15 сентября 2017 г. |
Дело N А13-16193/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 14.09.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Сокольском, Усть - Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах, на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19.01.2017 (судья Парфенюк А.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017 (судьи Моисеева И.Н., Тарасовой О.А. и Холминов А.А.) по делу N А13-16193/2016,
установил:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах, место нахождения: 160012, город Вологда, улица Яшина, дом 1а, ОГРН 1053500015580, ИНН 3525147418 (далее - Территориальный отдел), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о привлечении бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Вожегодская центральная районная больница", место нахождения: 162160, Вологодская область, район Вожегодский, рабочий поселок Вожега, улица Советская, дом 14, ОГРН 1023501481651, ИНН 3506001237 (далее - Учреждение), к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 19.01.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.05.2017, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Территориальный отдел, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неполное выяснение имеющих значение обстоятельств, просит отменить обжалуемые судебные акты и направить заявление на новое рассмотрение.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Территориальным отделом на основании распоряжения от 26.10.2016 N 434-С проведена плановая выездная проверка в отношении Учреждения по месту фактического осуществления деятельности: Вологодская область, поселок Вожега, улица Советская, дом 14 (пищеблок).
По результатам проверки главным специалистом-экспертом Территориального отдела 25.11.2016 составлен протокол об административном правонарушении N 730/425/07-17, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
В указанном протоколе зафиксировано, что Учреждением 02.11.2016 допущены нарушения части 1 статьи 5, части 2, пунктов 2, 4, 8, 10 части 3 статьи 10, части 7 статьи 11, части 1 статьи 13, пунктов 1, 6 части 1 статьи 14, части 7 статьи 17, статьи 39 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, пункта 1 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 (далее - ТР ТС 022/2011), пункта 1 части 3 статьи 6 ТР ТС 027/2012 "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания", утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 N 34 (далее - ТР ТС 027/2012).
В связи с чем, Территориальный отдел обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Суд первой инстанции отказал Территориальному отделу в удовлетворении заявленных требований указав на то, Учреждение "в рассматриваемом случае относительно вменяемого ему правонарушения не является ни изготовителем, ни исполнителем, ни продавцом при организации питания пациентов, находящихся на лечении в БУЗ ВО "Вожегодская ЦРБ"; "административным органом в нарушение статей 65, 205 АПК РФ не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие наличие в действиях учреждения состава вмененного ему административного правонарушения".
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене в связи с тем, что выводы, содержащиеся в обжалуемых решении и постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (п.3 ч.1 ст. 287 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в данной статье Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Объективную сторону указанного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011), согласно части 1 статьи 3 которого объектами технического регулирования которого являются: пищевая продукция (пункт 1); связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (пункт 2).
В силу части 3 статьи 21 ТР ТС 021/2011 оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции непромышленного изготовления и пищевой продукции предприятий питания (общественного питания), предназначенной для реализации при оказании услуг, а также процессов реализации указанной пищевой продукции проводится в форме государственного надзора (контроля) за соблюдением требований к пищевой продукции, установленных настоящим Техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В соответствии со статьей 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Согласно часть 2 статьи 10 ТР ТС 021/2011 при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points), изложенных в части 3 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011 для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры, в том числе: выбор последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции с целью исключения загрязнения продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции (пункт 2); проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля (пункт 4); содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции (пункт 8); выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции (пункт 10);
В статье 11 ТР ТС 021/2011 установлены требования к обеспечению безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления).
Частью 7 названной статьи установлен запрет на допуск к работам, связанным с производством (изготовлением) пищевой продукции больным инфекционными заболеваниями, лицам с подозрением на такие заболевания, лицам, контактировавшим с больными инфекционными заболеваниями, лицам, являющимися носителями возбудителей инфекционных заболеваний.
Продовольственное (пищевое) сырье, используемое при производстве (изготовлении) пищевой продукции, должно соответствовать требованиям, установленным названным Техническим регламентом и (или) Техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, и быть прослеживаемым (пункт 1 статьи 13 ТР ТС 021/2011).
Статьей 14 ТР ТС 021/2011 установлены требования к организации производственных помещений, в которых осуществляется процесс производства (изготовления) пищевой продукции.
Согласно части 1 указанной статьи планировка производственных помещений, их конструкция, размещение и размер должны обеспечивать, в том числе: возможность осуществления поточности технологических операций, исключающей встречные или перекрестные потоки продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции, загрязненного и чистого инвентаря (пункт 1); защиту от скопления грязи, осыпания частиц в производимую пищевую продукцию, образования конденсата, плесени на поверхностях производственных помещений (пункт 6);
При хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (часть 7 статьи 17 ТР ТС 021/2011).
Статья 39 ТР ТС 021/2011 содержит требования к маркировке пищевой продукции.
Сведения, которые должна содержать маркировка упакованной пищевой продукции определены пунктом 1 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011.
Пункт 1 части 1 ТР ТС 027/2011 содержит запрет на использование для производства пищевой продукции диетического лечебного и диетического профилактического питания, пищевой продукции для питания беременных и кормящих женщин мяса птицы, кроме охлажденного, мяса птицы механической обвалки и коллагенсодержащего сырья из мяса птицы.
Согласно акту проверки от 25.11.2016 пищеблок размещен в здании административного корпуса Учреждения; в его состав входят: два складских помещения, цех первичной обработки сырья, горячий цех, моечная кухонной посуды, бытовое помещение и туалет для персонала; приготовление пищи для питания пациентов осуществляется на пищеблоке.
Согласно протоколу об административном правонарушения Учреждение не обеспечило проведение своевременного по мере необходимости ремонта помещений цеха первичной обработки сырья и горячего цеха пищеблока; объемно-планировочные и конструкторские решения помещений пищеблока не предусматривают соблюдение поточности технологических процессов; не обеспечено поддержание процедур контроля за продовольственным сырьем, используемым при изготовлении пищевой продукции; для производства диетического (лечебного и профилактического) питания допускается использование замороженного мяса птицы (кура); не обеспечено проведение ежедневного осмотра работников; в помещении моечной допущено совместное хранение вымытого разделочного инвентаря для сырой и готовой к употреблению продукции; не обеспечено поддержание процедур контроля за пищевой продукцией.
Учитывая приведенные нормативные положения и обстоятельства, отраженные в протоколе об административном правонарушении, акте проверки, суд кассационной инстанции выводы судов первой и апелляционной инстанции о том, что Учреждение в данном случае не подпадает под определение субъекта ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ и отсутствуют надлежащие доказательства, находит не обоснованными.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции полностью и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Исходя из данных правомочий, суд кассационной инстанции считает принятые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду с учетом изложенного установить имеющие значение обстоятельства и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19.01.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017 по делу N А13-16193/2016 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.