18 июля 2017 г. |
Дело N А56-58460/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Кадулина А.В., Сергеевой И.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-строительное управление - 19" Гусева А.О. (доверенность от 05.05.2017), от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Боглачевой Л.И. (доверенность от 29.12.2016 N 141006-42),
рассмотрев 12.07.2017 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга и федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.12.2016 (судья Хохлов Д.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017 (судьи Жиляева Е.В., Желтянников В.И., Тимухина И.А.) по делу N А56-58460/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-строительное управление - 19", место нахождения: 199004, Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., д. 36/40, ОГРН 1077847629628, ИНН 7801450526 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ),в котором просило:
- признать недействительным распоряжение Комитета от 23.06.2016 N 2526-РЗК "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории" (далее - Распоряжение N 2526-РЗК);
- признать незаконными действия Комитета по разделу земельного участка с кадастровым номером 78:38:038:27 (актуальный кадастровый номер 78:38:0000000:27), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, Приморское шоссе, уч. 1, юго-восточнее дома 1, лит. А по 41-му км Приморского шоссе, произведенного во исполнение Распоряжения N 2526-РЗК;
- признать недействительным кадастровый учет временных земельных участков с кадастровыми номерами 78:38:0000000:4131, 78:38:0021133:3019, 78:38:0021133:3020, 78:38:0021133:3021, 78:38:0021133:3022, 78:38:0021133:3023, 78:38:0021133:3024, 78:38:0021137:3374, 78:38:0021137:3375, 78:38:0021137:3376, 78:38:0021137:3377, 78:38:0021137:3378, 78:38:0021137:3379, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 78:38:0000000:27;
- обязать Комитет и Кадастровую палату аннулировать кадастровый учет временных земельных участков, которые были образованы в результате раздела спорного земельного участка, а также возобновить кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 78:38:0000000:27;
- обязать Комитет и Кадастровую палату в течение 5 рабочих дней с момента вступления в законную силу судебного акта в порядке части 6 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) сообщить арбитражному суду об исполнении судебного акта.
Уточнения приняты судом в порядке статьи 49 АПК РФ.
Определением суда первой инстанции от 31.10.2016 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, в лице филиала по Санкт-Петербургу (далее - Кадастровая палата) и Комитет по градостроительству и архитектуре, место нахождения: 191011, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 2, ОГРН 1037843022524, ИНН 7830000994.
Решением от 06.12.2016 заявленные требования удовлетворены частично: суд признал незаконными действия Комитета по разделу земельного участка с кадастровым номером 78:38:0000000:27, недействительными Распоряжение N 2526-РЗК и кадастровый учет временных земельных участков с кадастровыми номерами 78:38:0021133:3021, 78:38:0021133:3022, 78:38:0021133:3024, 78:38:0021133:3023, 78:38:0021133:3020, 78:38:0021137:3376, 78:38:0021137:3378, 78:38:0021137:3379, 78:38:0021137:3375, 78:38:0021137:3374, 78:38:0021133:3019, 78:38:0021137:3377, 78:38:0000000:4131, а также обязал Кадастровую палату аннулировать в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) сведения об указанных земельных участках. Кроме того, суд возложил на Кадастровую палату обязанность в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу сообщить суду об исполнении решения суда, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые решение и постановление и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы ссылается на отсутствие доказательств нарушения прав Общества оспариваемым распоряжением и действиями Комитета и Кадастровой палаты; считает, что заявленные требования не подлежат рассмотрению в рамках главы 24 АПК РФ, поскольку между заявителем и Комитетом имеется спор о праве в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:38:0000000:27, который рассматривается в рамках дела N А56-5176/2016; действия Комитета направлены на реализацию Обществом исключительного права, предусмотренного статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), поскольку в результате раздела исходного земельного участка сформированы участки, необходимые для эксплуатации принадлежащих заявителю объектов недвижимости.
Кадастровая палата в кассационной жалобе также ссылается на нарушение судами обеих инстанций норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Податель жалобы считает недоказанным факт незаконности действий Кадастровой палаты по осуществлению кадастрового учета временных земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 78:38:0000000:27; суды не учли, что внесенные в ГКН сведения об образованных земельных участках имеют временный характер и не являются кадастровыми сведениями; у судов отсутствовали основания для взыскания с Кадастровой палаты судебных расходов по уплате государственной пошлины, поскольку удовлетворение требования Общества об аннулировании из ГКН сведений о временных участках обусловлено осуществлением им функций по кадастровому учету объектов недвижимости.
В отзывах на кассационные жалобы Общество просит отказать в их удовлетворении и оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против удовлетворения как жалобы Комитета, так и жалобы Кадастровой палаты.
Иные лица, участвующие в деле и надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили; их отсутствие в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалоб.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Распоряжением КГА от 16.11.2010 N 227-р утвержден проект границ земельного участка, расположенного по адресу: Курортный район, г. Сестрорецк, Приморское шоссе, участок 1 (юго-восточнее дома N 1, лит. А, по 41-му км Приморского шоссе), для предоставления на инвестиционных условиях с разрешенным использованием - размещение гостиницы (гостиничный комплекс). Согласно пункту 2 названного распоряжения площадь участка в границах проектирования составляет 86 915 кв.м.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 N 1818 "О проектировании и строительстве гостиницы (гостиничный комплекс) по адресу: Курортный район, г. Сестрорецк, Приморское шоссе, уч. 1 (юго-восточнее дома N 1, лит. А, по 41-му км Приморского шоссе)" (далее - Постановление N 1818) Обществу определены инвестиционные условия при проектировании и строительстве гостиницы (гостиничный комплекс) на закрепленном земельном участке площадью 86 915 кв.м с кадастровым номером 78:38:038:27.
На основании данного Постановления N 1818 между Комитетом по управлению городским имуществом (в настоящее время - Комитет; арендодателем) и Обществом (арендатором) был заключен договор от 09.03.2011 N 19/ЗКС-01378 аренды данного земельного участка на инвестиционных условиях.
Согласно пункту 1.2 договора участок предоставлен для осуществления инвестиционного проекта по проектированию и строительству гостиницы (гостиничный комплекс).
Пунктом 3.1 указанного договора предусмотрено проектирование и строительство гостиницы (гостиничного комплекса) на участке; максимальная площадь результата инвестирования и строительства составляет 7888,6 кв.м.
Пунктом 5.2 договора установлен срок для реализации инвестиционного проекта - 26.10.2013.
Комитет и Общество подписали протокол от 21.04.2014 исполнения обязательств по договору аренды, согласно которому в рамках исполнения обязательства арендатора по проектированию и строительству гостиницы (гостиничного комплекса) на предоставленном в аренду земельном участке построен объект капитального строительства - гостиничный комплекс "Дюны", состоящий из 15 нежилых зданий, общая площадь которых составляет 850,6 кв.м, и расположенные по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, 41-й км Приморского шоссе, д. 5
Право собственности Общества на возведенные нежилые здания по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, 41-й км Приморского шоссе, д. 5, лит. А, Б, В, Д, Е, Ж, З, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, зарегистрировано в установленном порядке 03.06.2014, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права от 03.06.2014.
Общество, ссылаясь на статью 39.20 ЗК РФ, обратилось в Комитет с заявлением от 03.07.2015, о предоставлении на условиях договора аренды земельного участка с кадастровым номером 78:38:0000000:27, на котором расположены принадлежащие заявителю 15 нежилых зданий.
В ответ на данное заявление Комитет направил в адрес письмо от 17.08.2015 N 37222-18, в котором предложил Обществу согласовать схему раздела испрашиваемого земельного участка с учетом выделения земельных участков, необходимых для обслуживания, эксплуатации и ремонта зданий, расположенных в его границах, и оставшейся территории в границах участка для предоставления Обществу на правах краткосрочной аренды в целях благоустройства.
Общество письмом от 15.09.2015 N 6 указало на незаконность раздела земельного участка и разработки представленной ему схемы.
Уведомлением от 01.12.2015 N 73287-32/15 Комитет сообщил Обществу об отказе от договора аренды на основании пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Впоследствии Комитет в письме от 22.12.2015 N 81730-32 сообщил Обществу об отказе в выкупе земельного участка с кадастровым номером 78:38:0000000:27, поскольку площадь испрашиваемого участка превышает площадь, необходимую для функционирования и использования расположенных на нем объектов недвижимости.
Распоряжением N 2526-РЗК со ссылкой на статью 11.10 ЗК РФ Комитет утвердил схему расположения следующих земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых в результате раздела земельного участка площадью 86 815 кв.м с кадастровым номером 78:38:0000000:27: площадью 78 472 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, 41-й км Приморского шоссе, участок 13; площадью 270 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, 41-й км Приморского шоссе, д. 5, лит. П; площадью 1855 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, 41-й км Приморского шоссе, д. 5, лит. О; площадью 600 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, 41-й км Приморского шоссе, д. 5, лит. М; площадью 560 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, 41-й км Приморского шоссе, д. 5, лит. Л; площадью 630 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, 41-й км Приморского шоссе, д. 5, лит. К; площадью 570 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, 41-й км Приморского шоссе, д. 5, лит. И; площадью 920 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, 41-й км Приморского шоссе, д. 5, лит. Е; площадью 630 кв. м по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, 41-й км Приморского шоссе, д. 5, лит. Д), площадью 615 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, 41-й км Приморского шоссе, д. 5, лит. В; площадью 566 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, 41-й км Приморского шоссе, д. 5, лит. Б; площадью 647 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, 41-й км Приморского шоссе, д. 5, лит. А; площадью 580 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, 41-й км Приморского шоссе, д. 5, лит. Р.
Согласно письму Комитета от 14.11.2016 N 78477/к в границах земельного участка с кадастровым номером 78:38:0000000:27, расположены земельные участки с кадастровыми номерами: 78:38:0021133:3021, 78:38:0021133:3022, 78:38:0021133:3024, 78:38:0021133:3023, 78:38:0021133:3020, 78:38:0021137:3376, 78:38:0021137:3378, 78:38:0021137:3379, 78:38:0021137:3375, 78:38:0021137:3374, 78:38:0021133:3019, 78:38:0021137:3377, 78:38:0000000:4131. Вид разрешенного использования данных земельных участков установлен "для размещения гостиниц", статус кадастровых сведений в ГКН - "временный".
Заявитель, полагая действия Комитета, направленные на раздел земельного участка с кадастровым номером 78:38:0000000:27 незаконными и нарушающими права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь статьями 198, 201 АПК РФ, 11.3, 11.9, 11.10 ЗК РФ, статьями 23, 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), установили, что земельный участок с кадастровым номером 78:38:0000000:27 расположен в границах территории, в отношении которой постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.02.2011 N 189 утвержден проект планировки с проектом межевания территории, в связи с чем пришли к выводу о том, что Распоряжение N 2526-РЗК является недействительным, а действия Комитета по разделу участка - незаконными, поскольку оспариваемое распоряжение принято при наличии прямого запрета, установленного подпунктом 5 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела и изучив доводы, приведенные в кассационных жалобах, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов в связи со следующим.
По смыслу статьи 198 АПК РФ во взаимосвязи с нормами статьи 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 4 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Согласно пункту 6 названной статьи образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.
В пункте 2 статьи 11.3 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ.
В то же время подпунктом 5 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что самостоятельным основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что земельный участок с кадастровым номером 78:38:0000000:27 находится в государственной собственности, расположен в границах территории ограниченной береговой линией Финского залива, административной границей муниципального образования город Сестрорецк, границей функциональной зоны "Р3", береговой линией реки М. Сестры, в Курортном районе Санкт-Петербурга.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.02.2011 N 189 утвержден проект планировки с проектом межевания территории, ограниченной береговой линией Финского залива, административной границей муниципального образования город Сестрорецк, границей функциональной зоны "Р3", береговой линией реки М. Сестры, в Курортном районе
В качестве Приложения N 3 к указанному постановлению утверждено Положение о размещении объектов капитального строительства, характеристиках планируемого развития территории и характеристиках развития систем транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития указанной территории.
В соответствии с данным Положением к формируемым земельным участкам, планируемым для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, относится и земельный участок, площадью 8,69 га, для размещения объектов капитального строительства: гостиница, трансформаторная подстанция, блок-модульная котельная, газораспределительный пункт. При этом максимальная общая площадь объекта капитального строительства не должна превышать 7889 кв.м.
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 15.02.2011 N 189 является нормативным правовым актом, с установленном порядке никем не оспорено.
Таким образом, в силу приведенных выше правовых норм образование земельных участков путем раздела может быть осуществлено исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, а не основании схемы расположения земельных участков.
При таком положении суды, установив указанные обстоятельства, пришли к правильному выводу, что при наличии утвержденного в установленном порядке проекта межевания территории земельного участка с кадастровым номером 78:38:0000000:27 у Комитета отсутствовали правовые основания для издания Распоряжения N 2526-РЗК, которым была утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых в результате раздела данного земельного участка. Вследствие этого указанное распоряжение является недействительным, а действия КИО, направленные на раздел предоставленного Обществу в аренду земельного участка, - незаконными.
Вопреки доводам Комитета об отсутствии нарушений прав Общества суды правильно установили, что заявитель является землепользователем участка, в отношении которого произведен раздел, в связи с чем нарушение его прав оспариваемыми действиями предполагается.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона N 221-ФЗ постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
В пункте 3 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ установлено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями.
Поскольку Кадастровая палата осуществила кадастровый учет земельных участков на основании схемы расположения участков, которая была утверждена при наличии действующего проекта межевания данной территории Распоряжением N 2526-РЗК, данные действия обоснованно признаны судами первой и апелляционной инстанций незаконными и не соответствующими положениям статей 23, 27 Закона N 221-ФЗ и подпункта 5 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Поскольку кадастровый учет земельных участков был осуществлен Кадастровой палатой, а не Комитетом, суды правомерно в качестве способа восстановления нарушенных прав Общества обязали Кадастровую палату аннулировать кадастровый учет временных земельных участков, которые были образованы в результате раздела спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах решение и апелляционное постановление являются законными и обоснованными, оснований для их отмены судом кассационной инстанции не установлено.
Ссылки подателя жалобы на то, что сведения об образованных земельных участках носят временный характер, по мнению суда кассационной инстанции, являются необоснованными, поскольку такой характер учета не препятствует аннулированию указанных сведений из ГКН в качестве способа восстановления нарушенных неправомерными действиями прав Общества, на данных участках находятся в том числе принадлежащие заявителю на праве собственности объекты недвижимости. Земельные участки, образованные на основании Распоряжения N 2526-РЗК в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 78:38:0000000:27, являются объектами гражданских прав, сведения о них могут быть использованы в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Суд кассационной инстанции полагает, что доводы Комитета о наличии между ним и Обществом спора о праве, рассматриваемого в рамках дела N А56-5176/2016 по заявлению Общества о признании незаконным отказа в выкупе земельного участка, подлежат отклонению, поскольку вопросы соразмерности испрашиваемого в собственность земельного участка площади объектов недвижимости, расположенных на нем, а также о необходимости использования спорного участка испрашиваемой площади для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости не входят в предмет доказывания по настоящему делу о законности утверждения схемы расположения земельных участков и постановки их на кадастровый учет, они не исследовались судами, в обжалуемых судебных актах отсутствуют какие-либо выводы в отношении них. Данные обстоятельства подлежат доказыванию и судебной проверке в рамках судебного разбирательства по делу N А56-5176/2016.
Доводы Кадастровой палаты о неправомерном возложении на нее обязанности по возмещению 1 500 руб. судебных расходов противоречат положениям статьям 46, 110 АПК РФ, а также правовым позициям, сформулированным в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" и в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", а также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.2012 N 9847/11, в том числе о распределении судебных издержек с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них ответчика при процессуальном соучастии. Суды правильно исходили из данной ими оценки неправомерных действий Кадастровой палаты, которая, возражая против удовлетворения требований Общества, занимало активную позицию; правовых оснований для возложения всех расходов по оплате пошлины на Комитет у суда первой инстанции не имелось; является обоснованным возложение судами первой и апелляционной инстанций судебных расходов заявителя на Комитет и на Кадастровую палату в равных долях.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.04.2017 приостановлено исполнение оспариваемого решения от 06.12.2016 по настоящему делу до окончания производства в арбитражном суде кассационной инстанции.
Поскольку производство по кассационным жалобам завершено, суд на основании статьи 283 АПК РФ отменяет принятое приостановление исполнения судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.12.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017 по делу N А56-58460/2016 оставить без изменения, а кассационные жалобы Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга и федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения от 06.12.2016 по настоящему делу, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.04.2017, отменить.
Председательствующий |
Т.Г. Преснецова |
Судьи |
Т.Г. Преснецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы Кадастровой палаты о неправомерном возложении на нее обязанности по возмещению 1 500 руб. судебных расходов противоречат положениям статьям 46, 110 АПК РФ, а также правовым позициям, сформулированным в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" и в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", а также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.2012 N 9847/11, в том числе о распределении судебных издержек с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них ответчика при процессуальном соучастии. Суды правильно исходили из данной ими оценки неправомерных действий Кадастровой палаты, которая, возражая против удовлетворения требований Общества, занимало активную позицию; правовых оснований для возложения всех расходов по оплате пошлины на Комитет у суда первой инстанции не имелось; является обоснованным возложение судами первой и апелляционной инстанций судебных расходов заявителя на Комитет и на Кадастровую палату в равных долях."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2017 г. N Ф07-4615/17 по делу N А56-58460/2016