13 июня 2017 г. |
Дело N А05-8507/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Подвального И.О.,
при участии главы крестьянского (фермерского) хозяйства Юрина Александра Владимировича,
рассмотрев 13.06.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Юрина Александра Владимировича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.10.2016 (судья Быстров И.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2017 (судьи Зайцева А.Я., Романова А.В., Чередина Н.В.) по делу N А05-8507/2016,
установил:
Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (место нахождения: г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, оф. 302; ИНН 2900000367; ОГРН 1022900530278; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Юрину Александру Владимировичу (ОГРНИП 315290100006094) о взыскании 1 345 000 руб. гранта, предоставленного на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства на основании соглашения от 17.08.2015 N 01-34/337.
Решением суда первой инстанции от 17.10.2016 иск удовлетворен.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 19.01.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Юрин А.В., ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
В судебном заседании Юрин А.В. доводы жалобы поддержал.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Министерства, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, между Министерством и Юриным А.В. в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013-2020 годы (утверждена постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2012 N 436-пп) в соответствии с Положением о порядке предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство (утверждено постановлением Правительства Архангельской области от 31.07.2012 N 328-пп; далее - Положение N 328-пп), заключено соглашение от 17.08.2015 N 01-34/337 о предоставлении и использовании гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
По условиям соглашения грант в размере 1 345 000 руб. предоставлен на приобретение сельскохозяйственной техники (приложение N 1 к соглашению), на получателя гранта возложена обязанность быть зарегистрированным в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществлять свою деятельность не менее 5 лет со дня поступления гранта (пункт 2.3.8), возвратить полученный грант в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых на себя обязательств (пункт 2.3.15).
Министерство вправе осуществлять контроль исполнения получателем гранта принятых на себя обязательств, а также расторгнуть соглашение в одностороннем порядке и потребовать возврата денежных средств в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения получателем гранта принятых на себя обязательств (пункты 2.2.1, 2.2.2 соглашения).
Платежными поручениями от 17.08.2015 N 660628 и от 18.08.2015 N 673457 грант в размере 1 345 000 руб. перечислен на расчетный счет Юрина А.В.
В результате внеплановой камеральной проверки Министерство выявило и отразило в акте от 20.05.2016, что получатель гранта с 10.06.2015 работает в должности заместителя директора в федеральном государственном унитарном предприятии "Холмогорское", что является нарушением условия предоставления гранта и влечет возврат денежных средств в областной бюджет.
В связи с этим Министерство направило Юрину А.В. требование от 14.06.2016 N 205-02/2575 о возврате предоставленного гранта в течение 30 дней.
Поскольку требование Юриным А.В. не исполнено, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив, что получателем гранта нарушены условия его предоставления, иск удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
Предоставление в 2015 году из областного бюджета субсидий на оказание государственной поддержки сельскохозяйственного производства на территории Архангельской области предусмотрено подпунктом "и" пункта 1 статьи 8 Закона Архангельской области от 16.12.2014 N 220-13-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Закон области).
Условия и порядок предоставления начинающим фермерам из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства установлены Положением N 328-пп, в соответствии с подпунктом 14 пункта 6 которого правом на получение гранта обладает гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий или обязующийся переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, главой которого он является, и данное хозяйство является единственным местом трудоустройства заявителя.
Согласно пункту 38 Положения N 328-пп Министерство, в частности, проводит обязательные проверки соблюдения получателями гранта условий и порядка его предоставления.
В силу пункта 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 9.8 Порядка предоставления в 2015 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (приложение 18 к Закону области) предусмотрено, что в случае выявления Министерством нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, а также условий соглашений соответствующий объем субсидий подлежит возврату в областной бюджет в течение 15 дней со дня предъявления Министерством соответствующего требования. При невозврате бюджетных средств в установленный срок они подлежат взысканию Министерством в судебном порядке.
Аналогичная норма содержится в Положении N 328-пп (пункт 39).
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Юрин А.В. работает в федеральном государственном унитарном предприятии "Холмогорское" в должности заместителя директора с 10.06.2015.
В связи с этим суды двух инстанций пришли к выводу о том, что ответчик на момент заключения соглашения от 17.08.2015 N 01-34/337 не обладал правом на получение указанного гранта, поскольку крестьянское (фермерское) хозяйство не является единственным местом его трудоустройства.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, установив, что требование Министерства о возврате денежных средств в областной бюджет Юриным А.В. не исполнено, суд первой инстанции удовлетворил иск, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы Юрина А.В., изложенные в жалобе, были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами судов, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.10.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2017 по делу N А05-8507/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Юрина Александра Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.