13 ноября 2017 г. |
Дело N А56-93380/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Малышевой Н.Н. и Никитушкиной Л.Л.,
при участии от акционерного общества "Кольская горно-металлургическая Компания" Сытенко П.А. (доверенность от 01.01.2017), от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Шамшевой В.В. (доверенность от 05.09.2016),
рассмотрев 08.11.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Кольская горно-металлургическая компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2017 (судья Новикова Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2017 (судьи Савина Е.В., Мельникова Н.А., Семиглазов В.А.) по делу N А56-93380/2015,
установил:
Акционерное общество "Кольская горно-металлургическая Компания", место нахождения: 184511, Мурманская область, город Мончегорск, ОГРН 1025100652906, ИНН 5191431170 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная улица, дом 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Дорога), о взыскании 319 210 руб. пеней за просрочку доставки грузов.
Иск принят судом к рассмотрению с учетом уточнений исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 16.04.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.08.2016, принят отказ Общества от исковых требований в части взыскания 14 565 руб. 53 коп., производство по делу в этой части прекращено. С ответчика в пользу истца взыскано 20 990 руб. 25 коп. пеней, в остальной части иска отказано.
Постановлением кассационной инстанции от 13.12.2016 указанные решение и постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Решением суда первой инстанции от 29.03.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.08.2017, принят отказ Общества от исковых требований в части взыскания 14 565 руб. 53 коп. Производство по делу в этой части прекращено. С Дороги в пользу Общества взыскано 20 990 руб. 25 коп. пеней за просрочку доставки груза. В остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить вынесенные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином судебном составе.
Податель жалобы обращает внимание на то, что суды не сослались на норму материального права, которой предусмотрено освобождение перевозчика от уплаты пеней за просрочку доставки вагонов, следующих в отстой на пути необщего пользования.
Общество не согласно с выводами судов о том, что срок доставки комплектов контейнеров, погруженных на собственные железнодорожные платформы, должен исчисляться как срок для контейнерных и мелких отправок, так как перевозчик в железнодорожных накладных рассчитал срок их доставки как для повагонных отправок.
В отзыве на кассационную жалобу Дорога просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представитель Дороги обратился с просьбой отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, в период с 04.07.2015 по 28.08.2015 Дорога осуществила транспортировку в адрес Общества порожних грузовых вагонов и контейнеров на железнодорожных платформах.
Поскольку порожние вагоны и контейнеры на железнодорожных платформах прибыли на станцию назначения с нарушением срока доставки, Общество 19.10.2015 направило Дороге претензию об уплате пеней.
В связи с неурегулированием спора в досудебном порядке Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды двух инстанций приняли отказ Общества от исковых требований в части взыскания 14 565 руб. 53 коп., производство по делу в этой части прекращено. С ответчика в пользу истца взыскано 20 990 руб. 25 коп. пеней (признанных ответчиком), в остальной части иска отказано.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Статьей 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) установлено, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части 1 статьи 29 Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 Устава.
Размер пени за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов установлен статьей 97 Устава.
В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила N 27).
В соответствии с пунктом 5.8 Правил N 27 сроки доставки грузов увеличиваются на 2 суток при перевозке грузов на расстояние до 1000 км, 3 суток - при перевозке на расстояние свыше 1000 км грузов, перевозимых мелкими отправками и в контейнерах, для их накопления и сортировки на сортировочных платформах за исключением сцепов из платформ с крупнотоннажными рефрижераторными контейнерами без разъединения сцепа в пути следования.
Согласно перевозочным документам (накладным ЭГ693177, ЭГ693337, ЭГ698564, ЭГ698814, ЭГ729053, ЭГ728939, ЭГ728807, ЭГ728682, ЭГ868467, ЭГ871116, ЭГ900185, ЭГ900053, ЭГ900145, ЭГ900088, ЭВ682498, ЭВ682356) в графе "Вид отправки" указано "ККВ", следовательно, по данным отправкам груз принимался к перевозке грузовой скоростью в составе контейнерных отправок.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что перевозка осуществлялась именно контейнерными отправками.
Правила исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N 245, введены в действие 27.03.2016 (далее - Правила N 245).
Поскольку перевозка всех спорных контейнерных отправок осуществлялась в августе 2015 года, когда действовали Правила N 27, в которых отсутствует разделение контейнерных отправок на следующие с сортировкой в пути следования и следующие без такой сортировки, суды обоснованно и законно отклонили довод Общества о необходимости применения Правил N 245.
Кроме того, как установлено судами, плата за перевозку контейнеров по спорным накладным исчислена Дорогой исходя из норм суточного пробега не для повагонной отправки, а для контейнерной.
В связи с вышеизложенным суды обоснованно и законно отказали в иске в части взыскания с перевозчика пеней за просрочку доставки контейнеров на железнодорожных платформах в связи с отсутствием просрочки.
Кассационная инстанция считает, что суды также правомерно отказали во взыскании 245 960 руб. 55 коп. пеней за просрочку доставки в отстой порожних вагонов.
Суды установили, что Общество письмом от 22.12.2014 N 34700-2945 обратилось к Дороге с просьбой в период с 01.01.2015 по 31.12.2015 принимать в отстой порожние вагоны разных типов конструкции, следующие в адрес Общества на станцию Мончегорск Октябрьской железной дороги.
Дорога телеграммой от 23.12.2014 N 401 сообщила Обществу о согласии на размещение порожних вагонов, следующих в адрес Общества, в отстой на путях необщего пользования.
В железнодорожных накладных N ЭЖ359646, ЭЕ872500, ЭЕ787992, ЭЕ506666, ЭЕ506582, ЭЕ506484, ЭЕ539105, ЭЕ724240, ЭД096616, ЭД016039, ЭГ735680, ЭД002510, ЭГ447579, ЭД247650, ЭГ638308, ЭГ638651, ЭБ150180, ЭВ472752, ЭВ784961, ЭБ643828, ЭБ810225, ЭБ220271, ЭВ682673, ЭГ734929, ЭБ697010, ЭБ448969, ЭБ668773, ЭВ692746 в графе "Сведения о грузе" и в графе "Особые заявления и отметки отправителя" имеются отметки о том, что порожние вагоны направлялись в отстой.
Отказывая в удовлетворении заявленного искового требования, суды исходили из того, что спорные правоотношения возникли из договора на временное размещение порожних вагонов на путях необщего пользования, не задействованных в перевозочном процессе, до востребования их истцом, в связи с чем отсутствуют основания для применения к рассматриваемой ситуации положений статьи 97 Устава.
Кроме того, суды приняли во внимание, что вагоны, следующие в отстой, не предназначены для перевозки грузов, следуют для нахождения (хранения) на путях необщего пользования, а следовательно, не участвуют в перевозочном процессе.
Доводы жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2017 по делу N А56-93380/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Кольская горно-металлургическая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Судьи |
О.Ю. Нефедова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.