20 октября 2017 г. |
Дело N А56-76178/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Подвального И.О., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Карина" Агеева Н.В. (доверенность от 15.01.2017 N 5), от Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области Стефанского А.В. (доверенность от 05.01.2017 N 21),
рассмотрев 17.10.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2017 (судья Селезнева О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2017 (судьи Зотеева Л.В., Протас Н.И., Сомова Е.А.) по делу N А56-76178/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Карина", место нахождения: 187340, Ленинградская область, Кировский район, город Кировск, Набережная улица, дом 1, ОГРН 1024701333690, ИНН 4706015630 (далее - ООО "Карина", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании действий Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - УГИБДД), выразившихся в отказе заявителю внести соответствующие изменения в паспорт транспортного средства (далее - ПТС) N 78 ОМ 931173 относительно сведений "цифрового значения массы автомобиля". ООО "Карина" просило суд обязать заинтересованное лицо внести в указанный ПТС следующие изменения: вместо "масса без нагрузки 11 200 кг" отметить "масса без нагрузки 12 000 кг".
В качестве заинтересованного лица судом первой инстанции привлечено Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области, место нахождения: 191015, Санкт-Петербург, Суворовский проспект, дом 50/52, ОГРН 1027809233132, ИНН 7830002600 (далее - ГУ МВД, Управление).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2017 заявленные требования ООО "Карина" удовлетворены; оспариваемые действия УГИБДД признаны незаконными. На основании статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции обязал ГУ МВД устранить нарушение прав Общества путем внесения в ПТС (в разделе "Особые отметки") сведений "о цифровом значении массы транспортного средства без нагрузки - 12 000 кг" в течение семи дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2017 данное решение от 28.03.2017 изменено. Резолютивная часть судебного акта изложена в иной редакции: "обязать в течение семи дней с даты вступления решения суда в законную силу внести в ПТС N 78 ОМ 931173 изменения путем указания в разделе "Особые отметки" цифрового значения массы транспортного средства без нагрузки - 11 950 кг".
В кассационной жалобе Управление ссылается на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права и на несоответствие выводов обстоятельствам дела, в связи с чем просит указанные судебные акты отменить и принять новый - об отказе в удовлетворении заявления. Податель жалобы приводит конкретные доводы относительно отсутствия правовых оснований для внесения указанных изменений в ПТС.
В судебном заседании представитель ГУ МВД поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ООО "Карина" владеет на праве собственности грузовым автомобилем "Skania R420LB 6х2 HLB" (год выпуска 2006-й; идентификационный номер (VIN) YS2R6X20002021694). Первоначально на данное транспортное средство Центральной акцизной таможней был оформлен ПТС N 78 ТХ 939252, в строке "15" которого было указано: "масса без нагрузки - 11 200 кг".
Позднее 17.08.2015 взамен указанного ПТС N 78 ТХ 939252 уже само УГИБДД оформило дубликат ПТС серии 78 ОМ 931173. В данном документе также была указана "масса названного автомобиля - 11 200 кг".
Общество (как новый владелец автомобиля) в 2016 году неоднократно обращалось в УГИБДД с заявлениями о внесении изменения в дубликат ПТС в части указания массы транспортного средства, а именно "12 000 кг". В своих ответных письмах от 28.04.2016, 12.07.2016 и от 21.09.2016 УГИБДД отказало заявителю в удовлетворении данной просьбы, руководствуясь "Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденными приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 (далее - Правила N 1001), а также "Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним", утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013 N 605. В данном случае УГИБДД сообщило Обществу, что цифровое значение массы транспортного средства без нагрузки внесено таможенным органом (оформившим и выдавшим паспорт транспортного средства) на основании сведений, указанных в товаросопроводительных документах на транспортное средство, в одобрении типа транспортного средства и в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства, в официальных справочных изданиях и каталогах, а также данных от изготовителей и иных документов.
Полагая полученные от УГИБДД отказы незаконными, ООО "Карина" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме, констатировав при этом ошибочность сведений (указанных в ПТС на данное транспортное средство) в отношении "массы автомобиля без нагрузки" ввиду их несоответствия реальному весу автомобиля (12 000 кг) и, как следствие, - указав на отсутствие у УГИБДД правовых оснований на отказ во внесении изменений в ПТС в части цифрового значения массы данного транспортного средства без нагрузки. В качестве доказательства доводов Общества об ошибочности цифрового значения массы транспортного средства без нагрузки, указанного в ПТС, судом первой инстанции принято "Заключение по идентификации и установлению параметров ТС" от 21.10.2016, оформленное техническим экспертом "Консультации технических экспертов".
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с указанными выводами суда первой инстанции по существу, вместе с тем изменил резолютивную часть решения от 28.03.2017 в части определения фактической массы транспортного средства без нагрузки, так как посчитал, что в действительности эта масса составляет 11 950 кг. Данные выводы были сделаны апелляционным судом на основании результатов контрольного взвешивания автомобиля, проведенного в рамках судебного разбирательства с участием представителей Управления.
Указанную позицию судов двух инстанций кассационная инстанция признает ошибочной и основанной на неправильном применении норм материального права.
"Порядок оформления паспортов на транспортные средства" установлен "Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств", утвержденного совместным приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134 (далее - Положение о ПТС). Пунктами 25 - 52 Положения о ПТС регламентирован "Порядок оформления паспортов транспортных средств". Так, в пункте 38 данного Положения указано, что в строке "15. Масса без нагрузки, кг" указывается цифровое значение массы транспортного средства без нагрузки. В свою очередь, сведения, предусмотренные пунктами 33 - 38 настоящего Положения о ПТС, заполняются на основании: одобрения типа транспортного средства (ОТТС); свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (Свидетельство), а при их отсутствии соответствующие строки могут заполняться на основании официально изданных технических характеристик, справочников, таблиц и иных документов (пункт 39 Положения о ПТС).
Применительно к рассматриваемому делу суды двух инстанций установили, что спорное транспортное средство (изготовитель - "SKANIA" (Швеция), год выпуска 2006-й) было ввезено в Российскую Федерацию в 2008 году из Финляндии (ДТ N 10009192/280308/0003147).
В соответствии с пунктом 6 Положения о ПТС паспорта на ввозимые в Российскую федерацию транспортные средства после 1 июля 1997 года выдаются таможенными органами, уполномоченными ФТС России. Согласно пункту 57 Положения выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при предоставлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства, сведений о наличии ОТТС или Свидетельств, данных товаросопроводительных документов, заключений экспертиз и результатов досмотра транспортных средств.
Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что "цифровое значение массы транспортного средства без нагрузки" вносится уполномоченным органом на основании документов, предоставленных при оформлении транспортного средства, и результатов досмотра.
Согласно пункту 23 Положения о ПТС, при первичной выдаче паспортов внесение в них исправлений не допускается. При ошибочном заполнении паспортов они подлежат замене.
В ходе производства по данному делу ООО "Карина" указывало на изначальное ошибочное указание в ПТС спорных сведений "о массе транспортного средства без нагрузки" при оформлении таможенным органом. В обоснование данного утверждения Общество представило результаты взвешивания, произведенные 21.10.2016 экспертом "Консультации технических экспертов", а позднее (05.06.2017) инженером-испытателем Ассоциации "Научно-технический центр "Респект". Однако данное обстоятельство свидетельствует лишь о фактическом весе спорного автомобиля на момент его взвешивания (в 2016-м и 2017 годах), масса которого может отличаться от весовых характеристик производителя по тем или иным причинам (изменение конструкции составных частей, установка дополнительного оборудования или запасных частей и т.п.). Результаты взвешивания по истечении продолжительного времени эксплуатации транспортного средства сами по себе уже не являются доказательством наличия ошибки в "цифровом значении веса" на момент оформления документов таможенным органом.
Доказательств, подтверждающих доводы ООО "Карина" о внесении в строку "15" ПТС изначально неправильных сведений о массе транспортного средства, - в материалы дела не представлено. Общество и суды двух инстанций ограничились лишь ничем не подтвержденным утверждением "об ошибочном заполнении реквизитов при первичной выдаче ПТС"; никакой ссылки на документ, подтверждающий данную точку зрения, судебные акты не содержат.
При этом приводимый в суде кассационной инстанции довод ООО "Карина" о том, что совпадение веса (11 200 кг.) в графе "38" (вес брутто) и графе "35" (вес нетто) в ДТ N 10009192/280308/0003147 уже само по себе свидетельствует о наличии ошибки в указании весовой характеристики транспортного средства, - подлежит отклонению ввиду его несостоятельности. Совпадение цифровых значений веса транспортного средства "брутто" и "нетто" может свидетельствовать лишь о том, что спорное транспортное средство, ввезенное в качестве товара, прибыло на территорию Российской Федерации "самоходом" (в отсутствие тары и упаковки) и без груза. Напротив, - совпадение веса транспортного средства "брутто" и "нетто" подтверждает действительность указанной информации о массе автомобиля без нагрузки в том его понимании, которое приведено в "Конвенции о дорожном движении", открытой для подписания в Вене 8 ноября 1968 года ("масса без нагрузки означает массу транспортного средства без экипажа, пассажиров и груза, но с полным запасом топлива и необходимым комплектом инструмента").
Нормами указанного Положения о ПТС не установлена обязанность уполномоченных органов вносить какие-либо исправления в реквизиты первично выданных ПТС по безусловному заявлению заинтересованных лиц о наличии (по их мнению) ошибок при оформлении данных документов. Не приведены такие нормы и в принятых судебных актах.
Ввиду изложенного у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований ООО "Карина".
Так как суды в полной мере установили фактические обстоятельства дела, но неверно применили нормы материального права, кассационная инстанция в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ находит возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить вынесенные по нему решение и постановление, а также принять новый судебный акт - об отказе заявителю в его требованиях.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2017 по делу N А56-76178/2016 отменить.
В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Карина" отказать.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.