31 мая 2017 г. |
Дело N А56-45223/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ПитерСтрой" представителя Королева А.В. (доверенность от 30.03.2016 N 49), от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу представителей Галкиной Д.А. (доверенность от 10.10.2016 N 01-28/12658), Сапонджян Е.В. (доверенность от 06.12.2016 N 01-19/15411),
рассмотрев 25.05.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.08.2016 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2016 (судьи Толкунов В.М., Зотеева Л.В., Сомова Е.А.) по делу N А56-45223/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПитерСтрой", место нахождения: 191002, г. Санкт-Петербург, Загородный пр., д. 21, лит. А, пом. 2Н, ОГРН 1077847234629, ИНН 7840359398, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу, место нахождения: 191104, г. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074, (далее - Департамент) от 01.06.2016 N 04-28/6431 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за IV квартал 2013 года.
Решением суда первой инстанции от 31.08.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.12.2016, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.04.2017 рассмотрение кассационной жалобы Департамента откладывалось до 11 час. 00 мин. 25.05.2017.
В судебном заседании представители Департамента поддержали доводы жалобы и дополнений к ней, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу и дополнениях к отзыву.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Департаментом в адрес Общества направлено требование от 01.06.2016 N 04-28/6431 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду (за размещение отходов производства и потребления) за IV квартал 2013 года в размере 42550 руб. 70 коп. в связи с неверным применением утвержденных коэффициентов (а именно, неприменением 5-кратного повышающего коэффициента) при исчислении платы за размещение отходов.
В требовании Росприроднадзор указал на отсутствие информации о предоставлении Обществом отчетности и отсутствие оформленных в установленном порядке лимитов на размещение отходов. Кроме того, указано на необходимость представить корректирующие расчеты платы в течение 10 дней со дня получения данного требования и погасить возникшую задолженность.
Не согласившись с указанным требованием, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные требования, признали их обоснованными.
При этом суды сослались на необходимость применения к субъектам малого и среднего предпринимательства Порядка предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 (далее - Порядок N 30).
Как указали суды, обязанность по предоставлению отчетности Общество исполняет, от Департамента не поступали сообщения о выявленных неточностях либо о неполноте сведений, содержащихся в названной отчетности.
Суды признали необоснованным примененный Департаментом порядок определения платы за размещение отходов, указав, что Общество, являясь субъектом малого и среднего предпринимательства, в силу пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" освобождено от разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, поэтому норма пункта 6 Порядка N 632, определяющая исчисление платы за сверхлимитное загрязнение, в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения, в том числе, на размещение отходов, не применима к исчислению и внесению платы субъектом малого и среднего предпринимательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и не оспаривается сторонами, Общество является субъектом малого предпринимательства. В результате его хозяйственной деятельности образуются отходы производства и потребления.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ размещение отходов производства и потребления отнесено к видам негативного воздействия на окружающую среду, а порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок N 632, действовавший в проверяемый период). Данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (пункт 1 Порядка N 632).
Согласно пункту 4 Порядка N 632 плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (пункт 5 Порядка N 632).
Пунктом 6 Порядка N 632 определено, что при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), который предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 2 Порядка разработки и утверждения лимитов, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).
Как установлено Порядком N 30, субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы (пункт 3). Отчетный период составляет один календарный год (пункт 4). Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом (пункт 5). Отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй, вместе с электронной версией отчетности на магнитном носителе, - представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора (пункт 6). Отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов (пункт 7).
Из приведенного следует, что представляемая отчетность должна быть подтверждена данными первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов.
Отсутствие данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов в специально установленных местах, не позволяет сделать в данном случае вывод о правильности исчисления Обществом платы за негативное воздействие на окружающую природную среду.
В материалах дела вышеуказанные документы отсутствуют, что не позволяет признать выводы судов в этой части законными и обоснованными.
Ввиду изложенного, обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, проверить правильность исчисления Обществом платы за негативное воздействие на окружающую природную среду на основании данных первичного учета, дать надлежащую правовую оценку всем доводам сторон и вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 286 - 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.08.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2016 по делу N А56-45223/2016 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Л.А Самсонова |
Судьи |
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.