06 июня 2017 г. |
Дело N А42-5379/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 6 июня 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Ракчеевой М.А. и Сергеевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республики Карелия на решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.11.2016 (судья Тарасов А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2017 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Кашина Т.А.) по делу N А42-5379/2016,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области (в настоящее время - Межрегиональное территориальное управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республики Карелия), место нахождения: 183006, Мурманская обл., г. Мурманск, Пушкинская ул., д. 12, ОГРН 1105190003049, ИНН 5190915348 (далее - ТУ Росимущества), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к администрации города Кировска об обязании в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда провести процедуру приема в муниципальную собственность недвижимого имущества расположенного в городе Кировске Мурманской области, а именно:
- однокомнатной квартиры N 14 площадью 31,1 кв. м с кадастровым номером 51:16:0000000:3581, расположенной по адресу: г. Кировск Мурманской обл., Комсомольская ул., д. 7а;
- квартиры N 37 площадью 29,5 кв. м с кадастровым номером 51:16:0010102:305, расположенной по адресу: г. Кировск Мурманской обл., ул. Кирова, д. 3;
- квартиры N 6 площадью 40,7 кв. м с кадастровым номером 51:16:0000000:3524, расположенной по адресу: г. Кировск Мурманской обл., Советская ул., д. 6;
- квартиры N 9 площадью 31,8 кв. м с кадастровым номером 51:16:0010103:185, расположенной по адресу: г. Кировск Мурманской обл., Советская ул., д. 4;
- квартиры N 24 площадью 31 кв. м с кадастровым номером 51:16:0000000:5086, расположенной по адресу: г. Кировск Мурманской обл., ул. Кирова, д. 45;
- квартиры N 36 площадью 32 кв. м с кадастровым номером 51:16:0000000:1758, расположенной по адресу: г. Кировск Мурманской обл., Советская ул., д. 5;
- квартиры N 32 площадью 41 кв. м с кадастровым номером 51:16:0000000:2427, расположенной по адресу: г. Кировск Мурманской обл., ул. Кирова, д. 55;
- квартиры N 76 площадью 30,6 кв. м с кадастровым номером 51:16:0040120:456, расположенной по адресу: г. Кировск Мурманской обл., ул. Мира, д. 18;
- однокомнатной квартиры N 15 площадью 30,8 кв. м с кадастровым номером 51:16:0000000:2434, расположенной по адресу: г. Кировск Мурманской обл., ул. Кирова, д. 55;
- квартиры N 20 площадью 42,4 кв. м с кадастровым номером 51:16:0010108:232, расположенной по адресу: г. Кировск Мурманской обл., ул. Кирова, д. 38;
- квартиры N 13 площадью 30,4 кв. м с кадастровым номером 51:16:0000000:1081, расположенной по адресу: г. Кировск Мурманской обл., ул. Кирова, д. 43;
- квартиры N 31 площадью 31,2 кв. м с кадастровым номером 51:16:0000000:998, расположенной по адресу: г. Кировск Мурманской обл., ул. Кирова, д. 37;
- квартиры N 46 площадью 28,5 кв. м с кадастровым номером 51:16:0040120:428, расположенной по адресу: г. Кировск Мурманской обл., ул. Мира, д. 18;
- квартиры N 88 площадью 30,2 кв. м с кадастровым номером 51:16:0010104:254, расположенной по адресу: г. Кировск Мурманской обл., Комсомольская ул., д. 10.
Определением суда от 28.09.2016 по делу с согласия истца произведена замена ответчика: администрация города Кировска заменена Комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации города Кировска, место нахождения: 184250, Мурманская обл., г. Кировск, пр. Ленина, д. 16, ОГРН 1025100561463, ИНН 5103020921 (далее - комитет). Администрация города Кировска привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением суда от 02.11.2016 в иске отказано.
Постановлением апелляционного суда от 03.02.2017 решение от 02.11.2016 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества просит решение от 02.11.2016 и постановление от 03.02.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Податель жалобы считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что принятие квартир в муниципальную собственность не будет в полной мере соответствовать Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указывает, что Российская Федерация в лице ТУ Росимущества за счет средств федерального бюджета несет бремя содержания квартир, которые не должны находиться в федеральной собственности.
В отзыве на кассационную жалобу комитет просит оставить решение и постановление без изменения.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, а также о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Документы, подтверждающие размещение указанных сведений, включая дату их размещения, на официальном сайте суда, приобщены к материалам дела.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним упомянутые квартиры принадлежат на праве собственности Российской Федерации. Как следует из выписок из реестра федерального имущества, указанные квартиры являются выморочным имуществом, права собственности на которые зарегистрированы в 2008 году на основании решений Кировского городского суда Мурманской области.
ТУ Росимущества направила администрации письма от 19.06.2015 N 3765 и от 16.10.2015 N 6036, в которых предложило рассмотреть вопрос о возможности передачи названных квартир в муниципальную собственность.
Комитет в письме от 23.11.2015 N 15-2257 сообщил ТУ Росимущества о том, что вопрос о принятии квартир в муниципальную собственность может быть рассмотрен только после получения сведений об техническом состоянии квартир.
ТУ Росимущества направило администрации письмо от 26.04.2016 N 2588 с предложением принять квартиры в муниципальную собственность.
Администрация в ответ письмом от 26.05.2016 N 01-1034 сообщила ТУ Росимущества о проведении обследования технического состояния квартир, которым установлено, что квартиры находятся в неудовлетворительном техническом состоянии и непригодны к эксплуатации, требуют капитального ремонта. В письме администрация указала, что выполнение ремонтных работ в данных помещениях потребует значительных финансовых затрат, денежных средств на проведение капитального ремонта указанных квартир в бюджете города Кировска не имеется, в связи с чем прием квартир в собственность муниципального образования возможен только после приведения их в состояние пригодное для проживания, с приложением актов обследования квартир.
Полагая, что отказ в принятии спорных объектов в собственность муниципального образования является незаконным и необоснованным, ссылаясь на то, что квартиры не могут находиться в федеральной собственности и подлежат передаче в муниципальную собственность, ТУ Росимущества обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций на основании установленных по делу обстоятельств сделали правильный вывод об отсутствии оснований для понуждения ответчика принять спорные объекты недвижимого имущества в муниципальную собственность.
Суды обоснованно не приняли ссылку истца на положения Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". Суды установили, что названные объекты жилищного фонда принадлежат на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав.
Суды обоснованно сослались на недоказанность оснований для безвозмездной передачи упомянутого здания из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) установлен порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, согласно которому находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что нахождение спорных объектов в федеральной собственности не допускается. Суды обоснованно отклонили указанный довод. В соответствии с частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ в федеральной собственности может находиться, в том числе имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Спорные квартиры не используется муниципальным образованием.
Установленные по делу обстоятельства позволили судам сделать правильный вывод об отсутствии предусмотренных частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ оснований для безвозмездной передачи спорного имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования.
Суды обоснованно сослались на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, приведенную в определении от 04.12.2007 N 828-О-П, о том, что положения абзацев шестого и седьмого части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в собственность муниципального образования находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают достижение договоренности между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, наличие волеизъявления всех заинтересованных лиц и согласованности действий соответствующих уполномоченных органов. В связи с тем, что волеизъявление муниципального образования на передачу объектов в муниципальную собственность отсутствует, суды правомерно сочли, что порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность не соблюден. При этом суды правомерно исходили из того, что отказ ответчика от принятия спорного имущества в собственность является обоснованным, так как квартиры находятся в непригодном для проживания состоянии, требуют капитального ремонта, денежные средства на осуществление которого у муниципального образования отсутствуют.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.11.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2017 по делу N А42-5379/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.