12 мая 2017 г. |
Дело N А42-2938/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Боглачевой Е.В. и Кустова А.А.,
рассмотрев 10.05.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.09.2016 (судья Максимец Д.Л.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2016 (судьи Савина Е.В., Мельникова Н.А., Семиглазов В.А.) по делу N А42-2938/2016,
установил:
Акционерное общество "Мончегорская теплосеть", место нахождения: 184511, Мурманская обл., г. Мончегорск, ул. Строительная, д. 15, ОГРН 1055100082025, ИНН 5107909768 (далее -Теплосеть), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис", место нахождения: 184511, Мурманская обл., г. Мончегорск, ул. Нагорная, д. 34, ОГРН 1065109002530, ИНН 5109001918 (далее - Общество), 90 260 734 руб. 52 коп. задолженности за тепловую энергию и теплоноситель, поставленных в марте 2016 года, 4 589 758 руб. 35 коп. неустойки за период с 26.04.2016 по 18.09.2016, а также неустойки до фактической оплаты долга.
Решением суда первой инстанции от 27.09.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.12.2016, иск удовлетворен полностью.
В кассационной жалобе Общество, считая обжалуемые судебные акты незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального права, просит их изменить в части, а именно: взыскать с Общества в пользу Теплосети основной долг в сумме 89 648 676 руб. 87 коп. и неустойку в сумме 3 574 212 руб. 63 коп., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 000 руб.; неустойку начислять на сумму основного долга в размере 69 334 871 руб. 66 коп. (с учетом разницы между нормативным и фактическим потреблением тепловой энергии), исходя из размера 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки платежа с 19.09.2016 по день фактической уплаты денежных средств; в удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
По мнению подателя жалобы, у Теплосети не имелось оснований для применения при расчете стоимости тепловой энергии, потребленной спорными жилыми домами в марте 2016 года, нормативов потребления с повышающим коэффициентом.
Податель жалобы полагает, что в отсутствие вины Общества в просрочке исполнения обязательства по оплате тепловой энергии, неустойка взыскана необоснованно.
Податель жалобы не согласен с выводом судов о том, что размер взыскиваемой неустойки соразмерен последствиям нарушения ответчиком своих обязательств.
В представленном отзыве на кассационную жалобу Теплосеть просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их законными и обоснованными, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, несостоятельными.
Теплосеть и Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Теплосеть является теплоснабжающей организацией и осуществляет теплоснабжение и поставку горячей воды в жилые многоквартирные дома, в том числе находящиеся в управлении у Общества.
Договор теплоснабжения от 18.11.2013 N 354/2013 (далее - Договор) заключен сторонами в судебном порядке.
По условиям Договора Теплосеть обязуется подавать Обществу через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде (тепловую энергию) и горячую воду по открытой системе теплоснабжения, а Общество обязуется принимать и оплачивать ресурс в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных Договором, соблюдать установленный режим потребления тепловой энергии и горячей воды.
Теплосеть в марте 2016 года отпустила в многоквартирные дома Общества тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель и выставила Обществу для оплаты счет-фактуру от 31.03.2016 N МТ1001.
Ссылаясь на неоплату Обществом поставленной тепловой энергии и теплоносителя в полном объеме, Теплосеть обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск в полном объеме, признав его обоснованным по праву и по размеру.
Проверив законность принятых при рассмотрении дела судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как установлено пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Предоставление коммунальных услуг гражданам, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг в спорный период регулировались Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В то же время со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" Правительство Мурманской области постановлением от 01.07.2013 N 358-ПП утвердило Порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых (нежилых) помещениях многоквартирного дома, оборудованного общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии (далее - Порядок N 358-ПП).
Приведенные в Порядке N 358-ПП формулы для определения размера платы за отопление в жилых (нежилых) помещениях многоквартирного дома, оборудованного общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии, соответствуют формулам, на которые имеется ссылка в подпункте "б" пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Между тем, в настоящем случае спор касается тех жилых домов, общедомовые приборы учета в которых вышли из строя или сняты на поверку на срок свыше трех месяцев. В этом случае истец обоснованно руководствовался пунктами 59 - 60(1) Правил N 354 и исходил из того, что общедомовые приборы учета отсутствуют. Следовательно, в этом случае Порядок N 358-ПП в расчетах применяться не может.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к названным правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Норматив потребления коммунальной услуги - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета коммунального ресурса.
В целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности принят Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с названным Законом, в целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 и от 17.12.2014 N 1380 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению) при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета (пунктом 3(1) приложения N 1), которые составляют: с 01.01.2015 по 30.06.2015 - 1,1; с 01.07.2015 по 31.12.2015 - 1,2; с 01.01.2016 по 30.01.2016 - 1,4; с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 1,5; с 2017 года - 1,6.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 11.03.2013 N 34 (далее - Приказ N 34) утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, а Приказом от 22.01.2016 N 9 в Приказ N 34 внесены изменения: приложения N 1, 2, 3, 4 изложены в новой редакции, приложения N 2.2, 4.2 признаны утратившими силу с 01.01.2016. Согласно данным приказам на территории Мурманской области установлены нормативы потребления с учетом повышающего коэффициента. Следовательно, вопреки доводам ответчика, в отношениях сторон в спорный период не могли применяться нормативы, которые действовали по состоянию на 30.06.2012. Эти нормативы, исходя из содержания Приказов N 34, 9, утратили силу.
Таким образом, из положений приведенных нормативных актов следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не имеющих соответствующего прибора учета (при наличии технической возможности установки прибора учета), должен применяться повышенный норматив.
Установив, что Общество в полном объеме тепловую энергию, потребленную в марте 2016 года не оплатило, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно взыскали с ответчика задолженность в заявленном истцом размере.
Обязанность Общества уплатить законную неустойку предусмотрена частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Установив несвоевременное исполнение Обществом обязательств по оплате потребленной тепловой энергии, суды взыскали с ответчика неустойку за период с 26.04.2016 по 18.09.2016, а также неустойку по день фактической оплаты долга.
Присуждение судами неустойки по день фактического исполнения ответчиком денежного обязательства не противоречит статьи 330 ГК РФ и согласуется с разъяснениями, содержащимися в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что исковые требования Теплосети удовлетворены судами правомерно.
Выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Процессуальных нарушений судами не допущено. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Общества.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.09.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2016 по делу N А42-2938/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.К. Серова |
Судьи |
В.К. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с названным Законом, в целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 и от 17.12.2014 N 1380 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению) при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета (пунктом 3(1) приложения N 1), которые составляют: с 01.01.2015 по 30.06.2015 - 1,1; с 01.07.2015 по 31.12.2015 - 1,2; с 01.01.2016 по 30.01.2016 - 1,4; с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 1,5; с 2017 года - 1,6.
...
Обязанность Общества уплатить законную неустойку предусмотрена частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
...
Присуждение судами неустойки по день фактического исполнения ответчиком денежного обязательства не противоречит статьи 330 ГК РФ и согласуется с разъяснениями, содержащимися в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 мая 2017 г. N Ф07-2337/17 по делу N А42-2938/2016