Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2017 г. N Ф07-4645/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
13 февраля 2017 г. |
Дело N А05-8554/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 13 февраля 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смекаловой Е.Ю.,
при участии от Общества Утту А.В. по доверенности от 01.1.2016, от третьего лица Фарбер С.Г. по доверенности от 09.01.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 декабря 2016 года по делу N А05-8554/2016 (судья Быстров И.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Архангельск" (ОГРН 1142901010625; ИНН 2901252021; место нахождения: 163000, г. Архангельск, пр. Советских космонавтов, д. 52, помещение 8-Н; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626; ИНН 2901127253; место нахождения: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 49; далее - министерство) о признании недействительным требования от 03.08.2016 N 203/06-09/5474 о возврате субсидии в сумме 236 340 руб. 77 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечена Контрольно-ревизионная инспекция Архангельской области (далее - третье лицо, Инспекция).
Решением суда 01 декабря 2016 года Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Общество не согласилось с решением суда и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Министерство в отзыве отклонило доводы апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Считает решение суда законным и обоснованным.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило, его представитель в судебном заседании просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения. Считает решение суда законным и обоснованным.
Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей Общества и Инспекции, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция считает, что решение суда первой инстанции следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, министерством (Сторона 1) и Обществом (Сторона 2) заключен договор от 29.01.2015 N 13-Т на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, в 2015 году.
В соответствии с пунктом 1.1 данного договора взаимодействие сторон направлено на предоставление Стороной 1 Стороне 2 субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения в соответствии с разделом 3 Порядка предоставления в 2015 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, предусмотренного приложением N 18 к Закону Архангельской области от 16.12.2014 N 220-13-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", Законом Архангельской области от 02.07.2012 N 512-32-ОЗ "Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций" (далее - Закон N 512-32-ОЗ).
В пункте 1.2 договора указано, что Сторона 2 является теплоснабжающей организацией в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), осуществляет продажу населению и потребителям, приравненным к населению, произведенной или приобретенной тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеет на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение населения и потребителей, приравненных к населению, на территории муниципальных образований "Уемское" и "Приморское" муниципального образования "Приморский муниципальный район" Архангельской области.
Согласно пункту 1.3 договора в качестве базовых величин для расчета размера субсидий принимаются:
а) утвержденные агентством по тарифам и ценам Архангельской области для Стороны 2 тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (без НДС);
б) утвержденные агентством по тарифам и ценам Архангельской области для Стороны 2 тарифы на тепловую энергию, поставляемую населению (без НДС);
в) объем тепловой энергии (теплоносителя), поставленный Стороной 2 населению и потребителям, приравненным к населению, в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии, и (или) в случаях, допускаемых Законом N 190-ФЗ, определенный расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, установленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг";
г) стоимость не использованного по состоянию на 1 января 2013 года остатка каменного угля, поставленного органами местного самоуправления поселений Архангельской области теплоснабжающим организациям за счет субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на закупку и доставку каменного угля, муки и лекарственных средств в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов.
В соответствии с пунктом 1.4 договора объем субсидии рассчитывается по формуле:
СТ = (Пнас x (Т - Тнас) - Sz, где:
СТ - объем субсидии Стороне 2, рублей;
Пнас - объем тепловой энергии (теплоносителя), поставленный Стороной 2 населению и потребителям, приравненным к населению, в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии и (или) в случаях, допускаемых Законом N 190-ФЗ, определенный в установленном порядке расчётным путём по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, Гкал;
Т - тариф на тепловую энергию, поставляемую Стороной 2 потребителям, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (без НДС), руб./Гкал;
Тнас - тариф на тепловую энергию, поставляемую Стороной 2 населению (без НДС), руб./Гкал;
Sz - стоимость неиспользованного остатка каменного угля, рублей.
В пункте 1.5 договора стороны определили, что при расчете субсидии объем фактически отпущенной Стороной 2 тепловой энергии (теплоносителя) для населения определяется на основании объемов коммунальных услуг, указанных в выставленных потребителям платежных документах. При отпуске Стороной 2 тепловой энергии потребителям, приравненным к населению, в случае отсутствия приборов учета в точках учета тепловой энергии, к расчету субсидии Стороной 2 принимается объем тепловой энергии, отпущенный населению и определенный в установленном порядке расчетным путем с использованием нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 1.6 договора отпуск Стороной 2 тепловой энергии (теплоносителя) для населения и потребителям, приравненным к населению, в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения) подтверждается данными бухгалтерского учета.
Инспекцией в соответствии с планом работы на 2016 год и на основании распоряжения руководителя от 08.06.2016 N 01-08/76 проведена проверка в министерстве соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, по результатам которой составлен акт от 01.07.2016.
В рамках данной проверки Инспекцией проведена встречная проверка соблюдения Обществом условий, целей и порядка предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, в 2015 году, по результатам которой составлен акт от 30.06.2016.
При проведении указанных проверок Инспекция установила, что согласно отчетным данным Общества объем отпуска тепловой энергии населению в 2015 году, отраженный в расчетах потребности в средствах субсидии, составил 27 687,515 Гкал, сумма субсидии, предъявленная в расчетах потребности в средствах субсидии, определена в размере 27 317 668 руб. 12 коп., что подтверждается расчетом фактической потребности в средствах субсидии формы Ф-1 дельта.
В ходе проверки Инспекцией выполнен расчет объемом тепловой энергии, отпущенной населению, на основании представленных первичных документов, согласно которым объем отпуска тепловой энергии населению в проверяемом периоде составил 27 354,880 Гкал, расхождение в объемах отпуска тепловой энергии для населения по отчетам Общества с данными его первичных документов составил 332,635 Гкал.
При этом заявленный Обществом в расчетах потребности в средствах субсидии за 2015 года объем тепловой энергии по муниципальному образованию "Приморское" составил 9615,488 Гкал, тогда как общий объем тепловой энергии, отпущенной населению, установленный Инспекций в ходе проверки на основании первичных платежных документов и данных бухгалтерского учета, составил 9599,997 Гкал.
В связи с этим инспекция посчитала, что по данному муниципальному образованию излишне предъявленный в расчетах потребности в средствах субсидии за 2015 год объем тепловой энергии составил 15,491 Гкал, а излишне полученная Обществом сумма субсидии составила 18 561 руб. 16 коп. (т. 2, л. 35).
Также Инспекцией установлено, что Обществом в расчетах потребности в средствах субсидии за 2015 года объем тепловой энергии по муниципальному образованию "Уемское" заявлен в размере 18 072,027 Гкал, тогда как общий объем тепловой энергии, отпущенной населению, установленный в ходе проверки на основании первичных платежных документов и данных бухгалтерского учета, составил 17 754,883 Гкал.
На основании этого Инспекция посчитала, что по данному муниципальному образованию излишне предъявленный в расчетах потребности в средствах субсидии за 2015 год объем тепловой энергии составил 317,144 Гкал, а излишне полученная Обществом сумма субсидии составила 217 779 руб. 61 коп. (т. 2, л. 35).
Как следует из актов проверки и материалов дела, Инспекцией при расчете субсидии при определении объема отпущенной тепловой энергии не приняты счета-фактуры от 30.06.2015 N 203, 256, 202, от 31.07.2015 N 231, 257, 230, от 31.08.2015 N 247, 258, 246, выставленные заявителем ООО "Управляющая жилищная компания", ООО "АрхСтройЗаказчик", ООО "УК Поморье" на отпущенную теплоэнергию на общедомовые нужды сверх нормативов.
При этом Инспекция исходила из положений пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и непредоставления решений собраний собственников помещений в многоквартирных домах о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Поскольку такие решения не были приняты, Инспекция посчитала, что объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, население не оплачивало и обязанность по оплате данного объема лежит на управляющих компаниях и соответственно в расчет дельта Т данные объемы включать нельзя.
На основании изложенного Инспекцией сделан вывод о завышении Обществом потребности в средствах субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, в 2015 году на сумму 236 340 руб. 77 коп.
В связи с этим министерство направило Обществу требование от 03.08.2016 N 203/06-09/5474, в котором предложило в течение 15 дней со дня предъявления требования произвести возврат средств субсидии в размере 236 340 руб. 77 коп.
Общество, не согласившись с указанным требованием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) определяет субсидию как форму предоставления юридическому лицу бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных этим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 8 Законом Архангельской области от 16.12.2014 N 220-13-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в 2015 году из областного бюджета предоставляются субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения.
В приложении N 18 к данному Закону утвержден Порядок предоставления в 2015 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Порядок).
Согласно пункту 3.1 Порядка субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, предоставляются теплоснабжающим организациям в случае превышения тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения над тарифом на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, которые установлены агентством по тарифам и ценам Архангельской области непосредственно для теплоснабжающей организации.
При этом под теплоснабжающими организациями понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, осуществляющие продажу населению и потребителям, приравненным к населению, произведенной или приобретенной тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение населения и потребителей, приравненных к населению.
Понятие категорий потребителей "население" и "потребители, приравненные к населению" определены Законом Архангельской области от 02.07.2012 N 512-32-ОЗ "Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций" (далее - Закон N 512-32-ОЗ).
В соответствии с пунктом 3.2 Порядка целью предоставления субсидий является возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения).
Пунктом 3.3 Порядка определено, что предоставление субсидий теплоснабжающим организациям осуществляется министерством в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, с доведенными лимитами бюджетных обязательств и предельными объемами финансирования в рамках подпрограммы "Формирование и реализация региональной политики в сфере энергетики, связи и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области" государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики, связи и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014 - 2020 годы)".
В соответствии с пунктом 3.4 Порядка министерство заключает с теплоснабжающими организациями договоры на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения.
В силу пункта 3.5 Порядка теплоснабжающие организации ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в министерство расчет фактической потребности в средствах субсидий с учетом произведенного авансирования по форме, утвержденной распоряжением министерства.
Теплоснабжающие организации ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, также представляют расчет фактической потребности в средствах субсидий путем заполнения соответствующих форм в государственной информационной системе Архангельской области "Комплексная информационно-аналитическая система Архангельской области".
Теплоснабжающие организации несут ответственность за недостоверность представленных сведений.
В силу пункта 3.10 Порядка проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляется министерством и контрольно-ревизионной инспекцией Архангельской области в порядке, установленном Правительством Архангельской области, а также контрольно-счетной палатой Архангельской области в порядке, установленном Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и Областным законом от 30.05.2011 N 288-22-ОЗ "О контрольно-счётной палате Архангельской области".
В случае выявления министерством нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, а также условий договоров на возмещение недополученных доходов соответствующий объем субсидий подлежит возврату в областной бюджет в течение 15 дней со дня предъявления министерством соответствующего требования (пункт 3.11 Порядка).
Порядком осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 18.02.2014 N 58-пп, установлены правила осуществления проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий и бюджетных инвестиций из областного бюджета их получателями в соответствии со статьей 78, пунктами 2 - 4 статьи 78.1, статьей 78.2 БК РФ.
Данным нормативным правовым актом установлено, что проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляются главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств областного бюджета - в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, получивших субсидии из областного бюджета. Финансовый контроль осуществляется в части соблюдения указанными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами условий, целей и порядка предоставления субсидий из областного бюджета.
Согласно подпункту 3 пункта 49 указанного нормативного правового акта по результатам рассмотрения акта ревизии, акта проверки должностное лицо главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств областного бюджета, рассмотревшее акт ревизии, акт проверки, направляет требование о возврате субсидии объекту финансового контроля - юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу, если выявлено нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидии.
Такое требование должно соответствовать по форме и содержанию положениям пункта 58 Порядка осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, а именно: в нем указываются: наименование ("требование"), дата и место составления требования; сведения об объекте контрольного мероприятия (его наименование (фамилия, имя, отчество), место нахождения (место жительства), основной государственный регистрационный номер, индивидуальный номер налогоплательщика, фамилия, имя, отчество руководителя юридического лица); реквизиты акта проверки, на основании которого направлено требование; фамилия, имя, отчество и должность должностного лица главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств областного бюджета, подписавшего требование; сумма субсидии, подлежащая возврату в областной бюджет; реквизиты счета, на который подлежит перечислению сумма субсидии, подлежащая возврату в областной бюджет; срок исполнения требования о возврате субсидии; подпись должностного лица главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств областного бюджета, рассмотревшего акт проверки.
В подпунктах 4, 5 пункта 1 статьи 3 Закона N 512-32-ОЗ даны понятия категорий потребителей "население" и "потребители, приравненные к населению".
Под населением понимаются физические лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, владеющие (пользующиеся) жилыми помещениями на законных основаниях, приобретающие тепловую энергию (мощность), теплоноситель для собственных и общедомовых коммунально-бытовых нужд.
Под потребителями, приравненными к населению, понимаются лица, приобретающие:
- тепловую энергию в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению населению;
- тепловую энергию для производства горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования), в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению населению;
- тепловую энергию в качестве компонента горячей воды, поставляемой с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения), в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению населению.
В соответствии с положениями пункта 2 Правил N 354 под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); под потребителем - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; под ресурсоснабжающей организацией - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Исходя из положений пунктов 6, 7, 8, подпунктов "а", "б" пункта 9 Правил N 354, управляющие организации или товарищества являются исполнителями коммунальных услуг и несут перед потребителями соответствующие определенные обязанности, перечисленные в пункте 31 названных Правил, в том числе обеспечивают предоставление коммунальных услуг, а именно подачу потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В связи с этим в отношениях по предоставлению коммунальных услуг, рассматриваемых в настоящем деле, Общество является ресурсоснабжающей организацией (в отношениях с управляющими организациями), управляющие организации являются исполнителями, а потребителем является население (лица, пользующиеся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющие коммунальные услуги).
Следовательно, управляющие организации, которым Общество поставляет тепловую энергию, относятся к потребителям, приравненным к населению, поскольку они приобретают тепловую энергию только для потребителей - населения с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Исходя из условий заключенного договора на предоставление субсидии и приведенных норм, Обществу предоставляется субсидия на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую как населению, так и потребителям, приравненным к населению. При этом при расчете субсидии объем тепловой энергии (теплоносителя), поставленный населению и потребителям, приравненным к населению, определяется на основании объемов коммунальных услуг, указанных в выставленных населению платежных документах и определенных в установленном порядке расчетным путем с использованием нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
Также из материалов дела следует, что потребленная тепловая энергия в спорном объеме приобретена управляющими организациями для потребителей - населения с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования общего имущества в многоквартирном доме (общедомовые нужды).
При этом Инспекция и министерство не представили какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что поставленная Обществом тепловая энергия в спорном объеме приобретена управляющими организациями для собственных нужд и каких именно.
Согласно пункту 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
В соответствии с абзацем вторым пункта 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объёма коммунальной услуги в размере превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определённого исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств (абзац третий пункта 44 Правил N 354).
Из указанных норм, на которые ссылается Инспекция и министерство, не следует, что управляющие компании приобретают тепловую энергию сверх нормативов для каких-либо своих нужд.
Наоборот, исходя из указанных норм, управляющие организации приобретают коммунальную услугу - тепловую энергию, необходимую как для потребления в жилом (нежилом) помещении, так и для потребления на общедомовые нужды, только для нужд потребителей - населения.
Потребление тепловой энергии на общедомовые нужды, превышающей объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, не свидетельствует в данном случае о том, что управляющие организации потребили данный объем тепловой энергии для собственных нужд.
Правила N 354, устанавливая кто именно должен оплачивать коммунальную услугу, потребленную на общедомовые нужды сверх норматива в отсутствии соответствующего решения собственником жилых помещений, не изменяют потребителя данной услуги, которым определено население.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает необоснованным вывод Инспекции о завышении Обществом потребности в средствах субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, в 2015 году на сумму 236 340 руб. 77 коп.
В связи с чем требование министерства от 03.08.2016 N 203/06-09/5474, в котором Обществу предложено в течение 15 дней со дня предъявления требования произвести возврат средств субсидии в размере 236 340 руб. 77 коп. является незаконным.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует отменить, заявленные требования удовлетворить, признать недействительным требование Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 03.08.2016 N 203/06-09/5474 о возврате субсидии в сумме 236 340 руб. 77 коп.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции следует взыскать в пользу общества с министерства.
Руководствуясь статьями 110, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 декабря 2016 года по делу N А05-8554/2016 отменить.
Признать недействительным требование Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 03.08.2016 N 203/06-09/5474 о возврате субсидии в сумме 236 340 руб. 77 коп.
Взыскать с Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626; ИНН 2901127253; место нахождения: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 49) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Архангельск" (ОГРН 1142901010625; ИНН 2901252021; место нахождения: 163000, г. Архангельск, пр. Советских космонавтов, д. 52, помещение 8-Н) расходы по уплате госпошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции в сумме 4500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8554/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2017 г. N Ф07-4645/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ТЕПЛОЭНЕРГО АРХАНГЕЛЬСК"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Контрольно-ревизионная инспекция Архангельской области