12 сентября 2017 г. |
Дело N А66-13755/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 11.09.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Фировского района Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 17.02.2017 (судья Рощина С.Е.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2017 (судьи Потеева А.В., Мурахина Н.В., Чередина Н.В.) по делу N А66-13755/2016,
установил:
Администрация Фировского района Тверской области (место нахождения: 172721, Тверская обл., п. Фирово, Советская ул., 21, ОГРН 1026901601726, ИНН 6945001520; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением об оспаривании предписания Главного управления "Государственная инспекция по ветеринарии" Тверской области (место нахождения: 170100, г. Тверь, пр. Победы, 53, ОГРН 1026900533109, ИНН 6903005875; далее - управление) от 10.10.2016 N 129-8/ФР-16.
Решением суда от 17.02.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.05.2017, администрации отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и неправильное применение судебными инстанциями норм материального права. Ввиду условий заключенного муниципального контракта администрация указывает на исполнение ею отдельных государственных полномочий, на нецелесообразность создания специализированной организации по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Фировского района и в связи с этим на то, что исполнение оспариваемого предписания сопряжено с нерациональной тратой бюджетных средств.
Представители администрации и управления, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в целях реализации положений Закона Тверской области от 02.07.2013 N 49-ЗО "О наделении органов местного самоуправления Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области по организации проведения на территории Тверской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных" (далее - Закон N 49-ЗО) для выполнения мероприятий, направленных на регулирование численности безнадзорных животных на территории Фировского района, администрации в 2016 году в качестве субвенций выделено 256 500 руб., в том числе 56 105 руб. 98 коп. - на отлов 49 собак, 75 887 руб. - на передержку 37 собак и умерщвление 12 собак, 4 347 руб. - на утилизацию отходов, 60 000 руб. - на приобретение вольеров и 59 699 руб. - на обустройство территории.
Администрация провела электронный аукцион на оказание услуг по организации и выполнению мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории муниципального образования Фировский район Тверской области. По его результатам заключен муниципальный контракт от 05.09.2016 N 0136300048716000042-0201415-01 с обществом с ограниченной ответственностью "Стройсервис". Цена муниципального контракта составила 136 339 руб. 98 коп., в том числе 56 105 руб. 98 коп. - на отлов 49 собак, 75 887 руб. - на передержку 37 собак и умерщвление 12 собак, 4 347 руб. - на утилизацию отходов.
На основании приказа от 28.09.2016 N 164пр управлением проведена проверка соблюдения администрацией обязательных требований законодательства Российской Федерации и Тверской области при осуществлении отдельных государственных полномочий Тверской области по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории Фировского района Тверской области.
По результатам проверки составлен акт от 10.10.2016 N 129-8/ФР-16 и выдано предписание о проведении мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Тверской области от 10.10.2016 N 129-8/ФР-16.
Согласно указанному предписанию администрации необходимо в срок до 20.12.2016 приобрести клетки-вольеры в количестве 4-х штук, обустроить территорию для размещения клеток-вольеров, отловить безнадзорных животных в количестве 49 голов.
Не согласившись с предписанием управления, администрация обратилась в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у управления правовых и фактических оснований для выдачи оспариваемого предписания; суды констатировали его законность, обоснованность и исполнимость.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
Судами правильно решен значимый по настоящему делу вопрос о предусмотренной законом передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий субъекта Российской Федерации, осуществляемых органами государственной власти самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе по организации и проведению мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных (с учетом того, что такая передача обусловлена финансовым обеспечением таких переданных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов) (подпункт 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", части 1, 2 и 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В свою очередь суды учли, что Закон N 49-ЗО регулирует отношения, связанные с наделением органов местного самоуправления Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области по организации проведения на территории Тверской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
В силу статьи 2 Закона N 49-ЗО органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Тверской области по организации проведения на территории Тверской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части отлова и содержания безнадзорных животных на территории муниципальных образований Тверской области, органы местного самоуправления которых наделены отдельными государственными полномочиями.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 49-ЗО финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, предусматриваются в областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и на плановый период и предоставляются в форме субвенций, размер которых определяется по каждому муниципальному образованию. Субвенции носят строго целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона N 49-ЗО органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий обязаны, в частности, исполнять письменные предписания органов государственной власти Тверской области по устранению нарушений, допущенных при осуществлении отдельных государственных полномочий; использовать выделенные для осуществления отдельных государственных полномочий финансовые и материальные средства по целевому назначению.
Контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий осуществляют: 1) в части осуществления отдельных государственных полномочий - Правительство Тверской области непосредственно и (или) через областной исполнительный орган государственной власти Тверской области, уполномоченный в сфере ветеринарии; 2) в части использования субвенций, предоставляемых местным бюджетам на осуществление отдельных государственных полномочий, и материальных ресурсов - областные исполнительные органы государственной власти Тверской области, уполномоченные в сфере ветеринарии, в сфере управления финансами и в сфере обеспечения контрольных функций, Контрольно-счетная палата Тверской области (пункт 1 статьи 9 Закона N 49-ЗО).
Приведенный выше порядок реализации соответствующих государственных полномочий связан с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", необходимостью своевременной организации и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий согласно Санитарным правилам СП 3.1.096-96, Ветеринарным правилам ВП 13.3.1103-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных", утвержденным Госкомсанэпиднадзором Российской Федерации 31.05.1996 за N 11 и Минсельхозпродом Российской Федерации 18.06.1996 за N 23, а равно Санитарно-эпидемиологическим правилам СП 3.1.7.2627-10, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.05.2010 N 54.
Ссылка администрации на нецелесообразность создания специализированной организации по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Фировского района правомерно отклонена судами.
Приведенные выше нормативные положения призваны обеспечить надлежащую организацию и проведение не только отлова безнадзорных животных, но и создание в каждом из муниципальных образований Тверской области (органы местного самоуправления которых наделены отдельными государственными полномочиями) надлежащих условий для содержания безнадзорных животных, их возможного лечения, поиска бывших либо новых хозяев. В связи с этим предписанные управлением администрации обязанности призваны в полной мере (а не в усеченном варианте) реализовать соответствующие нормативные требования, своевременно использовать все выделенные субвенции по их целевому назначению.
Как обоснованно признали суды, администрация не представила какие-либо доказательства невозможности осуществления запланированных мероприятий; бездействие администрации по приобретению вольеров и обустройства соответствующей территории влечет непринятие всех мер по соблюдению указанных выше правил и требований Закона N 49-ЗО, что в свою очередь может повлечь существенное нарушение прав и интересов граждан.
Оспариваемое предписание управления соответствует закону и не нарушает права и законные интересы администрации в экономической сфере.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 17.02.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2017 по делу N А66-13755/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Фировского района Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.