10 августа 2017 г. |
Дело N А26-4646/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Самсоновой Л.А., судей Асмыковича А.В., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 03.08.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.06.2016 (судья Лайтинен В.Э.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2016 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Колосова Ж.В.) по делу N А26-4646/2015,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, улица Андропова, дом 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 10011016090 (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия к Обществу с ограниченной ответственностью Питкяранта-лес", место нахождения: 186810, Республика Карелия, г. Питкяранта, ул. Ленина, д. 31-а, оф. 312, ОГРН 1116324002541, ИНН 1005010935 (далее - Общество, ООО "Питкяранта-лес") о взыскании 1271 руб. 00 коп задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 18.12.2007 за 2014 год, в том числе 842 руб. 00 коп. - в части минимального размера платы за древесину и 429 руб. 00 коп. - в части, превышающей минимальный размер платы, а также 42 руб. 24 коп. пеней за просрочку платежей за период с 01.01.2015 по 25.05.2015.
Определением суда от 10.07.2015 принято к производству встречное исковое заявление ООО "Питкяранта-лес" (с учетом уточнения требований) о взыскании с Республики Карелия в лице Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия 254 460 руб. 00 коп. неосновательного обогащения в виде переплаты арендных платежей в 2014 году по договору аренды лесного участка от 18.12.2007, 19 692 руб. 39 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 04.03.2014 по 01.07.2015.
Определением от 12.08.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Карелия.
Решением от 08.06.2016 в удовлетворении основного и встречного исков отказано.
Постановлением от 27.09.2016 апелляционный суд оставил решение от 08.06.2016 без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, считая решение в части отказа в удовлетворении иска Министерства незаконным и необоснованным, просит решение в указанной части отменить, иск Министерства удовлетворить, полагая, что неосвоение арендатором расчетной лесосеки не освобождает его от оплаты арендной платы за недоиспользованный объем, рассчитанной исходя из средней сложившейся ставки в разрезе хозяйств (хвойное, лиственное).
Общество возражало против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу и в письменной позиции.
Определением суда кассационной инстанции от 18.01.2017 производство по кассационной жалобе было приостановлено до вынесения Верховным Судом Российской Федерации судебного акта по делу N А26-6186/2015.
Определением заместителя председателя Арбитражного суда Северо-Западного округа Соколовой С.В. от 02.08.2017 произведена замена судьи Подвального И.О., ранее участвовавшего в рассмотрении кассационной жалобы Министерства, на судью Савицкую И.Г. в связи с нахождением судьи Подвального И.О. в отпуске. В связи с заменой судьи Подвального И.О. на судью Савицкую И.Г. рассмотрение дела начато сначала.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.06.2017 назначено судебное заседание для решения вопроса о возобновлении производства по кассационной жалобе Министерства на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.06.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2016 по делу N А26-4646/2015 и о возможности ее рассмотрения в том же судебном заседании.
Определением суда кассационной инстанции от 03.08.2017 производство по делу возобновлено.
Общество и Министерство, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, между Государственным комитетом Республики Карелия (правопредшественник Министерства, арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Карелфинлес" (правопредшественник Общества, арендатор) заключен договор от 18.12.2007 (в редакции дополнительного соглашения от 02.09.2012) аренды лесного участка площадью 8231 кв. м, расположенного на территории Питкярантского лесничества Республики Карелия в целях заготовки древесины, сроком по 31.12.2029.
Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.01.2008 за номером 10-10-07/016/2007-058.
В соответствии с пунктами 3.4.2 договора арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные договором.
Размер и порядок внесения арендной платы согласованы сторонами в разделе 2 договора.
Согласно пункту 2.1 договора размер арендной платы устанавливается с учетом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом лесном участке, действующих ставок платы за данный вид использования лесов и повышающего конкурсного коэффициента в размере 1,51. Повышающий конкурсный коэффициент установлен конкурсной комиссией.
В соответствии с пунктом 2.2 договора арендатор вносит арендную плату в соответствии с приложением N 4 в следующие сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15% и представляет в месячный срок арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.
Согласно пункту 2.4 договора размер арендной платы подлежит изменению в одностороннем порядке арендодателем в соответствии с изменением размера ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Поскольку арендная плата по итогам 2014 года в сумме 842 руб. 00 коп. в части минимального размера платы за древесину и 429 руб. 00 коп. - в части, превышающей минимальный размер платы ответчиком не внесена, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая против предъявленного иска, Общество ссылалось на то, что установление размера арендной платы с повышающим коэффициентом 1,51 не соответствует положениям статьи 73 ЛК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (далее - Постановление N 310), у Общества отсутствует недоосвоение, арендная плата, рассчитанная по средним ставкам, не подлежит взысканию, таким образом, Обществом в 2014 излишне уплачена арендная плата, в связи с чем ответчик обратился в арбитражный суд со встречным иском.
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения основного и встречного исков, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и возражений на нее, правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Как указано в части 1 статьи 73 ЛК РФ, размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ). Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310.
Из совокупного толкования названных норм следует, что минимальный размер арендной платы по договору аренды лесного участка, определяемый в соответствии с требованиями статьи 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен. Содержащаяся в части 2 статьи 73 ЛК РФ норма о порядке установления минимального размера арендной платы является императивной, поскольку направлена на соблюдение публичного интереса (объектом аренды является имущество, находящееся в публичной собственности, а плата за его использование подлежит перечислению в бюджет). Ввиду императивности части 2 статьи 73 ЛК РФ и регулируемого минимального размера арендной платы, применение при ее расчете средних ставок, не предусмотренных Постановлением N 310, не допускается, поскольку противоречит части 2 статьи 73 ЛК РФ.
Ввиду изложенного суд кассационной инстанции согласен с выводами судов о том, что начисление арендной платы за недоиспользованный Обществом объем изъятия древесины, рассчитанной исходя из усредненного показателя ставок арендной платы не основано на нормах права, в то же время отсутствуют основания для признания недействительным условия договора о применении при определении размера арендной платы установленного на торгах повышающего коэффициента 1,51.
Таким образом, арендная плата, определенная Министерством за недоосвоенный объем с применением усредненных ставок платы за древесину, не предусмотренных Постановлением N 310, и начисленная на нее неустойка взысканию не подлежат.
Как обоснованно отметил суд апелляционной инстанции, договор от 18.12.2007 содержит обязательство арендатора по 100% освоению расчетной лесосеки, а способом его обеспечения является договорная неустойка в размере 100 минимальных размеров оплаты труда.
Судами по правилам статьи 71 АПК РФ оценены все представленные доказательства, на основании которых установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Выводы судов соответствуют материалам дела и установленным по делу обстоятельствам, нормы материального и процессуального права не нарушены.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.06.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2016 по делу N А26-4646/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А Самсонова |
Судьи |
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.