21 ноября 2017 г. |
Дело N А56-87746/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Родина Ю.А., Соколовой С.В.,
при участии от Центральной акцизной таможни Скорописенко К.О. (доверенность от 27.09.2017 N 05-23/17508), от общества с ограниченной ответственностью "Севермек" Иванова А.В. (доверенность от 26.01.2017), Лисова Е.В. (доверенность от 26.01.2017),
рассмотрев 14.11.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу рассмотрев кассационную жалобу Центральной акцизной таможни, на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2017 по делу N А56-87746/2016 (судьи Зотеева Л.В., Сомова Е.А., Толкунов В.М.),
установил:
Центральная акцизная таможня, место нахождения: 109240, Москва, Яузская улица, дом 8, ОГРН 1027700552065, ИНН 7703166563 (далее - Таможня), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Севермек", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, ул.Декабристов, д.6, лит. 4, пом.10-Н (далее - ООО "Севермек", Общество), неуплаченного утилизационного сбора в размере 2 550 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 29.03.2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, установив, что судебным актом по настоящему делу могут быть затронуты права и обязанности лица, не привлеченного к участию в деле, в соответствии с частью 4 статьи 270 и частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением от 05.07.2017 перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Галф", место нахождения: 191187, Санкт-Петербург, наб. Кутузова, д. 26, лит. А, пом.3Н, ОГРН 1137847336626, ИНН 7805630270 (далее - ООО "Галф").
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2017 решение суда первой инстанции от 29.03.2017 отменено. Таможне в иске отказано.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель жалобы полагает, что обязанность по уплате утилизационного сбора возникла у ООО "Севермек" в момент выпуска самоходной техники в свободное обращение. При этом не имеется оснований полагать, что постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", вступило в законную силу в иной срок, чем определен в пункте 2 названного постановления. Также таможенный орган считает ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о том, что в связи с продажей самоходной машины третьему лицу, право требовать уплаты утилизационного сбора перешло к налоговому органу. Кроме того, у апелляционной инстанции не имелось предусмотренных АПК РФ оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, поскольку решение суда первой инстанции непосредственно права и обязанности ООО "Галф" не затрагивало, не создавало препятствий для реализации субъективных прав.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Севермек" просит оставить обжалуемый судебный акты без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель ООО "Севермек" возражал против ее удовлетворения.
ООО "Галф" о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако своего представителя в суд не направило, в связи с чем судебное заседание кассационной инстанции состоялось в его отсутствие, что не противоречит требованиям части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 10.02.2016 ООО "Севермек" на Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) подана декларация на товары (далее - ДТ) N 100009193/100216/0000498 в отношении товара "автопогрузчик вилочный колесный "LINDE H45D" (сер. N 352J01004045), бывший в эксплуатации (1993 г.в., мотопробег - 15475 ч.), с дизельным ДВС PERKINS АА80427 (сер. N U 607501W), объемом 3,99 л, мощностью 67 кВт (91 л.с.), грузоподъемностью - 4,5 т, марка: LINDE, модель: H45D, артикул: без артикула, код ТН ВЭД ЕАС - 8427 20 190 9, страна происхождения - Германия".
11.02.2016 указанный товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
В дальнейшем таможенный орган направил Обществу требование об уплате утилизационного сбора письмом от 14.06.2016 N 45-14-09/3175.
В связи с неуплатой ООО "Севермек" утилизационного сбора в добровольном порядке, Таможня обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции требования таможенного органа удовлетворил, взыскал с Общества утилизационный сбор в заявленной сумме.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что судебным актом по настоящему делу могут быть затронуты права и обязанности ООО "Галф", не привлеченного к участию в деле, в связи с чем на основании части 4 статьи 270 и части 6.1 статьи 268 АПК РФ перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, привлек ООО "Галф" к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных относительно требований предмета спора.
Апелляционная инстанция пришла к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания утилизационного сбора с Общества, в связи с чем в иске отказала.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы и проверив правильность применения судом апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд правомерно руководствовался нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 24.1 названного закона за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Закона).
В силу пункта 3 этой же статьи Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
В соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:
- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы Правительством Российской Федерации издано постановление от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 81), которым утверждены:
Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила);
Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
В названный Перечень включены погрузчики, классифицируемые, в том числе, по коду 8427 20 ТН ВЭД ЕАЭС.
Взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба (пункт 3 Правил).
Взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная налоговая служба (пункт 4 Правил).
Согласно пункту 2 Постановления N 81 положения указанных выше Правил вступили в силу со дня официального опубликования Постановления N 81.
Первоначальный текст документа опубликован 10.02.2016 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, в издании "Собрание законодательства РФ", 15.02.2016, N 7, ст. 991.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции указал, что в соответствии с пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 23.06.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти" Постановление N 81 должно было вступить в силу не ранее 7 дней после первого опубликования, так как положениями статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ и данного Постановления затрагиваются, в том числе, права граждан и физических лиц.
Данный вывод суда, вопреки доводам таможенного органа, основан на правильном применении положений Указа Президента Российской Федерации от 23.06.1996 N 763, соответствует статье 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", а также правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.1996 N 17-П.
Таким образом, апелляционный суд правомерно признал, что на момент ввоза автопогрузчика вилочного колесного (09.02.2016) обязанность по уплате утилизационного сбора отсутствовала, а на момент декларирования (10.02.2016) Постановление N 81 еще не вступило в силу.
При этом суд принял во внимание, что таможенный орган при оформлении товара требование об уплате утилизационного сбора декларанту не предъявил, паспорт транспортного средства в порядке, установленном Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утв. приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005, таможенным органом не оформлялся. Товар был выпущен без оформления паспорта транспортного средства и уплаты утилизационного сбора.
Также апелляционная инстанция установила, что ввезенный автопогрузчик вилочный колесный в качестве транспортного средства не оформлялся и не эксплуатировался, и в дальнейшем был списан лицом, его приобретшим у Общества (ООО "Галф"), и реализован по договору купли-продажи с ООО "Дельта" от 20.04.2016 в качестве лома и отхода черных металлов.
Апелляционный суд отметил, что по смыслу положений статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ утилизационный сбор - это специальный платеж, призванный компенсировать негативное воздействие от эксплуатации транспортных средств на здоровье человека и окружающую среду, обеспечить экологическую безопасности и уменьшить экологический ущерба от эксплуатации транспортного средства.
В данном случае материалами дела подтверждается, что спорный погрузчик не только не эксплуатировался по своему назначению после ввоза, но такая эксплуатация изначально и не предполагалась согласно письму ООО "Галф" от 23.12.2015, экспертному заключению от 15.12.2015 N 1679/735, акту о дефектах от 13.01.2016 и пункту 1.2 договора купли-продажи товара от 14.03.2016 N 14/2016, заключенному с ООО "Галф".
При таком положении статус объекта, в отношении которого подлежит уплате утилизационный сбор, автопогрузчик вилочный колесный не приобрел. Иное таможенным органом не доказано.
С учетом изложенного апелляционный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Таможни о взыскании с Общества утилизационного сбора размере 2 550 000 руб.
Приведенные таможенным органом в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального права к конкретным фактическим обстоятельствам данного дела.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах. В связи с этим основания для отмены обжалуемого судебного акта у кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2017 по делу N А56-87746/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.