Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 июля 2017 г. N Ф07-5011/17 настоящее постановление изменено
г. Вологда |
|
22 февраля 2017 г. |
Дело N А05-5833/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 февраля 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
при участии от ТСЖ "На 14" Антипиной Л.В. по доверенности от 20.05.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "На 14" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03 октября 2016 года по делу N А05-5833/2016 (судья Шишова Л.В.),
установил:
товарищество собственников жилья "На 14" (ОГРН 1122901000177, ИНН 2901222355; место нахождения: 163021, город Архангельск, улица Маслова, дом 29; далее - ТСЖ "На 14", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; место нахождения: 163072, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; далее - инспекция) о признании незаконным и отмене предписания от 12.04.2016 N ОК-04/07-06/71 об устранении выявленных нарушений.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечены Попова Елена Федоровна (место жительства - 163000, город Архангельск), муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" (ОГРН 1022900510709, ИНН 2901012238; место нахождения: 163002, город Архангельск, улица Касаткиной, дом 9; далее - предприятие).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 03 октября 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ТСЖ "На 14" с обжалуемым решением не согласилось и обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что не получало с собственников жилых помещений плату за сверхнормативное потребление электроэнергии для мест общего пользования до принятия соответствующих решений общим собранием собственников; данная плата получена непосредственно энергоснабжающей компанией; услуга по водоотведению оказывалась, поскольку сточные воды выкачивались из септика и сливались в колодец канализационной станции предприятия; исчисление для конкретной квартиры платы за объем коммунального ресурса - водоснабжение, определенного как разницу между показаниями общедомового прибора учета и суммой показателей квартирных приборов учета соответствовало решению общего собрания собственников.
Инспекция в отзыве опровергла доводы жалобы, просила обжалуемый судебный акт оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Предприятие в отзыве считает вынесенный судебный акт незаконным и необоснованным, так как услуга по водоотведению была оказана и заявлена к оплате по действующим тарифам.
Инспекция и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель заявителя поддержала доводы жалобы, пояснила, что по данным энергоснабжающей организации плата за сверхнормативное потребление электроэнергии для мест общего пользования жильцам не выставлялась.
Заслушав объяснения представителя товарищества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 16.03.2016 N ОК-04/01-15/976 в период с 17.03.2016 по 12.04.2016 инспекцией в связи с коллективным обращением граждан, проживающих в домах N 29 и N 31 по ул. Маслова в г. Архангельске, с жалобой на нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации при определении размера и порядка внесения платы за жилищно-коммунальные услуги проведена внеплановая документарная проверка товарищества.
В ходе проведенной проверки инспекция установила, что со стороны товарищества допущены нарушения при определении размера платы по статьям "водоснабжение", "водоотведение", "электроэнергия на общедомовые нужды", повлекшие за собой обсчет потребителей, проживающих в квартирах N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 7, N 9, N 12, N 15, N 22 дома N 29, в квартирах N 5, N 9, N 15 дома N 31 по ул. Маслова в г. Архангельске.
По результатам проверки был составлен акт проверки соблюдения жилищного законодательства в сфере правильности определения размера платы за коммунальные услуги, оказанные потребителю в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации от 12.04.2016 N ОК-04/07-01/402, товариществу выдано предписание об устранение выявленных нарушений от 12.04.2016 N ОК-04/07-06/71.
В соответствии с указанным предписанием заявителю надлежало в срок до 29.09.2016 произвести перерасчет платы:
- по квартире N 1 дома N 29 по ул. Маслова в г. Архангельске по статье "электроэнергия на общедомовые нужды" на сумму 340 руб. 12 коп., по статье "водоотведение" на сумму 6228 руб. 76 коп.;
- по квартире N 2 дома N 29 по ул. Маслова в г Архангельске по статье "электроэнергия на общедомовые нужды" на сумму 339 руб. 51 коп., по статье "водоснабжение" и "водоотведение" на сумму 4566 руб. 12 коп.;
- по квартире N 3 дома N 29 по ул. Маслова в г. Архангельске по статье "электроэнергия на общедомовые нужды" на сумму 417 руб. 26 коп., по статье "водоотведение" на сумму 3071 руб. 20 коп.;
- по квартире N 4 дома N 29 по ул. Маслова в г. Архангельске по статье "электроэнергия на общедомовые нужды" на сумму 355 руб. 23 коп., по статье "водоотведение" на сумму 3292 руб. 88 коп.;
- по квартире N 5 дома N 29 по ул. Маслова в г. Архангельске по статье "электроэнергия на общедомовые нужды" на сумму 592 руб. 89 коп., по статье "водоотведение" на сумму 5370 руб. 88 коп.;
- по квартире N 7 дома N 29 по ул. Маслова в г. Архангельске по статье "электроэнергия на общедомовые нужды" на сумму 294 руб. 39 коп., по статье "водоотведение" на сумму 4047 руб. 44 коп.;
- по квартире N 9 дома N 29 по ул. Маслова в г. Архангельске по статье "электроэнергия на общедомовые нужды" на сумму 340 руб. 27 коп., по статье "водоотведение" на сумму 3265 руб. 24 коп.;
- по квартире N 12 дома N 29 по ул. Маслова в г. Архангельске по статье "электроэнергия на общедомовые нужды" на сумму 313 руб. 88 коп., по статье "водоотведение" на сумму 4500 руб. 56 коп.;
- по квартире N 15 дома N 29 по ул. Маслова в г. Архангельске по статье "электроэнергия на общедомовые нужды" на сумму 339 руб. 51 коп., по статье "водоотведение" на сумму 4237 руб. 44 коп.;
- по квартире N 22 дома N 29 по ул. Маслова в г. Архангельске по статье "электроэнергия на общедомовые нужды" на сумму 90 руб. 39 коп., по статье "водоотведение" на сумму 1461 руб. 32 коп.;
- по квартире N 5 дома N 31 по ул. Маслова в г. Архангельске по статье "водоотведение" на сумму 2636 руб. 48 коп.;
- по квартире N 9 дома N 31 по ул. Маслова в г. Архангельске по статье "электроэнергия на общедомовые нужды" на сумму 576 руб. 69 коп., по статье "водоотведение" на сумму 2086 руб. 04 коп.;
- по квартире N 15 дома N 31 по ул. Маслова в г. Архангельске по статье "электроэнергия на общедомовые нужды" на сумму 909 руб. 75 коп., по статье "водоотведение" на сумму 2868 руб. 24 коп.
Не согласившись с вынесенным предписанием, полагая его не основанным на законе и нарушающим права и законные интересы в сфере экономической деятельности, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Судом первой инстанции в удовлетворении требований отказано.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 136 ЖК РФ собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании.
Согласно части 1 статьи 161 названного Кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Из части 2 статьи 161 ЖК РФ следует, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Из материалов дела следует, что на основании решения общего собрания собственников помещений дома N 29 и дома N 31 по ул. Маслова в г. Архангельске (протокол от 10.12.2011) собственниками принято решение о создании товарищества для совместного управления комплексом недвижимого имущества в указанных многоквартирных домах, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленном законодательством пределах распоряжения общим имуществом указанных домов.
Таким образом, исполнителем коммунальных услуг для домов N 29 и N 31 по ул. Маслова выступает ТСЖ "На 14".
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статьям 224 и 249 ГК РФ определено, что имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
На основании части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
При этом в силу части 2 указанной статьи доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ.
В силу части 1 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения платы за коммунальные услуги, регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1).
Правилами N 354 установлено, что исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребителем - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений) (пункт 2); одним из видов коммунальных услуг является электрическая энергия, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме (подпункт "г" пункта 4).
В соответствии с пунктом 40 Правил 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно пункту 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления тарифов (цен) для потребителей, дифференцированных по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, размер платы за коммунальные услуги определяется с применением таких тарифов (цен), если у потребителя установлен индивидуальный, общий (квартирный) или комнатный прибор учета, позволяющий определить объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов. При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Пунктом 44 Правил N 354 и пунктами 10, 11, 13, 15, 16 приложения 2 Правил N 354 регулируется порядок начисления платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды при оборудовании дома общедомовым прибором учета.
По материалам дела многоквартирные дома N 29 и N 31 по ул. Маслова в городе Архангельске оборудованы общедомовыми приборами учета определения объемов потребления электроэнергии.
В соответствии с абзацем первым пункта 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к Правилам N 354.
Формула 10 определяет размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения произведением объема (количество) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В качестве одного из сомножителей в данной формуле указан объем коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на I-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение. Данный показатель подлежит расчету в соответствии с формулами, установленными для определенного вида коммунальной услуги.
Так, для определения приходящегося на помещение (квартиру) или нежилое помещение объема коммунального ресурса на общедомовые нужды, предоставляемого в отношении соответствующей коммунальной услуги в доме, оснащенном (общедомовым) прибором учета, используется формула 12 приложения 2 Правил N 354.
Вместе с тем, при определении платы за энергоснабжение на общедомовые нужды необходимо учитывать положения абзаца второго пункта 44 Правил N 354 о случаях сверхнормативного потребления коммунального ресурса.
Так, в соответствии с абзацем вторым пункт 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Подобное решение о распределении сверхнормативного объема потребления электроэнергии, приходящегося на общедомовые нужды, принято на общем собрании собственников жилых помещений многоквартирных домов N 29 и N 31 по ул. Маслова в городе Архангельске 10.05.2015 и оформлено протоколом об итогах голосования на внеочередном общем собрании от 11.05.2015.
Таким образом, товарищество, как исполнитель коммунальных услуг до принятия собственниками такого решения, т.е. в период с января 2014 года по апрель 2015 года, должно было нести бремя оплаты сверхнормативного объема потребления электроэнергии, приходящегося на общедомовые нужды, за счет собственных средств.
Доводы апелляционной жалобы о том, что товарищество не выставляло собственникам счет на оплату сверхнормативного потребления за исключением марта и апреля 2015 года, поэтому предписание должно быть адресовано ресурсоснабжающей организации, подлежит отклонению, так как именно управляющая компания несет бремя таких расходов независимо от того в чей адрес перечислялись средства собственниками, поскольку на них такая обязанность до принятия решения общим собранием не возложена, право ресурсоснабжающей организации на полную оплату коммунального ресурса жилищной инспекцией под сомнение не ставится.
Расчет платы за сверхнормативное потребление, которая подлежит пересчету, произведен инспекцией с учетом тарифов на электрическую энергию для населения, норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды, данных технических паспортов многоквартирных домов N 29, N 31 по ул. Маслова в г. Архангельске, иных материалов дела и вышеприведенных формул, по конкретным показателям заявителем не оспорен.
Таким образом, предъявление к оплате собственникам или пользователям жилых помещений в многоквартирных домах N 29 и N 31 по ул. Маслова в городе Архангельске в период с января 2014 года по апрель 2015 года суммы по статье "электроэнергия на общедомовые нужды" в размере, превышающем плату за общедомовое потребление электроэнергии, рассчитанную исходя из норматива потребления, является неправомерным.
Кроме того, перевыставление потребителям, проживающим в многоквартирных домах N 29 и N 31 по улице Маслова в городе Архангельска, платы за сверхнормативное потребление, взысканной с товарищества в пользу ОАО "Архангельская бытовая компания" вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 23.10.2014 по делу N А05-6973/2014, является необоснованным, противоречит положениям части 1 статьи 157 ЖК РФ, пункту 44 Правил N 354.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно признал законным и обоснованным обжалуемое предписание инспекции в части обязания произвести перерасчет платы по статье "электроэнергия на общедомовые нужды" по квартирам N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 7, N 9, N 12, N 15, N 22 дома N 29, по квартирам N 5, N 9, N 15 дома N 31 по ул. Маслова в г. Архангельске.
В ходе проверки инспекция установила, что потребителям, проживающим в квартирах N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 7, N 9, N 12, N 15, N 22 дома N 29 и в квартирах N 5, N 9, N 15 дома N 31 по ул. Маслова в г. Архангельске необоснованно выставляется плата по статье "водоотведение", поскольку многоквартирные дома не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, что исключает начисление платы по статье "водоотведение".
Суд первой инстанции признал данный вывод предписания соответствующим обстоятельствам дела. У суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки указанного вывода обжалуемого решения, так как система канализации жилых домов N 29 и N 31 не имеет врезки в систему централизованной канализации, оснований для оплаты услуг оказанных предприятием товариществу по общеустановленным тарифам на водоотведение в рамках единого договора водоснабжения и водоотведения не имеется.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод; сточные воды централизованной системы водоотведения (далее сточные воды) - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод; транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей; централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
Пунктом 20 приказа Минрегиона России от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" установлено, что водоотведение представляет собой технологический процесс, обеспечивающий прием, транспортировку (перекачку) сточных вод с последующей их очисткой, отведением сточных вод в водные объекты и обработку осадка сточных вод.
В силу подпункта 2 пункта 30 указанного приказа услуга водоотведение включает полный цикл: от приема стоков до утилизации осадка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения, которые определяют в том числе виды централизованных систем водоотведения и порядок технологического присоединения к системе централизованного водоотведения, то есть врезку.
Согласно пункту 8 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" в редакции, действовавшей на момент заключения указанного выше договора, (далее - Правила N 307), условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Правил N 307 "водоотведение" - это отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети.
Таким образом, вышеперечисленными нормативными актами предусматривается, что обязательным составляющим "водоотведения" является факт наличия у жилого помещения присоединенной сети, подключенной к системе централизованного водоотведения.
Согласно пункту 2 Правил N 354 внутридомовые инженерные системы - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения); централизованные сети инженерно-технического обеспечения - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем); степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома - качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем.
Потребителю может быть предоставлен такой вид коммунальных услуг, как водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам (подпункт "в" пункта 4 Правил N 354).
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод обжалуемого решения о том, что необходимым условием для оказания коммунальной услуги "водоотведение" является наличие в многоквартирном доме внутридомовой инженерной сети, присоединенной к централизованным сетям ресурсоснабжающей организации. При наличии централизованной канализации транспортировка сточной воды осуществляется до очистных сооружений с использованием канализационных сетей.
Очистка септиков (выгребов) при выгребной канализации не является собственно услугой по водоотведению, поскольку для ее осуществления используется иной технологический процесс, без использования сети, конечной точкой которой являются очистные сооружения.
При этом в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе сбор и вывоз жидких бытовых отходов.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации плата за коммунальные услуги не включает плату за отведение сточных вод в нецентрализованную систему водоотведения (выгребные ямы, септики и иные тому подобные устройства). В случае отсутствия подключения многоквартирного дома к централизованным сетям водоотведения при наличии централизованной системы водоснабжения вывоз жидких бытовых отходов (по факту сточных вод) относится к услугам по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, плата за которые рассчитывается исходя из общей площади занимаемого жилого помещения.
Как следует из материалов дела, многоквартирные дома N 29 и N 31 по ул. Маслова в городе Архангельске присоединены к централизованной системе водоснабжения и не подключены к централизованной системе водоотведения (оборудованы септиком).
Поскольку отсутствует канализационная сеть, а именно, технологически связанная между собой система трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сброса и отведения сточных вод, то товарищество не может оказывать жильцам спорных домов услугу водоотведения по общеустановленному тарифу в том виде, в каком она определена в вышеприведенных нормативных актах и фактически ее не оказывает, а, следовательно, не вправе выставлять плату за не оказываемую услугу.
В этой связи судом первой инстанции обоснованно не принята ссылка товарищества и предприятия на наличие заключенного товариществом с МУП "Водоканал" договора на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 18.01.2012 N 1-07.60.
Заявителем не оспаривается, что вывоз сточных вод из септика на основании заключенных с товариществом договоров осуществляли Котов С.П. и предприниматель Семяшина К.В. за плату. Таким образом, для осуществления сбора и вывоза жидких бытовых отходов из септика дома используется иной технологический процесс, без использования централизованной сети.
Вывоз жидких бытовых отходов не является коммунальной услугой, подлежащей оплате по правилам статьей 157 ЖК РФ.
В силу изложенного, начисление потребителям, проживающим в квартирах N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 7, N 9, N 12, N 15, N 22 дома N 29, в квартирах N 5, N 9, N 15 дома N 31 по ул. Маслова в г. Архангельске, в период с января 2014 года по декабрь 2015 года платы по статье "водоотведение" является необоснованным.
Предписание инспекции в части обязания произвести перерасчет платы по "водоотведению" в отношении перечисленных квартир является законным и обоснованным.
В ходе проведенной проверки инспекция также установила обсчет потребителя, проживающего в квартире N 2 дома N 29 по ул. Маслова в г. Архангельске по статье "водоснабжение" за период с января 2014 года по декабрь 2015 года.
Доводы апелляционной жалобы товарищества о выполнении в данном случае решения общего собрания собственников подлежат отклонению.
В силу положений пункта 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В ходе проведенной инспекцией проверки установлено, что в квартире N 2 дома N 29 по ул. Маслова в г. Архангельске не установлен индивидуальный прибор учета холодного водоснабжения.
Таким образом, расчет платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению по квартире N 2 дома N 29 по ул. Маслова в г. Архангельске в период с января 2014 года по декабрь 2015 года должен производиться исходя из действующих нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению.
Вместе с тем, согласно пояснениям товарищества, начисление платы за услугу холодного водоснабжения по квартире N 2 производилось на основании решения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирных домов N 29 и N 31 по ул. Маслова в городе Архангельске (протокол от 20.01.2012 N 2), согласно которому для жильцов многоквартирных домов, не имеющих индивидуальных приборов водоснабжения и водоотведения, расчет стоимости оказанных услуг производится исходя из объема услуг, определяемого как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой переданных показаний индивидуальных приборов учета.
Таким образом, установленный общим собранием собственников жилых помещений порядок определения платы за услугу водоснабжения для потребителей, чьи квартиры не оборудованы индивидуальными приборами учета, противоречит положениям части 1 статьи 157 ЖК РФ, пункту 42 Правил N 354, выходит за рамки компетенции общего собрания товарищества и в силу положений статьи 181.5 ГК РФ решение общего собрания собственников в указанной части является ничтожным.
Нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домах и на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных на территории МО "Город Архангельск", утверждены постановлением Министерства энергетики и связи Архангельской области от 17.06.2013 N 75-пн.
В соответствии с техническим паспортом для дома N 29 по ул. Маслова в г. Архангельске норматив по холодному водоснабжению составляет 5,340 куб.м. на 1 человека в месяц.
Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую МУП "Водоканал" на территории МО "Город Архангельск", утверждены постановлениями Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19.12.2013 N 83-В/53, от 18.12.2014 N 1-В/58 и составляли в периоды: с 01.01.2014 по 30.06.2014 - 21,48 руб./куб.м., с 01.07.2014 по 31.12.2014 - 23,10 руб./куб.м., с 01.01.2015 по 30.06.2015 - 23,10 руб./куб.м., с 01.07.2015 по 31.12.2015 - 25,45 руб./куб.м.
По информации, представленной товариществом, в квартире N 2 дома N 29 по ул. Маслова в г. Архангельске зарегистрирован 1 человек.
Таким образом, ежемесячный размер платы за услугу водоснабжения по квартире N 2 в период с января по июнь 2014 года должен был составлять 114 руб. 70 коп. (5,340 куб.м. х 21,48 руб./куб.м., = 114 руб. 70 коп.), в период с июля 2014 года по июнь 2015 - 123 руб. 35 коп. (5,340 куб.м. х 23,10 руб./куб.м., = 123 руб. 35 коп.), в период с июля по декабрь 2015 года - 135 руб. 90 коп. (5,340 куб.м. х 25,45 руб./куб.м., = 135 руб. 90 коп.).
Начисление по квартире N 2 дома N 29 по ул. Маслова в г. Архангельске платы за услугу водоотведения в период с января 2014 по декабрь 2015 года сверх указанных сумм ведет к обсчету потребителя. В связи с изложенным, предписание инспекции в указанной части также является законным и обоснованным.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В данном случае товариществом при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами допущено нарушение требований части 1 статьи 157 ЖК РФ, пунктов 40, 42, 44 Правил N 354 при определении размера платы по статьям "водоснабжение", "водоотведение", "электроэнергия на общедомовые нужды", повлекшее за собой обсчет потребителей, проживающих в квартирах N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 7, N 9, N 12, N 15, N 22 дома N 29, в квартирах N 5, N 9, N 15 дома N 31 по ул. Маслова в г. Архангельске. Таким образом, у инспекции имелись основания для выдачи оспариваемого предписания.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 03 октября 2016 года по делу N А05-5833/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "На 14" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5833/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 июля 2018 г. N Ф07-8084/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ТСЖ "На 14"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МУП "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск", Мировой судья судебного участка N 2 Соломбальского судебного района Архангельской области Бакина Р.Н., Попова Елена Фёдоровна
Хронология рассмотрения дела:
25.07.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8084/18
24.04.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-810/18
18.12.2017 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-5833/16
26.07.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5011/17
22.02.2017 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10004/16
03.10.2016 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-5833/16