26 июля 2017 г. |
Дело N А05-5833/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Матлиной Е.О. и Пастуховой М.В.,
при участии от товарищества собственников жилья "На 14" Антипиной Л.В. (доверенность от 16.08.2016),
рассмотрев 26.07.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "На 14" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.10.2016 (судья Шишова Л.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017 (судьи Смирнова В.И., Докшина А.Ю., Мурахина Н.В.) по делу N А05-5833/2016,
установил:
Товарищество собственников жилья "На 14", место нахождения: 163021, г. Архангельск, ул. Маслова, д. 29, ОГРН 1122901000177, ИНН 2901222355 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области к государственной жилищной инспекции Архангельской области, место нахождения: 163072, г. Архангельск, ул. Комсомольская, д. 38, корп. 1, ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555 (далее - Инспекция), с заявлением о признании незаконным и отмене предписания от 12.04.2016 N ОК-04/07-06/71 об устранении выявленных нарушений.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечены Попова Елена Федоровна и муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск", место нахождения: 163002, г. Архангельск, ул. Касаткиной, д. 9, ОГРН 1022900510709, ИНН 2901012238 (далее - Предприятие).
Решением суда от 03.10.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.02.2017, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Товарищество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит решение и постановление отменить, заявление удовлетворить. Податель жалобы указывает, что потребителям в спорный период не выставлялась плата за сверхнормативное потребление электроэнергии на общедомовые нужды. Полагает, что суды пришли к ошибочному выводу о том, что услугу водоотведения потребители не получают. От канализации-септика сточные воды вывозятся и сбрасываются в приемный колодец Предприятия для их последующей транспортировки и очистки. Кроме того, заявитель считает, что правильно рассчитывал потребление холодной воды теми квартирами, в которых прибор учета отсутствует.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержал доводы, приведенные в жалобе.
Инспекция и Предприятие уведомлены о месте и времени рассмотрения дела, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Товарищество является исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирных жилых домов 29 и 31 по ул. Маслова в г. Архангельске.
На основании распоряжения от 16.03.2016 N ОК-04/01-15/976 в период с 17.03.2016 по 12.04.2016 в связи с коллективным обращением граждан, проживающих в указанных домах, с жалобой на нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации при определении размера и порядка внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка Товарищества.
В ходе проверки установлено, что Товариществом допущены нарушения при определении размера платы по статьям "водоснабжение", "водоотведение", "электроэнергия на общедомовые нужды", повлекшие за собой обсчет потребителей.
По результатам проверки составлен акт от 12.04.2016 и выдано предписание от 12.04.2016 N ОК-04/07-06/71 об устранение выявленных нарушений.
В соответствии с указанным предписанием заявителю надлежало в срок до 29.09.2016 произвести перерасчет платы по ряду квартир по статьям "водоснабжение", "водоотведение", "электроэнергия на общедомовые нужды".
Не согласившись с вынесенным предписанием, полагая его незаконным, нарушающим права и законные интересы в сфере экономической деятельности, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание соответствует закону, а потому права и законные интересы Общества не нарушает.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными, если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Многоквартирные дома Товарищества оборудованы общедомовыми приборами учета электрической энергии.
В соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам. При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Решение о распределении сверхнормативного объема потребления электроэнергии, приходящегося на общедомовые нужды, принято на общем собрании собственников жилых помещений многоквартирных домов Товарищества 10.05.2015 и оформлено протоколом от 11.05.2015 об итогах голосования на внеочередном общем собрании.
Таким образом, Товарищество как исполнитель коммунальных услуг в период с января 2014 года по апрель 2015 года, то есть до принятия решения, должно было нести бремя оплаты сверхнормативного объема потребления электроэнергии, приходящегося на общедомовые нужды, за счет собственных средств.
В ходе проверки Инспекция установила, что в платежных документах, которые гарантирующий поставщик выставлял потребителям, плата за электрическую энергию на общедомовые нужды из месяца в месяц разнилась и не соответствовала нормативу. По тем месяцам, в которых сумма по платежным документам превысила сумму, определенную по нормативам, Инспекция определила "обсчет" (сверхнормативное начисление). В то же время в отдельные месяцы размер платы на общедомовые нужды в платежных документах имел отрицательную величину. В связи с этим судам следовало выяснить, нужно ли было в ходе проверки определять ту сумму, которую потребитель должен был уплатить в спорный период за общедомовое электропотребление исходя из норматива, и лишь после этого проверить обоснованность расчета, то есть установить, имеется ли у потребителя излишняя оплата.
Поскольку суды должным образом расчет Инспекции не проверили, кассационная инстанция не может согласиться с обоснованностью судебных актов в указанной части, они подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу положений пункта 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к названным Правилам с использованием нормативов потребления коммунальной услуги.
Таким образом, исходя из прямого указания закона, следует признать, что Товарищество не могло рассчитывать плату за холодное водоснабжение тем потребителям, у которых отсутствуют приборы учета, исходя из разности между показаниями общедомового прибора учета и суммой переданных показаний индивидуальных приборов учета. Порядок определения объема ресурса установлен императивно, и к компетенции общего собрания собственников жилых помещений не относится.
Ввиду изложенного Инспекция обоснованно обязала Товарищество произвести перерасчет платы за холодное водоснабжение тем потребителям, у которых отсутствуют приборы учета. В этой части оспариваемое предписание законно и обоснованно.
В ходе проверки Инспекция установила, что потребителям, проживающим в спорных жилых домах, необоснованно выставляется плата по статье "водоотведение", тогда как многоквартирные дома технологически не присоединены к централизованной системе водоотведения. Дома оборудованы канализацией-септиком, из которой на основании договоров с Товариществом производится вывоз жидких бытовых отходов. В дальнейшем отходы поступают в приемный колодец централизованной системы водоотведения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод; сточные воды централизованной системы водоотведения - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод; централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
Согласно подпункту "в" пункта 4 Правил N 354 коммунальная услуга по водоотведению - это отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
Централизованные сети инженерно-технического обеспечения - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отведения сточных вод из внутридомовых инженерных систем (пункт 2 Правил N 354).
Исходя из изложенного следует признать, что услуга водоотведения включает в себя полный цикл от приема стоков до их очистки. Очистка септиков (выгребов) при выгребной канализации не является услугой по водоотведению. В данном случае населению оказывается услуга по вывозу жидких бытовых отходов.
Вывоз жидких бытовых отходов не включен в состав платы за коммунальные услуги (пункт 4 статьи 154 ЖК РФ). В соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, сбор и вывоз жидких бытовых отходов включается в состав платы за содержание общего имущества.
При таких обстоятельствах суды верно установили, что поскольку жилые дома Товарищества не присоединены к централизованной системе водоотведения, Товарищество не оказывает жильцам спорных домов услугу водоотведения, а потому не вправе выставлять плату за не оказываемую услугу.
В этой части предписание Инспекции соответствует требованиям законодательства и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.10.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017 по делу N А05-5833/2016 в той части, в которой товарищество собственников жилья "На 14" просит признать незаконным и отменить предписание от 12.04.2016 N ОК-04/07-06/71, обязывающее произвести перерасчет платы по ряду квартир по статье "электроэнергия на общедомовые нужды", отменить.
Дело в этой части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
В остальной части решение от 03.10.2016 и постановление от 22.02.2017 по настоящему делу оставить в силе.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.