25 мая 2017 г. |
Дело N А21-3620/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Мунтян Л.Б., Родина Ю.А.,
при участии от федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калининградской области" Сливкиной Г.В. (доверенность от 31.03.2017),
рассмотрев 24.05.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калининградской области" в лице Филиала N 1 на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.10.2016 (судья Кузнецова О.Д.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Загараева Л.П.) по делу N А21-3620/2016,
установил:
Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калининградской области" в лице филиала N 1, ОГРН 1103926014268, (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным Требования от 09.03.2016 N 049S01160013083 Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Светловском городском округе (межрайонное) (далее - Фонд) об уплате пени в сумме 17 438 руб. 96 коп. и признании недействительным решения Фонда от 13.04.2016 N 1 об отказе в предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов в период с 15.01.2016 по 25.01.2016.
Решением суда первой инстанции от 07.10.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.01.2017, в удовлетворении заявленных Учреждением требований отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам, просит принятые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, между отказом в принятии первого заявления об отсрочке по уплате страховых взносов и требованием об уплате пеней имеется прямая причинно-следственная связь.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы кассационной жалобы.
Фонд извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Учреждение является плательщиком страховых взносов - получателем бюджетных средств.
13.01.2016 Учреждение обратилось в Фонд с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов в сумме 4 756 082,46 руб. на период с 15.01.2016 по 31.01.2016, приложив к заявлению обязательство о соблюдении условий отсрочки, график погашения задолженности.
13.01.2016 Фонд сообщил Учреждению об отсутствии основания для принятия заявления и о необходимости приложить к заявлению о предоставлении отсрочки обязательные документы.
25.01.2016 Учреждение погасило задолженность по страховым взносам в сумме 4 756 082,46 руб.
09.03.2016 по итогам камеральной проверки Фонд выставил оспариваемое требование об уплате пени в сумме 17 438,96 руб., начисленных за период просрочки уплаты указанной суммы страховых взносов.
22.03.2016 Учреждение вновь обратилось в Фонд с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов в сумме 4 756 082,46 руб. по тем же основаниям, но с учетом уплаты задолженности 25.01.2016. Кроме того, Учреждение просило отменить требование об уплате пеней как незаконное.
По заявлению Учреждения от 22.03.2016 Фондом принято решение от 13.04.2016 N 1 об отказе в предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов в связи с тем, что недоимка, о предоставлении отсрочки уплаты которой направлено заявление, оплачена 25.01.2016, следовательно, на момент обращения с заявлением от 22.03.2016 основания для предоставления отсрочки отсутствуют.
Считая отказ Фонда в предоставлении отсрочки уплаты взносов, а также требование об уплате пени незаконными, Учреждение обратилось в суд.
Суды обеих инстанций отказали в удовлетворении заявления, посчитав, что у Фонда отсутствовали правовые основания для принятия решения о предоставлении отсрочки. При этом суды указали на соответствие оспариваемого требования об уплате пеней действующему законодательству.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в спорный период регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ на плательщиков страховых взносов возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены настоящим Законом.
В силу подпункта 2 части 3 статьи 18.1 Закона N 212-ФЗ отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов может быть предоставлена плательщику страховых взносов, финансовое положение которого не позволяет уплатить эти страховые взносы в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, при наличии не предоставления (несвоевременное предоставления) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств плательщику страховых взносов и (или) не доведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до плательщика страховых взносов - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, а также не перечисление (несвоевременное перечисление) плательщику страховых взносов из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных плательщиком страховых взносов услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.
Порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов установлен статьей 18.4 Закона N 212-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 18.4 Закона N 212-ФЗ отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов предоставляется по заявлению плательщика страховых взносов в соответствующий орган, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
К заявлению о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов прилагаются следующие документы:
1) акт совместной сверки расчетов по страховым взносам;
2) справка налогового органа по месту учета плательщика страховых взносов, содержащая перечень всех открытых плательщику страховых взносов счетов в банках;
3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче заявления шести месяцев по счетам плательщика страховых взносов в банках, а также о наличии у плательщика страховых взносов расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах плательщика страховых взносов в банках;
5) обязательство плательщика страховых взносов, предусматривающее на период предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении указанной отсрочки (рассрочки), а также предполагаемый плательщиком страховых взносов график погашения задолженности;
6) документы, подтверждающие наличие оснований предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, указанных в части 3 статьи 18.1 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 18.4 Закона N 212-ФЗ к заявлению о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов по основанию, указанному в пункте 2 части 3 статьи 18.1 настоящего Федерального закона, плательщику страховых взносов, которому не перечислены (несвоевременно перечислены) денежные средства из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страхового взноса, в том числе в счет оказанных плательщиком страховых взносов услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд, прилагается документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) плательщику страховых взносов из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате страховых взносов, либо документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) плательщику страховых взносов в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате страховых взносов, в счет оплаты оказанных плательщиком страховых взносов услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.
Из материалов дела следует, что заявитель в рамках настоящего дела оспаривает требование от 09.03.2016 N 049Ы01160013083 об уплате недоимки по пени в сумме 17 438 руб. 96 коп., начисленной за период просрочки уплаты страховых взносов, а также решение Фонда об отказе в предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов от 13.04.2016 N 1.
При этом действия Фонда по отказу в принятии заявления от 13.01.2016 Учреждением в рамках данного спора не оспариваются (письмо Фонда от 13.01.2016 N 28 - л.д. 31).
Из содержания оспариваемого решения Управления от 13.04.2016 N 1 следует, что основанием для отказа в предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов явилось отсутствие у Учреждения по состоянию на 13.04.2016 задолженности по страховым взносам за декабрь 2015 года.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что недоимка за декабрь 2015 года по обязательным платежам по страховым взносам погашена Учреждением 25.01.2016.
Таким образом, на дату обращения в Фонд с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов Учреждение не имело недоимки по страховым взносам.
Поскольку на дату подачи Учреждением заявления о предоставлении отсрочки от 22.03.2016 отсутствовала задолженность по уплате страховых взносов и истек срок, до которого испрашивалась отсрочка платежей, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о правомерности решения Фонда от 13.04.2016 N 1.
Доводы подателя жалобы в отношении неправомерности отказа Фонда в принятии заявления, поданного Учреждением 13.01.2016, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в рамках настоящего спора данный отказ Фонда не оспаривается заявителем и не является предметом спора.
Доводы подателя жалобы относительно правовых оснований для признания недействительным требования от 09.03.2016 N 049S01160013083 рассмотрены судами обеих инстанций и признаны ими необоснованными.
Согласно статье 25 Закона N 212-ФЗ за неисполнение обязанности по уплате страховых взносов предусмотрено начисление пеней.
В силу части 1 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно части 3 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Судами обеих инстанций установлено, материалами дела подтверждается и подателем жалобы не оспаривается факт нарушения срока уплаты страховых взносов.
Учитывая изложенное Фонд в соответствии с указанными нормами права правомерно начислил пени за период просрочки уплаты страховых взносов и выставил соответствующее требование в адрес заявителя.
На основании изложенного суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.10.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 по делу N А21-3620/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калининградской области" в лице Филиала N 1 - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.