20 июня 2017 г. |
Дело N А26-6691/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.
при участии от акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы" Зосим В.С. (доверенность от 13.05.2016 N 19), от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия Черновой Н.А. (доверенность от 17.10.2016 N 05-01-3618),
рассмотрев 15.06.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.08.2016 (судья Левичева Е.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2017 (судьи Сомова Е.А., Протас Н.И., Толкунов В.М.) по делу N А26-6691/2014,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Дзержинского, д. 9, ОГРН 1041000033546, ИНН 1001048166, (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к акционерному обществу "Петрозаводские коммунальные системы", место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 11В, ОГРН 1031000052335, ИНН 1001012709, (далее - Общество) о взыскании задолженности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за III, IV кварталы 2012 года в размере 14 466 041 руб. 66 коп. (с учетом уточненного предмета заявленных требований, принятого судом).
Решением от 23.08.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.02.2017, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержал в полном объеме, представитель Управления против удовлетворения жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, в результате осуществления своей деятельности Общество оказывает вредное воздействие на окружающую среду, в том числе выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными объектами, размещение отходов.
Обществом в Управление были представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за III, IV кварталы 2012 года с данными о начисленных за соответствующий отчетный период суммах платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными объектами, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, размещение отходов за вычетом сумм в счет зачисления средств на выполнение природоохранных мероприятий.
В марте 2013 года в отношении Общества была проведена внеплановая проверка, в рамках которой осуществлены мероприятия по проведению полного анализа отхода (осадка) при подготовке воды (осадок (кек) от обработки промывных вод ВОС г. Петрозаводск) экспертной организацией - филиалом ФГУ "ЦЛАТИ по СЗФО" - "Центр лабораторного анализа технических измерений по Республике Карелия". По результатам исследований указанному отходу присвоен 4 класс опасности (код по ФККО 9410000000000).
Проверкой также установлено занижение количества образованного и размещенного отхода на 2776,08 тонн. По данным акта проверки от 05.04.2013 годовой объем образования отхода - не менее 3726,28 тонн. Вместе с тем, по суммарным данным корректирующих расчетов Общества указанный объем составил 951,20 тонн.
В связи с занижением Обществом количества образованного и размещенного отхода - осадка от обработки промывных вод, а также в результате неверного указания класса опасности указанного отхода Управлением было произведено доначисление платы за негативное воздействие на окружающую среду за III, IV кварталы 2012 года.
Ввиду неисполнения Обществом обязанности по внесению платы в полном объеме, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные требования Управления, сочли их обоснованными.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, государственные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 года N 780 и пунктом 1 изменений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717 "О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" функции в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
В силу части 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Приказа Росприроднадзора от 20.05.2013 N 259 (в ред. от 26.03.2015) "Об осуществлении территориальными органами, находящимися в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета" и Приказа Росприроднадзора от 20.05.2013 N 258 (в ред. от 26.03.2015) "Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (вместе с "Порядком осуществления территориальными органами Росприроднадзора полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации") Росприроднадзор наделен полномочиями администратора доходов бюджета по взиманию платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), негативное воздействие на окружающую среду является платным.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ, сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ, порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок).
Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду (пункт 1).
В соответствии с инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды утвержден Порядок корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий. А именно предложения по корректировке размеров платежей разрабатываются конкретными природопользователями на основе планируемых природоохранных мероприятий, которые согласовываются с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. Объем корректировки размеров платежей за загрязнение окружающей природной среды конкретного природопользователя определяется территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и в соответствии с законодательством утверждается исполнительными органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований или, в случае передачи этих функций территориальными органами Минприроды России. Величина корректировки уточняется после окончания планового периода (год, квартал) как в сторону снижения, так и в сторону увеличения в зависимости от фактического освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий.
В целях приведения пункта 2 Постановления от 28.08.1992 N 632, устанавливающего базовые нормативы платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в соответствие со статьей 16 Закона N 7-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 были утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В соответствии с требованием Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду самостоятельно заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации негативное воздействие на окружающую среду.
Обществом в Управление представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за III, IV кварталы 2012 года с данными о начисленных за соответствующий отчетный период суммах платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными объектами, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, размещении отходов за вычетом сумм в счет зачисления средств на выполнение природоохранных мероприятий.
При этом как верно установлено судами обеих инстанций, указанные расчеты количества образованного и размещенного отхода за III, IV кварталы 2012 года по результатам проведенной проверки оказались значительно занижены. В свою очередь, правомерность произведенного Управлением доначисления спорной платы за негативное воздействие на окружающую среду за III, IV кварталы 2012 года подтверждается экспертным заключением от 01.04.2013 года N 003-Э-13, протоколами определения компонентного состава отходов, протоколом биотестирования, расчетами класса опасности отхода, иными доказательствами по делу, которым судом дана надлежащая правовая оценка.
Исходя из изложенного, следует признать правильными выводы судов обеих инстанций о том, что требование Управления о взыскании с Общества задолженности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 14 466 041 руб. 66 коп. является обоснованным, документально подтвержденным, а потому подлежит удовлетворению в полном объеме.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в судах обеих инстанций, обоснованно отклонены как несостоятельные. Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.08.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2017 по делу N А26-6691/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А Самсонова |
Судьи |
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.