24 июля 2017 г. |
Дело N А21-994/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Филиппова А.Е., судей Власовой М.Г., Серовой В.К.,
рассмотрев 20.07.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Черняховский городской округ" на определение Арбитражного суда Калининградской области от 01.12.2016 (судья Глухоедов М.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 (судьи Сомова Е.А., Протас Н.И., Толкунов В.М.) по делу N А21-994/2015,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Зеленый век", место нахождения: 236004, Калининградская обл., Калининград, ул. К. Назаровой, д. 16, ОГРН 1103925011332, ИНН 3907209472 (далее - ООО "Зеленый век", Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к муниципальному бюджетному учреждению "Городское хозяйство", место нахождения: 238151, Калининградская обл., г. Черняховск, ул. Калинина, д. 7, ОГРН 1103914000662, ИНН 3914019521 (далее - МБУ "ГХ"), о взыскании 2 340 339 руб. 39 коп. задолженности по оплате выполненных работ по муниципальному контракту от 24.12.2010 N 14, 217 503 руб. неустойки за просрочку оплаты работ, начисленной за период с 11.02.2013 по 17.10.2014, а при недостаточности денежных средств у МБУ "ГХ" Общество просило взыскать указанные суммы задолженности и неустойки в субсидиарном порядке с администрации муниципального образования "Черняховское городское поселение" Черняховского муниципального района Калининградской области, место нахождения: 238151, Калининградская обл., г. Черняховск, ул. Калинина, д. 7, ОГРН 1093914000146, ИНН 3914121395 (далее - Администрация Черняховского городского поселения).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 13.05.2015, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2015, требования истца удовлетворены в полном объеме.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов Черняховского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области от 21.07.2016 на основании исполнительного листа от 26.10.2015 серии ФС N 005383843, выданного Арбитражным судом Калининградской области по делу N А21-994/2015, возбуждено исполнительное производство.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области (далее - УФССП по Калининградской области) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о замене Администрации Черняховского городского поселения на правопреемника - администрацию муниципального образования "Черняховский городской округ".
Определением суда первой инстанции от 01.12.2016, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017, Администрация Черняховского городского поселения заменена в порядке процессуального правопреемства на администрацию муниципального образования "Черняховский городской округ", место нахождения: 238151, Калининградская обл., Черняховский р-н, г. Черняховск, ул. Калинина, д. 7, ОГРН 1023902148764, ИНН 3914003313 (далее - Администрация МО "Черняховский городской округ").
В кассационной жалобе Администрация МО "Черняховский городской округ", ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права, просит отменить определение от 01.12.2016 и постановление от 11.04.2017 и направить заявление о процессуальном правопреемстве на новое рассмотрение.
Податель жалобы полагает, что поскольку сведения о прекращении деятельности Администрации Черняховского городского поселения не внесены в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), в силу пункта 9 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ее ликвидация не считается завершенной. В связи с этим податель жалобы указывает, что в соответствии с положениями статьи 62 ГК РФ от имени ликвидируемого юридического лица управление его делами и представление в суде должна осуществлять ликвидационная комиссия. Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что ликвидация юридического лица в силу положений пункта 1 статьи 61 ГК РФ влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание кассационной инстанции не явились. В силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Законом Калининградской области от 21.10.2015 N 455 "Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования "Черняховский муниципальный район", и организации местного самоуправления на объединенной территории" (далее - Закон Калининградской области N 455) объединены территории муниципальных образований "Черняховское городское поселение", "Каменское сельское поселение", "Калужское сельское поселение", "Свободненское сельское поселение" без изменения границ общей территории муниципального образования "Черняховский муниципальный район"; с 01.01.2016 прекращены полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления каждого из объединяемых поселений; образованное поселение наделено статусом городского округа - Черняховский городской округ.
Полагая, что в связи с ликвидацией Черняховского городского поселения и образованием Черняховского городского округа ответчик по настоящему делу (Администрация Черняховского городского поселения) подлежит замене в порядке процессуального правопреемства на Администрацию МО "Черняховский городской округ", УФССП по Калининградской области обратилось в суд с заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление УФССП по Калининградской области на основании статьи 48 АПК РФ.
С выводами суда первой инстанции согласился апелляционный суд.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Согласно пункту 1 статьи 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В пункте 2 статьи 125 ГК РФ установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 названной статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Необходимым условием процессуального правопреемства должна являться замена стороны в материальном правоотношении, то есть процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Преобразованием муниципальных образований является, в том числе объединение муниципальных образований (часть 1 статьи 13 Закона N 131-ФЗ).
Законом Калининградской области N 455 объединены территории муниципальных образований, в том числе и муниципального образования "Черняховское городское поселение", без изменения границ общей территории муниципального образования "Черняховский муниципальный район".
Статьей 2 Закона Калининградской области N 455 решено установить границы муниципального образования "Черняховский городской округ" в соответствии с границами муниципального образования "Черняховский муниципальный район", утвержденными постановлением Калининградской областной Думы от 29.01.1998 N 2 "Об утверждении границы объекта административно-территориального деления "Черняховский административный район" и муниципального образования "Черняховский муниципальный район".
Согласно части 10 статьи 85 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 данного Закона.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что муниципальное образование "Черняховское городское поселение" прекратило существование в связи с объединением в соответствии со статьей 13 Закона N 131-ФЗ территорий муниципальных образований, входящих в состав Черняховского муниципального района, с образованием нового муниципального образования - Черняховский городской округ.
Следовательно, в силу прямого указания Закона N 131-ФЗ вновь образованное муниципальное образование (Черняховский городской округ) является правопреемником Администрации Черняховского городского поселения, осуществлявшей на территории Черняховского городского поселения полномочия по решению вопросов местного значения.
Аналогичная позиция относительно правопреемства органов местного самоуправления изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от 10.02.2017 N 307-ЭС16-20488, в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.01.2013 N ВАС-18461/12.
Таким образом, с учетом положений пункта 10 статьи 85 Закона N 131-ФЗ суд первой инстанции в рамках настоящего дела обоснованно произвел замену Администрации преобразованного Черняховского городского поселения на Администрацию вновь образованного городского округа.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению.
Пункт 10 статьи 85 Закона N 131-ФЗ не связывает момент возникновения правопреемства органов местного самоуправления с внесением в ЕГРЮЛ записи о ликвидации прекращающего существование органа местного самоуправления, в связи с чем положения статьи 63 ГК РФ в данном случае неприменимы.
Следовательно, отсутствие в ЕГРЮЛ записи о ликвидации Администрации Черняховского городского поселения не имеет правового значения при рассмотрении заявления о процессуальном правопреемстве.
Отсутствие передаточного акта не может служить основанием для прекращения обязательства и не является обстоятельством, исключающим факт правопреемства, произошедшего в силу прямого указания Закона N 131-ФЗ.
Позиция Администрации МО "Черняховский городской округ" направлена на освобождение от исполнения гражданско-правового обязательства, которое не может считаться прекращенным в связи с проводимыми преобразованиями органов местного самоуправления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены определения суда первой инстанции от 01.12.2016 и постановления апелляционного суда от 11.04.2017, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Калининградской области от 01.12.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 по делу N А21-994/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Черняховский городской округ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Е. Филиппов |
Судьи |
А.Е. Филиппов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.