральной агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Агентство) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
В пункте 4 Положения N 432 предусмотрено, что Агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 5.47 Положения N 432 Агентство осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание, его территориальных органов и подведомственных учреждений и финансовое обеспечение возложенных на Агентство функций.
В силу пункта 4.1 Типового положения о территориальном органе Агентства, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, данное лицо реализует от имени Российской Федерации соответствующие полномочия.
Таким образом, надлежащим представителем Российской Федерации по внесению платы за нежилое помещение, находящееся в федеральной собственности и казне, и расположенное в Вологодской области, является ТУ Росимущества в Вологодской области
При таком положении суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 29.08.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2017 N А13-10254/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Шпачева |
Судьи |
Т.В. Шпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.