22 августа 2017 г. |
Дело N А56-71224/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Пастуховой М.В., Серовой В.К.,
при участии от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Шумского А.С. (доверенность от 20.12.2016 N 76), от Министерства обороны Российской Федерации Раевской Ю.А., (доверенность от 28.12.2016 N 212/1/373), от публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" Петровой М.В. (доверенность от 01.01.2017 N 66-2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.01.2017 (судья Бобарыкина О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2017 (судьи Слобожанина В.Б., Сотов И.В., Черомошкина В.В.) по делу N А56-71224/2016,
установил:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Броневая, д.6 лит. "Б", ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071; далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны (место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д.5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547; далее - Учреждение) о взыскании 1 135 029 руб. 96 коп. задолженности и 28 566 руб. 03 коп. неустойки за просрочку платежей по состоянию на 19.08.2016, а при недостаточности у Учреждения денежных средств Компания просит в субсидиарном порядке произвести взыскание с Российской Федерации в лице Министерства обороны (место нахождения: Москва, ул. Знаменка, д.9, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261; далее - Министерство) за счет казны Российской Федерации (с учетом уточнения исковых требований).
Решением от 09.01.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.04.2017, заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм права, просит отменить решение от 09.01.2017 и постановление апелляционной инстанции от 27.04.2017.
В судебном заседании представители Министерства и учреждения подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Компании просил оставить решение от 09.01.2017 и постановление апелляционной инстанции от 27.04.2017 без изменения, полагая их правомерными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Компания (энергоснабжающая организация) и Санкт-Петербургская квартирно-эксплуатационная часть района (правопредшественник Учреждения (абонент) заключили договор от 01.07.2007 N 5642 теплоснабжения в горячей воде (в редакции дополнительных соглашений), по которому энергоснабжающая организация приняла на себя обязательства подавать тепловую энергию в горячей воде, а абонент - своевременно оплачивать оказанные услуги.
Порядок расчетов установлен в разделе 5 договора.
Компания, ссылаясь на неоплату Учреждением в полном объеме выставленных счетов-фактур за поставленную в рамках договора от 01.07.2007 N 5642 тепловую энергию в горячей воде в период с 01.03.2016 по 31.07.2016, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
В силу статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Факт оказания Компанией услуг по поставке Учреждению в спорный период тепловой энергии установлен судом по материалам дела. Доказательства ее оплаты в дело не представлены.
Довод об отсутствии у Учреждения обязанности по оплате поставленного ресурса в связи с неподтвержденностью его объема был предметом рассмотрения суда и получил надлежащую оценку. Данных в подтверждение отсутствия у Учреждения обязанности исполнять предусмотренные договором от 01.07.2007 N 5642 обязательства судом по материалам дела не выявлено.
В соответствии со статьей 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденным приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н, при оплате расходов по государственному заданию казначейство требует предоставления только счетов-фактур, являющихся в силу статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации документом, служащим основанием для принятия покупателем в том числе предъявленных продавцом товаров (работ, услуг). Обязательными реквизитами счета-фактуры являются, в частности, стоимость товаров (работ, услуг). Наличие счета-фактуры служит подтверждением факта поставки ресурса и его стоимости, а с момента его получения - и доказательством осведомленности абонента о подлежащей оплате сумме.
В случае просрочки исполнения обязательств по оплате поставленного ресурса абонент уплачивает штрафную неустойку в виде пеней в размере 1/360 ставки рефинансирования ЦБ РФ от неоплаченной или несвоевременно оплаченной суммы за каждый день просрочки.
В силу статьи 120 ГК РФ (действовавшей на момент заключения договора) и статьи 123.22 ГК РФ (вступившей в силу с 01.09.2014) казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при недостаточности которых субсидиарную ответственность по правам такого учреждения несет собственник его имущества (в данном случае - Министерство).
Одновременное предъявление требований к основному и субсидиарному должникам произведено вследствие процессуальной экономии.
С учетом приведенных обстоятельств кассационная инстанция считает правильным вывод суда об удовлетворении заявленных Компанией исковых требований, в том числе и в части взыскания неустойки за счет Учреждения, а при недостаточности у него денежных средств - за счет Российской Федерации в лице Министерства.
Оснований для уменьшения размера подлежащей уплате неустойки судом не установлено. Уменьшение неустойки является правом, а не обязанностью суда.
Таким образом, не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.01.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2017 по делу N А56-71224/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О Матлина |
Судьи |
Е.О Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.