12 июля 2017 г. |
Дело N А21-3454/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Преснецовой Т.Г. и Сергеевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения науки институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В.Пушкова Российской академии наук и Федерального агентства научных организаций на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.10.2016 (судья Лобанова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2017 (судьи Кашина Т.А., Колосова Ж.В., Полубехина Н.С.) по делу N А21-3454/2016,
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В.Пушкова Российской академии наук, место нахождения: 108840, Москва, г. Троицк, Калужское ш., д. 4, ОГРН 1035009350375, ИНН 5046005410 (далее - ИЗМИРАН, институт), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Централизованной религиозной организации "Калининградская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)", место нахождения: 236040, Калининградская обл., г. Калининград, ул. Иванникова, д. 18, ОГРН 1093999000028, ИНН 3906187843 (далее - религиозная организация), о признании права оперативного управления ИЗМИРАН на объект недвижимости, расположенный по адресу: Калининград, пр. Победы, д. 41, и о прекращении права собственности религиозной организации на указанный объект.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (далее - Территориальное управление Росимущества), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (далее - Управление Росреестра), Федеральное агентство научных организаций (далее - ФАНО России).
В процессе рассмотрения дела ФАНО России заявило самостоятельные требования относительно предмета спора о признании права собственности Российской Федерации на упомянутый объект недвижимости.
Решением суда от 12.10.2016 в удовлетворении требований ИЗМИРАН и ФАНО России отказано.
Постановлением апелляционного суда от 15.02.2017 решение от 12.10.2016 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ИЗМИРАН, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела, несоответствие изложенных в решении выводов обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Податель жалобы ссылается на то, что суд не дал оценку доводам истца о том, что спорное имущество никогда не находилось в статусе имущества казны Российской Федерации, а также доводам истца о том, что имущество в соответствии с приложением 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1) относится исключительно к федеральной собственности, в связи с этим не может передаваться кому бы то ни было в собственность.
Податель жалобы указывает на то, что суды в мотивировочных частях судебных актов сослались на дело N А21-5900/2013, однако считает, что в рамках этого дела судом не проводилась проверка соответствия распоряжения Территориального управления Росимущества от 28.01.2011 N 16-р Федеральному закону от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1, статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Податель жалобы указывает на то, что апелляционный суд ссылается на доказательства, исключенные из материалов дела.
В кассационной жалобе ФАНО России просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска ИЗМИРАН и требования ФАНО.
Податель жалобы ссылается на то, что апелляционный суд построил свои выводы на восьми из семнадцати документах, которые ранее признал недостоверными и недопустимыми и исключил из числа доказательств по делу.
Податель жалобы ссылается на то, что суды не применили подлежащие применению статьи 120, 296, 298 ГК РФ и разъяснения, изложенные в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", не дали оценку доводам истца о том, что предусмотренная законом процедура изъятия спорного имущества из оперативного управления истца не производилась.
Податель жалобы не согласен с выводом суда о том, что установленный порядок передачи здания ответчику был соблюден; ссылаясь в качестве документа, выражающего согласие Российской академии наук (далее - РАН), суды указали на письмо Управления земельно-имущественного комплекса РАН от 28.04.2010 N 10180-0931-248, однако не учли, что согласно пункту 61 устава академии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2007 N 785, органами управления РАН являлись общее собрание РАН, президиум и президент академии, а также не учли, что согласие давалось исключительно при условии предварительного предоставления учреждению равноценных площадей, данное условие выполнено не было.
В отзыве на кассационную жалобу религиозная организация просит оставить решение и постановление без изменения.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, а также о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Документы, подтверждающие размещение указанных сведений, включая дату их размещения, на официальном сайте суда, приобщены к материалам дела.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалобы не подлежат удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Исполнительным комитетом Калининградского городского Совета депутатов трудящихся принято решение от 18.05.1971 N 186а о передаче безвозмездно с баланса городского дорожно-эксплуатационного участка управления горкомхоза на баланс Калининградской магнитно-ионосферной обсерватории здания по пр. Победы, д. 35 под производственные площади для проведения экспериментальных работ по разработке измерительной аппаратуры.
Согласно справке Калининградского межрайонного бюро технической инвентаризации от 12.08.2003 изменен адрес упомянутого объекта: пр. Победы, д. 41.
Территориальным управлением Росимущества издано распоряжение от 06.09.2007 N 802-р о внесении в реестр федерального имущества земельного участка с кадастровым номером 39:15:111506:0068, расположенного по адресу: Калининград, пр. Победы, д. 41, предоставленного ИЗМИРАН в постоянное (бессрочное) пользование под существующее административное здание, с указанием на то, что земельный участок занят объектами недвижимости федеральной собственности, закрепленными на праве оперативного управления за ИЗМИРАН.
В соответствии с выпиской из реестра федерального имущества от 28.01.2010 N 1207, выданной ТУ Росимущества в Московской области, спорное здание принадлежит на праве собственности Российской Федерации и находится в оперативном управлении ИЗМИРАН на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, решения Исполнительного комитета Калининградского городского Совета депутатов трудящихся от 18.05.1971 N 186а "О передаче с баланса городского ДЭУ на баланс Калининградской магнитно-ионосферной обсерватории здания по пр. Победы, д. 35", акта приема-передачи основных средств от 28.06.1971.
Росимущество направило в РАН письмо от 10.02.2010, в котором просило рассмотреть обращения религиозной организации о передаче в собственность религиозной организации объекта культурного наследия религиозного назначения - здания бывшей кирхи "Капелла Святого Адальберта", расположенного по адресу: Калининград, пр. Победы, д. 41, и направить Росимуществу мнение РАН для выработки согласованной позиции по порядку дальнейшего использования здания.
В связи с поступлением к нему обращения Управления земельно-имущественного комплекса РАН от 28.04.2010 по вопросу передачи упомянутого здания Росимущество письмом от 16.07.2010 N НС-18/20494 поручило Территориальному управлению Росимущества рассмотреть указанное обращение и представить согласованные с ИЗМИРАН предложения по размещению института на иных площадях.
Служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области приняла решение от 20.09.2010 о возможности передачи объекта культурного наследия регионального значения "Капелла Святого Адальберта" из федеральной собственности в собственность религиозной организации, необходимости разработки проектов реставрации и современного использования памятника, а также проведения соответствующих ремонтно-реставрационных работ.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 2494-р Росимуществу поручено передать безвозмездно в собственность религиозной организации ряд объектов религиозного назначения, в том числе спорное здание "Капелла Святого Адальберта".
В исполнении распоряжения от 31.12.2010 N 2494-р по поручению Росимущества от 26.01.2011 N СМ-18/1669 Территориальным управлением Росимущества издано распоряжение от 28.01.2011 N 16-р об изъятии из казны Российской Федерации и передаче безвозмездно в собственность религиозной организации для использования в функциональных целях находящихся в федеральной собственности объектов религиозного назначения согласно приложению N 1, куда вошёл спорный объект.
Перечисленные в указанном приложении N 1 объекты переданы религиозной организации по акту приема-передачи от 28.01.2011.
19.03.2013 зарегистрировано право собственности религиозной организации на здание бывшей кирхи "Капелла Святого Адальберта", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 21.09.2016 N 39/011/005/2016-2310. В качестве основания регистрации права указаны: распоряжение Территориального управления Росимущества от 28.01.2011 N 16-р, акт приема-передачи государственного имущества от 28.01.2011, охранное обязательство на объект культурного наследия от 28.01.2013 N 5.
ИЗМИРАН обратился в арбитражный суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что спорный объект был передан истцу решением Исполкома Калининградского городского Совета депутатов трудящихся от 18.05.1971 N 186а в оперативное управление, истец 40 лет владел и пользовался и распоряжался этим объектом, осуществлял в нём уставную деятельность, нёс бремя содержания, платил налоги, полагая, что при издании распоряжения Территориального управления Росимущества от 28.01.2011 N 16-р были нарушены требования пункта 2 статьи 296, статьи 214 ГК РФ, статьи 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", приложения N 1 к постановлению ВС РФ от 27.12.2991 N 3020-1, пункта 4 статьи 3, статей 4, 5 Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", передача имущества произведена без процедуры изъятия объекта и без согласования с институтом и РАН, Территориальное управления Росимущества распорядилось зданием как объектом казны Российской Федерации.
ФАНО России, ссылаясь на те же обстоятельства, обратилось в арбитражный суд с самостоятельными требованиями о признании права собственности Российской Федерации в отношении спорного объекта.
Суд первой инстанции применил часть вторую статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сослался на обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делу N А21-5900/2013, посчитал, таким образом, доказанным получение согласия института и РАН на передачу названного объекта недвижимости религиозной организации и пришёл к выводу о том, что право оперативного управления института прекратилось на законных основаниях, право собственности Российской Федерации прекратилось в связи с отчуждением собственником своего имущества религиозной организации в соответствии с пунктом 1 статьи 235 ГК РФ.
Суд первой инстанции применил срок исковой давности, сославшись на имеющееся в материалах ранее рассмотренного дела (N А21-5900/2013) письмо института от 23.04.2013 N 08, счёл, что на 23.04.2013 истцу было известно о государственной регистрации права собственности религиозной организации на спорный объект, посчитал срок исковой давности пропущенным и отказал в иске по этому основанию.
Суд апелляционной инстанции сослался на то, что доводы института и ФАНО России были предметом исследования при рассмотрении дела N А21-5900/2013, постановлением апелляционного суда по указанному делу установлено наличие согласия института на передачу спорного здания в собственность религиозной организации, а также соблюдение порядка передачи здания, однако институт уклонился от подписания акта приема-передачи здания, предоставленного ему взамен спорного объекта. Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции о том, что право собственности Российской Федерации и право оперативного управления института на упомянутый объект недвижимости прекратилось в связи с отчуждением собственником своего имущества религиозной организации при наличии согласия на это института и РАН с соблюдением порядка передачи.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и посчитали не подлежащими доказыванию повторно обстоятельства, установленные судебными актами, вступившими в законную силу, по ранее рассмотренному делу с участием тех же лиц. Суды обоснованно сослались на то, что судебными актами по делу N А21-5900/2013 установлено получение согласия института на изъятие у него спорного объекта и его передачу в собственность религиозной организации, соблюдение порядка передачи, в связи с чем права института распоряжением Территориального управления Росимущества от 28.01.2011 N 16-р не нарушены.
Доводы подателей жалоб обоснованно не приняты судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (далее - Федеральный закон о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения) передача религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения осуществляется: в собственность; безвозмездное пользование на определенный по согласованию с религиозной организацией срок.
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрены случаи, когда передача государственного или муниципального имущества религиозного назначения осуществляется в безвозмездное пользование религиозной организации.
Доводы подателей жалоб о том, что спорное здание не подлежало отчуждению из государственной собственности, основаны на неправильном применении норм материального права. Ссылаясь при этом на постановление ВС РФ от 27.12.2991 N 3020-1, податели жалоб не учитывают, что указанное постановление принято во исполнение требований Законов РСФСР "О собственности в РСФСР" и "О приватизации государственных и муниципальных предприятия в РСФСР" с целью ускорения процессов приватизации, содержит нормы, позволяющие разграничить государственную собственность по уровням собственности и муниципальную собственность, не содержит положений, запрещающих собственникам имущества распоряжаться принадлежащими им объектами в соответствии с требованием законодательства.
Установленными по делу обстоятельствами не подтверждается, что передача упомянутого объекта в собственность религиозной организации осуществлена Росимуществом с нарушением положений Федерального закона о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, иных законов или нормативных актов, и с нарушением прав и законных интересов института или ФАНО России. Так, судебными актами по делу N А21-5900/2013 установлено, что взамен изъятого здания институту с его согласия распоряжением Территориального управления Росимущества от 08.12.2011 N 487-р предоставлялось здание по ул. Ольховой, д. 21, однако в связи с тем, что институт уклонился от подписания необходимого для регистрации права акта приема-передачи указанного здания, данное распоряжение было отменено распоряжением Территориального управления Росимущества от 19.11.2012 N 542-р.
Не подтверждаются материалами дела и нарушения при передаче объекта требований, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Собственником объекта (религиозной организацией) в установленном порядке оформлено охранное обязательство по его содержанию, сохранению и соблюдению иных обеспечивающих его сохранность требований.
Таким образом, полно и всесторонне исследовав обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, суды обоснованно сочли, что собственник имущества правомерно распорядился спорным объектом недвижимости, передав его безвозмездно в собственность религиозной организации, и отказали в удовлетворении требований о признании права собственности Российской Федерации и права оперативного управления института на здание.
Несостоятельным является довод института о том, что апелляционный суд сослался на доказательства, которые сам исключил из материалов дела. Суд апелляционной инстанции установил, что судом первой инстанции были нарушены требования процессуального законодательства по приобщению к материалам настоящего дела ряда доказательств, имеющихся в ранее рассмотренном деле N А21-5900/2013, однако апелляционный суд правомерно посчитал, что указанное нарушение, допущенное судом первой инстанции, не привело к принятию неправильного решения.
Вместе с тем, апелляционный суд, определив, что установленные судебными актами по делу N А21-5900/2013 обстоятельства имеют значение для правильного рассмотрения настоящего дела, и не требуют доказывания повторно при рассмотрении настоящего дела, обоснованно сослался в постановлении по настоящему делу на эти обстоятельства и привел фрагменты из судебных актов по делу N А21-5900/2013, содержащие ссылки на доказательства, подтверждающие указанные обстоятельства.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.10.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2017 по делу N А21-3454/2016 оставить без изменения, а кассационные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения науки институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В.Пушкова Российской академии наук и Федерального агентства научных организаций - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.