Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 мая 2017 г. N Ф07-3928/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
17 января 2017 г. |
Дело N А21-3620/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Пермякова Е.П.
при участии:
от истца (заявителя): Сливкина У.В., доверенность от 01.04.2016
от ответчика (должника): не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30680/2016) ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Калининградской области" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.10.2016 по делу N А21-3620/2016 (судья Кузнецова О. Д.), принятое
по иску ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Калининградской области" в лице Филиала N 1
к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Светловском городском округе КО (межрайонное) об обжаловании решения
установил:
Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения МО РФ по Калининградской области" в лице филиала N 1 (ОГРН 1103926014268; далее - Заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Калининградской обрасти с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК Российской Федерации, о признании недействительным Требования от 09.03.2016 N 049S01160013083 Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Светловском городском округе (межрайонное) (далее - УПРФ, Ответчик) об уплате пени в сумме 17 438 руб. 96 коп., начисленной за период просрочки уплаты страховых взносов, и признании недействительным решения об отказе в предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов в период с 15.01.2016 по 25.01.2016.
Решением суда первой инстанции от 07.10.2016 в удовлетворении заявленных Учреждением требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Заявителя требования по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Ответчик, уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Учреждение является плательщиком страховых взносов - получателем бюджетных средств.
13.01.2016 Учреждение обратилось в УПФ РФ с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов в сумме 4 756 082,46 руб. за период с 15.01.2016 по 31.01.2016, приложив к заявлению обязательство о соблюдении условий отсрочки, график погашения задолженности.
13.01.2016 УПФ РФ на данное заявление сообщило Учреждению об отсутствии основания для принятия заявления и о необходимости к заявлению о предоставлении отсрочки приложить обязательные документы на основании п. 1 ст. 18.4 Федерального закона N 212-ФЗ (л.д.31).
25.01.2016 задолженность по страховым взносам за декабрь 2015 г. в сумме 4 756 082,46 руб. Учреждением погашена (л.д. 32).
09.03.2016 по итогам камеральной проверки УПФ РФ выставил оспариваемое требование об уплате пени в сумме 17 438,96 руб., начисленных за период просрочки уплаты указанной суммы страховых взносов (л.д. 96).
22.03.2016 Учреждение вновь обратилось в УПРФ с заявлением 390561483/390143001 о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов в сумме 4 756 082,46 руб. по тем же основаниям, но с учётом уплаты задолженности, 25.01.2016 г. (л.д.93). Кроме того, обратилось с заявлением об отмене оспариваемого требования как незаконного.
По заявлению 390561483/390143001 от 22.03.2016 УПРФ принято решение от 13.04.2016 N 1 об отказе в предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов в связи с тем, что задолженность, на которую может быть предоставлена отсрочка определяется на первое число месяца, в котором плательщик обратился с заявлением об отсрочке. Поскольку недоимка, о предоставлении отсрочки уплаты которой направлено заявление оплачена 25.01.2016, на момент обращения с заявлением от 22.03.2016 основания для предоставления отсрочки уплаты отсутствует.
Считая отказ Фонда в предоставлении отсрочки уплаты взносов, а также требование об уплате пени незаконными, Учреждение обратилось в суд с данным заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что поскольку на момент обращения в Фонд с заявлением о предоставлении отсрочки у Учреждения задолженность по страховым взносам за декабрь 2015 года отсутствовала, у Фонда отсутствовали правовые основания для принятия решения о предоставлении отсрочки. Так же суд указал на соответствие оспариваемого требования действующему законодательству.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителя Учреждения, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в спорный период регулировались Федеральным законом N 212-ФЗ.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ на плательщиков страховых взносов возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральным законом.
Диспозиция указанной статьи предусматривает обязательное условие - наличие задолженности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
С 1 января 2015 года такой порядок установлен непосредственно в указанном Законе. Кроме того, закреплено и право плательщика страховых взносов получать данную отсрочку или рассрочку (пункт 13 части 1 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 2 части 3 статьи 18.1 Федерального закона N 212-ФЗ отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов может быть предоставлена плательщику страховых взносов, финансовое положение которого не позволяет уплатить эти страховые взносы в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, при наличии не предоставления (несвоевременное предоставления) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств плательщику страховых взносов и (или) не доведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до плательщика страховых взносов - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, а также не перечисление (несвоевременное перечисление) плательщику страховых взносов из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных плательщиком страховых взносов услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.
Порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов установлен статьей 18.4 Федерального закона N 212-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 18.4 Федерального закона N 212-ФЗ отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов предоставляется по заявлению плательщика страховых взносов в соответствующий орган, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
К заявлению о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов прилагаются следующие документы:
1) акт совместной сверки расчетов по страховым взносам;
2) справка налогового органа по месту учета плательщика страховых взносов, содержащая перечень всех открытых плательщику страховых взносов счетов в банках;
3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче заявления шести месяцев по счетам плательщика страховых взносов в банках, а также о наличии у плательщика страховых взносов расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах плательщика страховых взносов в банках;
5) обязательство плательщика страховых взносов, предусматривающее на период предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении указанной отсрочки (рассрочки), а также предполагаемый плательщиком страховых взносов график погашения задолженности;
6) документы, подтверждающие наличие оснований предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, указанных в части 3 статьи 18.1 Федерального закона N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 18.4 Федерального закона N 212-ФЗ к заявлению о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов по основанию, указанному в пункте 2 части 3 статьи 18.1 настоящего Федерального закона, плательщику страховых взносов, которому не перечислены (несвоевременно перечислены) денежные средства из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страхового взноса, в том числе в счет оказанных плательщиком страховых взносов услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд, прилагается документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) плательщику страховых взносов из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате страховых взносов, либо документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) плательщику страховых взносов в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате страховых взносов, в счет оплаты оказанных плательщиком страховых взносов услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.
Из материалов дела следует, что заявитель в рамках настоящего дела оспаривает только требование от 09.03.2016 N 049Ы01160013083 УПФ РФ об уплате недоимки по пени в сумме 17 438 руб. 96 коп., начисленной за период просрочки уплаты страховых взносов, а также решение об отказе в предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов N 1 от 13.04.2016.
Действия УПФ РФ по отказу в принятии заявления от 13.01.2016 УПФ Российской Федерации по мотивам, изложенным в письме УПФ РФ, Учреждением в рамках данного спора не оспариваются (л.д.31).
При этом как следует из содержания оспариваемого решения Управления от 13.04.2016 N 1, основанием для отказа в предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов явился вывод Фонда об отсутствии у Учреждения по состоянию на 13.04.2016 задолженности по страховым взносам за декабрь 2015 года.
Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что недоимка за декабрь 2015 года по обязательным платежам по страховым взносам погашена Учреждением 25.01.2016.
Таким образом, на дату обращения в Пенсионный фонд с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов, пеней и штрафов Учреждение не имело недоимки по страховым взносам.
Согласно части 1 статьи 18.56 Закона N 212-ФЗ действие отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов прекращается по истечении срока действия соответствующего решения либо может быть прекращено до истечения такого срока в случаях, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 18.5 Закона N 212-ФЗ действие отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов прекращается досрочно в случае уплаты всей причитающейся суммы страховых взносов и соответствующих процентов до истечения установленного срока.
В силу приведенных выше норм решение о предоставлении отсрочки предшествует сроку, на который она предоставляется и моменту выплаты суммы задолженности.
Из заявления Учреждения от 22.03.2016, что заявитель просит о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов за декабрь 2015 на период с 15.01.2016 по 25.01.2016.
Вместе с тем, требование Учреждения не основано на нормах права, поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрено предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов за периоды истекшие на дату обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Поскольку задолженность по уплате страховых взносов за декабрь 2015 года на дату рассмотрения заявления Учреждения отсутствовала, и на дату рассмотрения заявления истек срок, до которого испрашивалась отсрочка платежей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности решения Пенсионного фонда от 13.04.2016 N 1.
Доводы подателя жалобы в отношении неправомерности отказа УПФ РФ в принятии заявления поданного Учреждением 13.01.2016, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в рамках настоящего спора данный отказ Управления не оспаривается заявителем и не является предметом спора.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований в указанной части.
Апелляционный суд также поддерживает выводы суда первой инстанции в отношении отсутствия правовых оснований для признания требования от 09.03.2016 N 049S01160013083 недействительным.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
В силу ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В силу ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ за неисполнение обязанности по уплате страховых взносов предусмотрено начисление пеней.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем факт нарушения срока уплаты страховых взносов за декабрь 2015 года.
Учитывая изложенное УПФ РФ в соответствии с указанными нормами права правомерно начислило пени за период просрочки уплаты страховых взносов за декабрь 2015 года и выставило требование в адрес заявителя.
Расчет пени заявителем не оспаривается.
Доводы подателя жалобы о не соответствии требования утвержденной форме, отклоняется апелляционным судом.
В силу пункта 5 статьи 29 Закона N 212-ФЗ формы предусмотренных настоящим Федеральным законом документов, которые используются органами контроля за уплатой страховых взносов при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о страховых взносах, а также порядок их заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Во исполнение данной нормы приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов" (далее - Приказ N 957н) утверждена форма требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В пункте 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" указано, что требование об уплате налога может быть признано недействительным, только если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога или если нарушение требований, предъявляемых к его содержанию, является существенным.
Судом установлено, что оспариваемое требование по форме 5 - ПФР содержит все необходимые данные, предусмотренные к указанию и в новой форме 4-ПФР: размер недоимки, срок её уплаты, период образования, сумма пени соответствует фактической обязанности Учреждения.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных Учреждением требований.
По мнению суда апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.10.2016 по делу N А21-3620/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3620/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 мая 2017 г. N Ф07-3928/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФБУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Калининградской области" в лице Филиала N 1
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Светловском городском округе КО (межрайонное), Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Светловском городском округе КО (межрайонное)