16 мая 2017 г. |
Дело N А05-5227/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 мая 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Матлиной Е.О., Пастуховой М.В.,
рассмотрев 11.05.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремэнерго" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.10.2016 (судья Калашникова В.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2017 (судьи Тарасова О.А., Кутузова И.В., Моисеева И.Н.) по делу N А05-5227/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ремэнерго", место нахождения: 163530, Архангельская обл., Приморский р-н, пос. Талаги, д. 21, корп. 1, ОГРН 1102902002466, ИНН 2902066652 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, место нахождения: 163000, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49, ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253 (далее - Министерство), о взыскании 870 900 руб. 88 коп. убытков, понесенных в период с 15.10.2015 по 15.11.2015 в связи с неполучением межтарифной разницы между экономически обоснованным тарифом и тарифом для населения, установленными на территории деревни Рикасиха муниципального образования "Приморское" Архангельской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Агентство по тарифам и ценам Архангельской области, место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, ОГРН 1042900033780, ИНН 2901128698 (далее - Агентство), и Администрация муниципального образования "Приморское", место нахождения: 163523, Архангельская обл., Приморский р-н, дер. Рикасиха, д. 62, ОГРН 1052930018756, ИНН 2921009473 (далее - Администрация).
Решением суда первой инстанции от 12.10.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.01.2017, Обществу в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, суды необоснованно отказали Обществу, оказывавшему в период с 15.10.2015 по 15.11.2015 услуги водоснабжения и водоотведения населению и потребителям, приравненным в населению, в возмещении убытков, возникших в результате государственного регулирования цен на услуги водоснабжения и водоотведения.
В отзыве Министерство просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу Общества - без удовлетворения.
Представители участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, постановлением Администрации от 15.10.2015 N 80 Общество с 15.10.2015 наделено статусом гарантирующей организации, оказывающей услуги холодного водоснабжения и водоотведения на территории деревни Рикасиха муниципального образования "Приморское" Архангельской области.
Постановлением Агентства от 12.11.2015 N 61-в/5 Обществу на период с 16.11.2015 по 31.12.2015 утверждены тарифы на услуги холодного водоснабжения и водоотведения (в том числе для населения и потребителей, приравненных к населению), оказываемые на территории деревни Рикасиха муниципального образования "Приморское" Архангельской области.
Между Министерством и Обществом заключен договор от 08.04.2015 N 45-В (далее - Договор) на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, в 2015 году. В соответствии с пунктом 5.1 Договора (с учетом дополнительного соглашения от 25.11.2015 N 3) действие Договора распространяется на отношения, возникшие с даты вступления в действие тарифов и льготных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2015 год.
Общество письмом от 14.04.2016 N 203-967 обратилось к Министерству с требованием о возмещении доходов, недополученных за период с 15.10.2015 по 15.11.2015 в связи с государственным регулированием цен на услуги водоснабжения и водоотведения.
Отказ Министерства компенсировать Обществу выпадающие доходы за период, предшествующий установлению тарифов, послужил основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на то, что отсутствие у истца в спорный период установленных тарифов исключает возникновение межтарифной разницы, подлежащей возмещению за счет выплаты субсидий. Кроме того, суд первой инстанции признал документально не подтвержденным заявленный Обществом к взысканию размер ущерба.
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения, дополнительно указав на отсутствие оснований для возмещения вреда в порядке, предусмотренном статьями 16 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с недоказанностью истцом совокупности всех элементов правонарушения, включая размер убытков.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Из материалов дела видно и судами установлено, что Общество с 15.10.2015 на территории деревни Рикасиха муниципального образования "Приморское" Архангельской области оказывало услуги водоснабжения и водоотведения населению и приравненным к нему потребителям. Экономически обоснованный тариф на услуги водоснабжения и водоотведения был установлен Обществу только с 15.11.2015.
В рамках настоящего дела Общество просило взыскать с Министерства 870 900 руб. 88 коп. убытков, понесенных в период с 15.10.2015 по 15.11.2015 в связи с неполучением межтарифной разницы между экономически обоснованным тарифом и тарифом для населения.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Компенсация Обществу убытков, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов для населения и потребителей, приравненных к населению, производится в соответствии с законодательством Архангельской области.
Согласно пунктам 5.1 и 5.3 Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, утвержденного Законом Архангельской области от 16.12.2014 N 220-13-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов", субсидии предоставляются организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение на территории Архангельской области, в случаях установления Агентством тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, ниже уровня тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) водоотведение для прочих потребителей. Субсидии предоставляются организациям водопроводно-канализационного хозяйства начиная со дня введения в действие установленных для данных организаций льготных тарифов и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Условиями Договора, заключенного между Министерством и Обществом, обязанность Министерства по предоставлению Обществу субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, возникает с даты вступления в действие утвержденных Обществу тарифов и льготных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, то есть с 15.11.2015.
Учитывая, что в период с 15.10.2015 по 15.11.2015 у Общества отсутствовали установленные тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения, суды сделали правильный вывод о том, что у Министерства не имелось оснований для компенсации Обществу недополученных доходов путем выплаты субсидий.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали Обществу в удовлетворении заявленного к Министерству иска о возмещении 870 900 руб. 88 коп. убытков в виде межтарифной разницы.
Выводы судов соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Процессуальных нарушений при рассмотрении дела судами не допущено.
В связи с этим суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Общества.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.10.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2017 по делу N А05-5227/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.