21 ноября 2017 г. |
Дело N А56-72703/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Любченко И.С.,
при участии от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу Галкиной Д.А. (доверенность от 06.10.2017), Сапонджян Е.В. (доверенность от 06.12.2016), от общества с ограниченной ответственностью "Ай Би Траст" Поступинской Е.А. (доверенность от 27.04.2017),
рассмотрев 21.11.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2017 по делу N А56-72703/2016 (судьи Зотеева Л.В., Протас Н.И., Толкунов В.М.),
установил:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (место нахождения: г. Санкт-Петербург, пр. Литейный, д. 39; ОГРН 1099847008546; ИНН 7841417074; далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ай Би Траст" (место нахождения: г. Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 7; ОГРН 1037843056316; ИНН 781301001; далее - Общество) о взыскании 31 372 руб. 32 коп. задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за третий квартал 2013 года.
Решением суда первой инстанции от 10.04.2017 (судья Хорошева Н.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.07.2017 решение суда первой инстанции отменено, в иске отказано.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление апелляционного суда. По мнению подателя жалобы, исковые требования правомерны и подлежат удовлетворению.
В судебном заседании представители Департамента поддержали доводы жалобы, представитель Общества просил в ее удовлетворении отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, Общество 04.12.2013 представило в Департамент расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за третий квартал 2013 года, согласно которому к уплате подлежит 7843 руб. 08 коп.
Департамент, проверив правильность исчисления платежа, начислил плату за негативное воздействие на окружающую среду с применением пятикратного повышающего коэффициента ввиду отсутствия у Общества в указанный период нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, предложив ему уплатить образовавшуюся задолженность в размере 31 372 руб. 32 коп.
В связи с неисполнением Обществом требования от 16.03.2016 об уплате задолженности Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности исковых требований Департамента, взыскал в его пользу с Общества указанную сумму.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении иска, установив, что Общество, относясь к субъектом малого и среднего предпринимательства, освобождено от разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представило отчетность о размещении отходов за спорный период в уведомительном порядке и произвело оплату за фактическое размещение отходов.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит в силу следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) негативное воздействие на окружающую среду является платным; к видам негативного воздействия на окружающую среду отнесено размещение отходов производства и потребления; порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции, действовавшей в спорный период) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок N 632), распространяющийся на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 4 Порядка N 632 плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (пункт 5 Порядка N 632).
В силу пункта 6 Порядка N 632 при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Приказом Минприроды России от 16.02.2010 N 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (далее - Порядок N 30), который предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, и которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно пунктам 3-5 Порядка N 30 субъекты малого и среднего предпринимательства представляют отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в уведомительном порядке до 15 января года, следующего за отчетным календарным годом.
Как установлено абзацем третьим пункта 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50, лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности).
Таким образом, лимитами на размещение отходов за прошедший год является количество отходов, фактически направленных на размещение в соответствии с отчетностью, предоставленной в текущем году.
В данном случае судом апелляционной инстанции установлено, что Общество относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате его хозяйственной деятельности образуются отходы производства и потребления, в связи с чем оно обязано предоставить отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в уведомительном порядке.
Апелляционным судом так же установлено, что Общество предоставило отчетность за 2013 год в установленный срок и исполнило обязанность по перечислению платы за размещение отходов за третий квартал 2013 года в размере 7843 руб. 08 коп.
Исходя из указанных обстоятельств, установленных по делу, а также приняв во внимание письмо Росприроднадзора от 01.07.2013 N ВК-06-01-36/9256 "О недопустимости применения повышающего коэффициента к расчетам платы за размещение отходов субъектов малого и среднего предпринимательства", суд апелляционной инстанции отказал в исковых требованиях Департамента, придя к выводу об их неправомерности.
Доказательств, опровергающих выводы апелляционного суда, Департамент вопреки части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Доводы жалобы являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами апелляционного суда, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2017 по делу N А56-72703/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.