24 октября 2017 г. |
Дело N А56-92362/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Мунтян Л.Б., Самсоновой Л.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "МПЗ Русско-Высоцкое" Выдренко Р.А. (доверенность от 15.02.2017), от Управления ветеринарии Ленинградской области Елистратовой И.В. (доверенность от 03.10.2016 N 01-13-1211/16-0-0),
рассмотрев 23.10.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МПЗ Русско-Высоцкое" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2017 (судья Галкина Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2017 (судьи Протас Н.И., Лопато И.Б., Толкунов В.М.) по делу N А56-92362/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "МПЗ Русско-Высоцкое" (место нахождения: 188516, Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, с. Русско-Высоцкое, 32, ОГРН 1137847183473, ИНН 7810461098; далее - общество, ООО "МПЗ Русско-Высоцкое") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления ветеринарии Ленинградской области (место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1137847039659, ИНН 7842490239; далее - управление) от 14.12.2016 N 131-11-2016 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 500 000 руб. штрафа.
Решением суда от 28.04.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.07.2017, оспариваемое постановление управления изменено в части назначенного обществу наказания; размер административного штрафа снижен судом до 250 000 руб.
В кассационной жалобе общество оспаривает наличие в его действиях состава и события вменяемого ему правонарушения; вместе с тем податель жалобы указывает на малозначительность вмененного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ), но при этом просит изменить судебные акты в части назначенного административного наказания, заменив его предупреждением. Общество ссылается на обстоятельства дела, безосновательность назначенной управлением внеплановой проверки, неправильное применение судами норм материального права и неверную судебную оценку фактической стороны дела, имеющихся в деле доказательств.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, а представитель управления отклонил их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 30.11.2016 должностным лицом управления на основании распоряжения от 25.10.2016 N 267 проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, с. Русско-Высоцкое.
В ходе проверки установлено, что ООО "МПЗ Русско-Высоцкое" осуществляет деятельность по убою и переработке сельскохозяйственной птицы; выявлен ряд нарушений нормативных требований, в том числе следующие нарушения:
- биологические отходы (конфискаты продуктов убоя птицы (бройлеров) - лапки, отбракованные тушки и части тушек) складируются и хранятся в открытом тракторном прицепе, расположенном под открытым небом на территории предприятия; эти биологические отходы накапливаются, хранятся и перевозятся в указанном выше прицепе, который не оборудован водонепроницаемым закрытым кузовом (в нарушение пункта 2.5 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 за N 13-7-2/469, и пункта 8.1.33 Ветеринарно-санитарных правил для предприятий (цехов) переработки птицы и производства яйцепродуктов, утвержденных Министерством здравоохранения СССР 06.05.1987 за N 4261-87);
- биологические отходы (перо с жидкостью, содержащей примесь крови, поступающее из цеха убоя посредством ленточного транспортера) выгружаются в открытый тракторный прицеп, расположенный под открытым небом на территории птицеперерабатывающего предприятия; перо накапливается, хранится и перевозится в указанном прицепе; часть пера с транспортерной ленты падает на землю рядом с прицепом; тракторный прицеп не оборудован водонепроницаемым закрытым кузовом; жидкость с примесью крови вытекает из указанного тракторного прицепа непосредственно на землю, образуя разлив площадью более 20 кв.м (в нарушение пункта 2.5 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 за N 13-7-2/469 и пункта 8.2.6 Ветеринарно-санитарных правил для предприятий (цехов) переработки птицы и производства яйцепродуктов, утвержденных Министерством здравоохранения СССР 06.05.1987 за N 4261-87);
По факту выявленных нарушений 30.11.2016 в отношении общества составлен протокол N 131-11-2016 об административном правонарушении и вынесено постановление от 14.12.2016 N 131-11-2016 применительно к части 3 статьи 10.8 КоАП РФ; обществу назначено административное наказание в виде 500 000 руб. штрафа.
Не согласившись с означенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о доказанных административным органом событии и составе вмененного обществу административного правонарушения. Суды не установили существенных процедурных нарушений в рамках административной процедуры, а равно оснований для признания правонарушения малозначительным, освобождения общества от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем суды сочли возможным применение в данном случае положений статьи 4.1 КоАП РФ, констатировав наличие оснований для снижения назначенного обществу административного штрафа до 250 000 руб.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ), требованиям административного судопроизводства.
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из следующего.
В силу части 3 статьи 10.8 КоАП РФ противоправным признается нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Санкция указанной нормы права предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из названного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно статье 18 Закона о ветеринарии владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства.
В соответствии с пунктом 1.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 за N 13-7-2/469, биологическими отходами являются трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
В силу пункта 2.5 указанных Правил транспортные средства, выделенные для перевозки биологических отходов, оборудуют водонепроницаемыми закрытыми кузовами, которые легко подвергаются санитарной обработке. Использование такого транспорта для перевозки кормов и пищевых продуктов запрещается.
Согласно пунктам 8.1.33 и 8.2.6 Ветеринарно-санитарных правил для предприятий (цехов) переработки птицы и производства яйцепродуктов, утвержденных Министерством здравоохранения СССР 06.05.1987 за N 4261-87, кишечник, отбракованные внутренние органы и части тушек не должны скапливаться в цехе. Их собирают в специальные желоба или емкости и немедленно перекачивают по трубопроводам или транспортируют специально промаркированным транспортом, оборудованным металлическими емкостями с плотно закрывающимися крышками, на производство сухих животных кормов. После вывоза отходов тару и транспорт моют и дезинфицируют на специальном участке, изолированном от готовой продукции, а также очищают, моют и дезинфицируют трубопроводы в конце смены. Запрещается оставлять на ночь, накапливать и хранить перо-пуховое сырье в тележках, центрифугах, сушильных и упаковочных машинах.
Выявленные в рамках проверки нарушения обществом ветеринарно-санитарных правил подтверждаются материалами дела (актом проверки, протоколом об административно правонарушении); в рассматриваемой ситуации суды также обоснованно исходили из наличия у управления оснований для проведения внеплановой выездной проверки (статьи 10, 12, 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"), соблюдения им всех значимых процедурных требований и гарантий.
Виновность заявителя как коллективного субъекта права (юридического лица) оценена судами в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
В материалах дела нет доказательств, свидетельствующих о том, что обществом приняты все зависящие от него (разумные и адекватные) меры, направленные на соблюдения требований публичного правопорядка, в данном случае ветеринарно-санитарных правил.
Вывод судов о наличии в действиях общества события и состава вмененного административного правонарушения является правильным.
Суды мотивированно исключили возможность применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ (малозначительность административного правонарушения).
Согласно абзацу четвертому пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Назначенное обществу управлением и измененное судом первой инстанции административное наказание отвечает превентивным целям (статья 3.1 КоАП РФ), требованиям статей 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, а равно принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2017 по делу N А56-92362/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МПЗ Русско-Высоцкое" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.