Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 июня 2017 г. N Ф07-3752/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
19 января 2017 г. |
Дело N А05-8507/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 января 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Романовой А.В. и Черединой Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Юрина Александра Владимировича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 октября 2016 года по делу N А05-8507/2016 (судья Быстров И.В.),
установил:
Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (место нахождения: 163061, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18, офис 302; ИНН 2900000367, ОГРН 1022900530278; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Юрину Александру Владимировичу (место жительства: 164571, Архангельская область, Виноградовский район, рабочий поселок Березник; ИНН 291002183202, ОГРНИП 315290100006094; далее - Глава КФХ) о взыскании 1 345 000 руб. гранта, предоставленного ответчику на основании соглашения о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства от 17.08.2015 N 01-34/337.
Решением суда от 17.10.2016 исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с Главы КФХ в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины.
Глава КФХ с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе просил его отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований отказать.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Суд неправильно применил статьи 28, 78, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), нормы Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ), поскольку условия, цели и порядок предоставления субсидии Главой КФХ не нарушены. Суд не учел, что постановлением правительства Архангельской области от 07.04.2016 N 111-пп "О внесение изменений в постановление правительства Архангельской области от 09.10.2012 N 436-пп" подпункт 14 пункта 6 Положения о порядке предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 31.07.2012 N 328-пп (далее - Положение N 328-пп), признан утратившим силу, постановление правительства Архангельской области от 31.07.2012 N 328-пп также признано утратившим силу. Изъятие суммы гранта приведет Главу КФХ к банкротству, так как на данные денежные средства приобретена сельскохозяйственная уборочная техника, других денежных средств не имеется.
Министерство в отзыве на жалобу возразило против изложенных в ней доводов и требований, просило решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе и отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, по итогам конкурса, проведенного в соответствии с Положением N 328-пп, Министерство и Глава КФХ заключили соглашение о предоставлении и использовании гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства от 17.08.2015 N 01-34/337.
Согласно пункту 1.1 соглашения Министерство предоставляет Главе КФХ денежные средства в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 345 000 руб. путем перечисления на его расчетный счет, открытый в кредитной организации, а Глава КФХ принимает указанные денежные средства и использует их для реализации проекта по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленными соглашением.
В силу пунктов 1.2, 1.3 соглашения Глава КФХ принял на себя обязательство реализовать проект по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства в сроки, установленные Положением N 328-пп и планом расходов (приложение 1 к соглашению), и использовать грант исключительно в соответствии с этим планом расходов.
Пунктом 1.4 соглашения предусмотрено, что грант предоставляется ответчику на безвозмездной основе на условиях долевого финансирования из федерального, областного бюджетов и подлежит возврату в соответствующие бюджеты лишь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Положением N 328-пп и этим соглашением.
В соответствии с пунктом 2.3.2 соглашения Глава КФХ принял на себя обязательства выполнять условия Положения N 328-пп.
В приложении 1 к договору предусмотрено использование гранта на приобретение сельскохозяйственной техники, в том числе на приобретение в августе 2015 года картофелеуборочного комбайна с доставкой и на приобретение в мае 2016 года трактора колесного.
Грант в размере 1 345 000 руб. перечислен Министерством на расчетный счет ответчика.
По итогам внеплановой камеральной проверки Министерство установило, что с 10.06.2015 Глава КФХ работает в федеральном государственном унитарном предприятии "Холмогорское" (далее - Предприятие).
Как указано в исковом заявлении, поскольку ответчиком нарушено требование подпункта 14 пункта 6 Положения 328-пп, которое является основанием для возврата суммы гранта в соответствующие бюджеты, Министерство 14.06.2016 направило Главе КФХ требование о возврате средств предоставленного гранта.
Поскольку денежные средства не возвращены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и размеру, удовлетворил иск полностью.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Как видно из материалов дела, между сторонами возникли правоотношения по получению гранда в виде денежных средств на основании Положения N 328-пп, регулируемые соглашением от 17.08.2015 N 01-34/337.
Согласно статье 6 Закона N 264-ФЗ для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такие средства предоставляются в форме субсидий.
Нормы БК РФ определяют субсидию как форму предоставления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг бюджетных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 вышеназванного Кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно статье 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2).
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно пункту 7 статьи 78 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым этого пункта.
Подпунктом "и" пункта 1 статьи 8 Закона Архангельской области от 16.12.2014 N 220-13-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предусмотрено предоставление в 2015 году из областного бюджета субсидий на оказание государственной поддержки сельскохозяйственного производства на территории Архангельской области.
Пунктом 9.1 изложенного в приложении 18 к указанному Областному закону Порядка предоставления в 2015 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Порядок) определено, что субсидии на оказание государственной поддержки сельскохозяйственного производства на территории Архангельской области предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013 - 2020 годы исполнителям госпрограммы на цели, указанные в госпрограмме, в том числе по виду - поддержка начинающих фермеров, включая гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам.
В силу пункта 9.2 Порядка гранты предоставляются на конкурсной основе. Положение о проведении конкурса на предоставление грантов утверждается постановлением правительства Архангельской области.
Пунктом 9.3 Порядка предусмотрено, что субсидии и гранты предоставляются при условии заключения соглашений между Министерством, органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Архангельской области и получателями субсидий. Условия и порядок предоставления субсидий и грантов устанавливаются постановлением правительства Архангельской области.
Согласно пункту 9.4 Порядка предоставление субсидий и грантов осуществляется министерством агропромышленного комплекса и торговли в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, с доведёнными лимитами бюджетных обязательств и предельными объёмами финансирования.
В соответствии с пунктом 9.5 Порядка субсидии и гранты перечисляются платежными документами с лицевого счета Министерства, открытого в Управлении Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, на счета получателей субсидий или по согласованию с кредитной организацией и получателями субсидий - группе получателей субсидий, у которых в данной кредитной организации открыты счета.
Пунктом 9.8 Порядка предусмотрено, что в случае выявления министерством агропромышленного комплекса и торговли нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, а также условий соглашений соответствующий объем субсидий подлежит возврату в областной бюджет в течение 15 дней со дня предъявления Министерством соответствующего требования. При невозврате бюджетных средств в установленный срок они подлежат взысканию Министерством.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров", приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 N 197 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166", пунктом 11 статьи 4 Закона Архангельской области от 27.06.2007 N 367-19-ОЗ "О государственной поддержке сельского хозяйства в Архангельской области", государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением правительства Архангельской области от 09.10.2012 N 436-пп, правительство Архангельской области постановлением от 31.07.2012 N 328-пп утвердило Положение N 328-пп, которое устанавливало условия и порядок предоставления начинающим фермерам из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство.
Пунктом 2 Положения N 328-пп предусмотрено, что главным распорядителем средств областного бюджета, осуществляющим предоставление грантов и единовременной помощи в соответствии с этим Положением, является Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области.
Согласно пункту 3 Положения N 328-пп гранты выделяются на создание и развитие на территории сельских поселений и межселенных территориях Архангельской области крестьянских (фермерских) хозяйств, включая: приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции; приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию; строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, необходимым для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции; подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям электро-, водо-, газо- и теплоснабжения, дорожной инфраструктуре; приобретение сельскохозяйственных животных; приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции; приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений; приобретение удобрений и ядохимикатов.
В соответствии с пунктом 5 Положения N 328-пп максимальный размер гранта составляет 1 500 000 руб.
Пунктом 6 указанного Положения N 328-пп предусмотрено, что правом на получение гранта и (или) единовременной помощи обладает гражданин Российской Федерации (далее - заявитель), подтвердивший документально соответствие следующим условиям:
1) заявитель не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя и (или) не являлся учредителем (участником) коммерческой организации, за исключением хозяйства, главой которого он является. Заявитель может подать заявку на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров, если период предпринимательской деятельности в совокупности составлял не более 6 месяцев в течение последних трех лет;
2) заявитель ранее не являлся получателем: гранта на создание и развитие хозяйства; гранта на развитие семейных животноводческих ферм; выплаты на содействие самозанятости безработных граждан, полученной до регистрации хозяйства, главой которого является заявитель; средств финансовой поддержки субсидии или грантов на организацию начального этапа предпринимательской деятельности, полученных до регистрации хозяйства, главой которого является заявитель; единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам. В случае если указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего подпункта единовременные выплаты заявитель получает для создания и развития хозяйства и не допускает финансирования за счёт указанных выплат одних и тех же затрат, то заявитель подает заявку на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров;
3) заявитель является главой хозяйства, деятельность которого на дату подачи заявки не превышает 24 месяцев со дня его регистрации на территории Архангельской области;
4) заявитель имеет среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование или получил дополнительное профессиональное образование по сельскохозяйственной специальности, или имеет трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее трёх лет, или осуществляет ведение или совместное ведение личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет;
5) хозяйство, главой которого является заявитель, подпадает под критерии микропредприятия, установленные Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
6) заявитель имеет план по созданию и развитию хозяйства по направлению деятельности (отрасли), определенной программой, увеличению объёма реализуемой сельскохозяйственной продукции (далее - бизнес-план);
7) заявитель представляет план расходов (далее - план) с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, их количества, цены, источников финансирования (средств гранта, единовременной помощи, собственных и заемных средств);
8) заявитель обязуется оплачивать за счет собственных средств не менее 10 процентов стоимости каждого наименования приобретений, указанных в плане;
9) заявитель обязуется использовать грант и единовременную помощь в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его счет и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие хозяйства;
10) хозяйство планирует создание не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 000 руб. гранта;
11) заявитель заключил договоры (предварительные договоры) о реализации сельскохозяйственной продукции на сумму более 30 000 тыс. руб.;
12) заявитель обязуется осуществлять деятельность хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта;
13) заявитель соглашается на передачу и обработку его персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
14) заявитель постоянно проживает или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, главой которого он является, и данное хозяйство является единственным местом трудоустройства заявителя;
15) в хозяйстве отсутствует просроченная задолженность по страховым взносам, пеням, штрафам.
В соответствии с пунктом 7 Положения N 328-пп грант и (или) единовременная помощь предоставляются Министерством на основе конкурсного отбора.
Согласно пунктам 21, 24 Положения N 328-пп конкурсная комиссия, состав которой утверждается распоряжением Министерства, рассматривает каждое заявление и документы к нему отдельно, при явке заявителя проводит с ним собеседование. Итоги заседания конкурсной комиссии оформляются протоколом, утвержденным председателем комиссии или его заместителем.
В соответствии с пунктом 26 Положения N 328-пп на основании протокола конкурсной комиссии Министерство в течение 10 рабочих дней издает распоряжение о выделении средств областного бюджета на предоставление гранта и (или) единовременной помощи победителям конкурса и заключает соглашение о предоставлении и использовании гранта.
Пунктом 29 Положения N 328-пп предусмотрено, что Министерство осуществляет учет получателей гранта и единовременной помощи. Ответственность за недостоверность предоставляемых в Министерство сведений и нецелевое использование средств областного бюджета возлагается на получателей грантов и единовременной помощи.
В соответствии с пунктом 34 Положения N 328-пп получатель гранта и (или) единовременной помощи обязуется соблюдать ограничения, установленные пунктом 4.2 целевой программы ведомства "Поддержка начинающих фермеров на период 2012 - 2014 годов", утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06.03.2012 N 172.
Согласно пункту 38 Положения N 328-пп Министерством и органами государственного финансового контроля Архангельской области проводятся обязательные проверки соблюдения получателями гранта (единовременной помощи) условий, целевых условий и порядка предоставления гранта (единовременной помощи). Данные проверки проводятся в порядке осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, установленного постановлением правительства Архангельской области.
В случае выявления Министерством нарушения условий, целей и порядка предоставления гранта и (или) единовременной помощи их получателями, а также условий соглашений соответствующий объем гранта и (или) единовременной помощи подлежит возврату в областной бюджет в течение 15 дней со дня предъявления Министерством соответствующего требования (пункт 39 Положения N 328-пп).
Подпунктом 14 пункта 6 Положения N 328-пп в качестве одного из условий, при наличии которого гражданин Российской Федерации имеет право на получение гранта, предусмотрено условие, что заявитель постоянно проживает или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, главой которого он является, и данное хозяйство является единственным местом трудоустройства заявителя.
Аналогичное требование закреплено в подпункте 2.14 Условий подачи гражданами Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию субъекта Российской Федерации для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров, утвержденных в приложении 2 к приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 N 197.
В форме заявления о предоставлении гранта, приведенной в приложении 1 к Положению N 328-пп, предусматрено обязательство заявителя в случае признания его победителем конкурса постоянно проживать или переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, главой которого он является, и данное хозяйство должно являться единственным местом его трудоустройства.
Как правильно указал суд первой инстанции, то обстоятельство, что Глава КФХ с 10.06.2015 принят на работу в Предприятие на должность заместителя директора, исключает возможность его участия в конкурсе на предоставление гранта в соответствии с Положением N 328-пп. Это обстоятельство свидетельствует о нарушении Главой КФХ условий предоставления гранта и является основанием для возврата суммы гранта.
Как следует из положений статьи 78 БК РФ, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату, за исключением случаев нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Пунктом 9.8 Порядка, пунктом 39 Положения N 328-пп, а также соглашением от 17.08.2015 предусмотрены последствия выявления Министерством нарушения условий, целей и порядка предоставления гранта их получателями, а также условий соглашений о предоставлении грантов. В этом случае средства гранта подлежат возврату в соответствующий бюджет.
Аналогичные положения предусмотрены действующим в настоящее время Положением о порядке предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, введенным в действие постановлением правительства Архангельской области от 07.04.2016 N 111-пп "О внесении изменений в постановление правительства Архангельской области от 09.10.2012 N 436-пп".
Подпунктом 6 пункта 8 названного Положения правом на получение гранта и (или) единовременной помощи на бытовое устройство обладает гражданин Российской Федерации, являющийся зарегистрированным на территории Архангельской области главой крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации, подающий конкурсную документацию для признания его участником программы, при этом заявитель постоянно проживает или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, главой которого он является, и данное хозяйство является единственным местом трудоустройства заявителя.
Пунктом 35 Положения N 328-пп предусмотрено, что в случае выявления Министерством нарушения условий, целей и порядка предоставления грантов и единовременной помощи их получателями, а также условий соглашений, средства грантов и (или) единовременной помощи подлежат возврату в областной бюджет в течение 30 рабочих дней со дня предъявления Министерством соответствующего требования.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку Министерством выявлено нарушение Главой КФХ условий предоставления гранта в форме субсидии, выразившееся в том, что и на момент подачи заявления о предоставлении гранта, и на момент проведения Министерством внеплановой камеральной проверки крестьянское (фермерское) хозяйство являлось не единственным местом трудоустройства ответчика, средства гранта подлежат возврату в соответствующий бюджет, то есть взысканию с ответчика.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что Положение N 328-пп признано утратившим силу постановлением правительства Архангельской области от 07.04.2016 N 111-пп "О внесении изменений в постановление правительства Архангельской области от 09.10.2012 N 436-пп", не освобождает ответчика от обязанности возвратить средства гранта.
Ответчик допустил нарушение именно в период действия нормативного правового акта. Кроме того, аналогичные нормы и условия предоставления гранта установлены постановлением правительства Архангельской области от 07.04.2016 N 111-пп "О внесении изменений в постановление правительства Архангельской от 09.10.2012 N 436-пп".
поскольку вместо Положения N 328-пп постановлением правительства Архангельской области от 07.04.2016 N 111-пп введено действующее в настоящее время Положение о порядке предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, которое содержит аналогичные Положению N 328-пп требования к получателю гранта и последствия нарушения условий, целей и порядка предоставления грантов.
Доводы подателя жалобы о том, что Положение N 328-пп нарушает его право на труд, необоснованны, поскольку рассматриваемый грант является мерой государственной поддержки и имеет одной из своих целей обеспечение самозанятости неработающих граждан. Лицо, претендующее на получение этого гранта, должно соблюдать требования и условия, установленные этим Положением. В ином случае нарушаются интересы других претендентов и получателей аналогичного гранта, а ответчик находится в преимущественном положении с учетом соблюдения им условий его получения.
Как правильно указал суд первой инстанции, истец представил суду доказательства нарушения со стороны ответчика условий соглашения, что является основанием для возврата полученных средств гранта.
Таким образом, правовых оснований для отказа в иске у суда первой инстанции не имелось, требования удовлетворены правомерно.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Определением от 30.11.2016 апелляционный суд запросил у подателя жалобы оригинал платежного поручения от 15.11.2016 N 38 на уплату государственной пошлины за рассмотрение жалобы, так как данный документ с жалобой поступил в суд в виде копии.
В связи с отказом в удовлетворении жалобы и невыполнением требований апелляционного суда с ответчика подлежит взысканию в федеральный бюджет 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 октября 2016 года по делу N А05-8507/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Юрина Александра Владимировича - без удовлетворения.
Взыскать с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Юрина Александра Владимировича в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8507/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 июня 2017 г. N Ф07-3752/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МИНИСТЕРСТВО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ТОРГОВЛИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ЮРИН АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ