16 мая 2017 г. |
Дело N А05-8554/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Асмыковича А.В., Подвального И.О.,
рассмотрев 16.05.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2017 по делу N А05-8554/2016 (судьи Осокина Н.Н., Мурахина Н.В., Смирнов В.И.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Архангельск" (место нахождения: г. Архангельск, пр. Советских космонавтов, д. 52, пом. 8-Н; ОГРН 1142901010625; ИНН 2901252021; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным требования Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (место нахождения: г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 49; ОГРН 1042900022626; ИНН 2901127253; далее - Министерство) от 03.08.2016 N 203/06-09/5474.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-ревизионная инспекция Архангельской области (место нахождения: г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49; ОГРН 1082901015713; ИНН 2901188256; далее - Инспекция).
Решением суда первой инстанции от 01.12.2016 (судья Быстров И.В.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 13.02.2017 решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, направленное Обществу требование о возврате субсидий является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения его заявления не имеется.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, на основании Закона Архангельской области от 16.12.2014 N 220-13-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Закон о бюджете на 2015 год) между Министерством и Обществом заключен договор от 29.01.2015 N 13-Т на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения в 2015 году, согласно которому ему в соответствии с разделом 3 Порядка предоставления в 2015 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (приложение 18 к Закону о бюджете на 2015 год; далее - Порядок) предоставлена субсидия на указанные цели.
В соответствии с пунктом 1.4 договора объем субсидии рассчитывается как произведение объема тепловой энергии, поставленного Обществом населению и потребителям, приравненным к населению (Пнас), и тарифом на тепловую энергию, поставляемую потребителям в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (Т) за минусом тарифа на тепловую энергию, поставляемую населению (Тнас) с вычетом стоимости неиспользованного остатка каменного угля (Sz).
В пункте 1.5 договора стороны определили, что при расчете субсидии объем фактически отпущенной Обществом тепловой энергии (теплоносителя) для населения определяется на основании объемов коммунальных услуг, указанных в выставленных потребителям платежных документах. При отпуске тепловой энергии потребителям, приравненным к населению, в случае отсутствия приборов учета к расчету субсидии принимается объем тепловой энергии, отпущенный населению и определенный в установленном порядке расчетным путем с использованием нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
Согласно пункту 1.6 договора отпуск тепловой энергии (теплоносителя) для населения и потребителям, приравненным к населению, в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения) подтверждается Обществом данными бухгалтерского учета.
Инспекция на основании распоряжения от 30.06.2016 N 01-08/77 в рамках проверки соблюдения Министерством условий, целей и порядка предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг провела встречную проверку Общества по вопросам соблюдения условий, целей и порядка предоставления указанной субсидии.
По результатам встречной проверки выявлено и отражено в акте от 30.06.2016 завышение потребности в субсидии за 2015 год на сумму 236 340 руб. 77 коп. в связи с расхождением в объемах отпуска тепловой энергии для населения по отчетам Общества с данными его первичных документов. При этом Инспекция при определении объема отпущенной тепловой энергии не приняла счета-фактуры, выставленные ООО "Управляющая жилищная компания", ООО "УК Поморье" и ООО "АрхСтройЗаказчик", на отпущенную тепловую энергию на общедомовые нужды сверх нормативов.
В связи с этим Министерство направило Обществу требование от 03.08.2016 N 203/06-09/5474 о возврате в течение 15 дней со дня предъявления требования указанной суммы субсидии.
Общество, не согласившись с требованием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления исходя из того, что возмещать Обществу недополученные доходы в части спорного объема тепловой энергии на указанную сумму следовало не за счет субсидии, а за счет средств управляющих организаций.
Суд апелляционной инстанции отменил решение и удовлетворил заявление в связи с тем, что управляющие организации, которым была поставлена тепловая энергия, приобретают ее для населения, а потому относятся к потребителям, приравненным к населению.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Как предусмотрено подпунктом "в" пункта 1 статьи 8 Закона о бюджете на 2015 год, в 2015 году из областного бюджета субсидии юридическим лицам (за исключением государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения.
В силу пункта 3.4 Порядка Министерство заключает с теплоснабжающими организациями договоры на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, которые должны предусматривать базовые величины и порядок расчета размера субсидий (подпункт "а").
Теплоснабжающие организации ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Министерство расчет фактической потребности в средствах субсидий с учетом произведенного авансирования по утвержденной форме (пункт 3.5 Порядка).
Согласно пунктам 3.10, 3.11 Порядка проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляется Министерством и Инспекцией, а также контрольно-счетной палатой Архангельской области. В случае выявления нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, а также условий договоров на возмещение недополученных доходов субсидии в соответствующем объеме подлежат возврату в областной бюджет в течение 15 дней со дня предъявления Министерством требования о возврате.
В рассматриваемом случае судом апелляционной инстанции установлено, что основанием для направления Министерством Обществу требования от 03.08.2016 N 203/06-09/5474 послужило отсутствие решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В силу части 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).
В силу абзаца второго пункта 44 названных Правил (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств (абзац третий пункта 44 Правил).
Исходя из того, что в данном случае Общество является ресурсоснабжающей организацией, управляющие организации - исполнителями коммунальных услуг, а потребителем - население, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что управляющие организации, которым Общество поставляет тепловую энергию, относятся к потребителям, приравненным к населению, поскольку приобретают тепловую энергию только для населения.
В связи с этим судом апелляционной инстанции указано, что потребление тепловой энергии на общедомовые нужды, превышающей объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, не свидетельствует в рассматриваемом случае о потреблении управляющими организациями данного объема тепловой энергии для собственных нужд.
Исходя из условий договора от 29.01.2015 N 13-Т, Обществу предоставляется субсидия на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую как населению, так и потребителям, приравненным к населению.
При этом апелляционным судом установлено, что потребленная тепловая энергия в спорном объеме приобретена управляющими организациями именно для потребителей - населения на общедомовые нужды, доказательств обратного вопреки части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Министерством не представлено.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности завышения ресурсоснабжающей организацией потребности в средствах субсидии, о несоответствии оспариваемого требования упомянутым нормам, а также о нарушении прав и законных интересов заявителя, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для удовлетворения заявления.
Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Несогласие Министерства с выводами суда апелляционной инстанции, а также иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2017 по делу N А05-8554/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.