Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 ноября 2017 г. N Ф07-11198/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
11 августа 2017 г. |
Дело N А56-87746/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Сомовой Е.А., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Николаевым И.И.
при участии:
от истца (заявителя): Скорописенко К.О. - доверенность от 30.09.2016;
от ответчика (должника): Иванов А.В. - доверенность от 26.01.2017, Лисов Е.В. - доверенность от 26.01.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11556/2017) ООО "Севермек" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2017 по делу N А56-87746/2016 (судья Буткевич Л.Ю.), принятое
по заявлению Центральной Акцизной таможни Федеральной таможенной службы
к ООО "Севермек"
о взыскании неуплаченного утилизационного сбора
установил:
Центральная акцизная таможня (далее - таможенный орган, ЦАТ, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Севермек" (далее - ООО "Севермек", Общество, ответчик) неуплаченного утилизационного сбора в размере 2 550 000 руб.
Решением суда от 29.03.2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 29.03.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе Общество указывает, что не является субъектом уплаты утилизационного сбора, что исключает взыскание с него указанного сбора.
Суд апелляционной инстанции усмотрел безусловные основания для отмены решения суда и перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции в соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ, о чем вынес определение от 05.07.2017. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Галф".
В судебном заседании представитель таможни поддержал заявленные требования. Представитель ООО "Севермерк" доводы жалобы отклонил, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Третье лицо изведено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, представило письменный отзыв, в котором поддержало позицию ответчика.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела и выслушав доводы сторон, не находит оснований для удовлетворения требований Таможни в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 10.02.2016 ООО "Севермек" на Северо-Западном акцизном таможенном посту (специализированном) Центральной акцизной таможни по ДТ N 100009193/100216/0000498 задекларирован товар: автопогрузчик вилочный колесный "LINDE H45D" (сер. N 352J01004045), бывший в эксплуатации (1993 г.в., мотопробег - 15475 ч.), с дизельным ДВС PERKINS АА80427 (сер. N U 607501W), объемом 3,99 л, мощностью 67 квт (91 л.с), грузоподъемностью - 4,5 т, марка: LINDE, модель: H45D, артикул: без артикула, код ТН ВЭД ЕАС - 8427201909, страна происхождения - Германия.
11.02.2016 вышеуказанный товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Таможенный орган предъявил Обществу требование об уплате утилизационного сбора письмом от 14.06.2016 N 45-14-09/3175.
Так как требование не исполнено в добровольном порядке, ЦАТ обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Закона).
Как указано в пункте 3 этой же статьи Закона N 89-ФЗ, плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортные средства па территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определено, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:
- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
Иных исключений по уплате утилизационного о сбора законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
В развитие вышеприведенной нормы Правительством Российской Федерации издано постановление от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 81), которым утверждены:
Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила);
Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", осуществляет Федеральная таможенная служба (пункт 3 Правил).
Взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", осуществляет Федеральная налоговая служба (пункт 4 Правил).
В пункте 7 Правил установлено, что на бланке паспорта транспортного средства, оформляемого на выпускаемое в обращение транспортное средство, в отношении которого осуществляется уплата утилизационного сбора, проставляется отметка об уплате утилизационного сбора.
После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и ее поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства таможенный орган проставляет на бланках паспортов, оформляемых в отношении транспортных средств, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, отметку об уплате утилизационного сбора (пункт 12 названного Правил).
Согласно пункту 2 Постановления N 81 положения указанных выше Правил вступили в силу со дня официального опубликования Постановления N 81.
Первоначальный текст документа опубликован 10.02.2016 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru", в издании "Собрание законодательства РФ", 15.02.2016, N 7, ст. 991.
Апелляционная коллегия соглашается с доводами истца и третьего лица о том, что в силу пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 23.06.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства российской Федерации и нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти" Постановление N 81 должно было вступить в силу не ранее 7 дней после первого опубликования, так как положениями статьи 24.1 и данного Постановления затрагиваются, в том числе, права граждан и физических лиц.
Как следует из материалов дела, на момент ввоза автопогрузчика вилочного колесного (09.02.2016) обязанность по уплате утилизационного сбора отсутствовала, на момент декларирования (10.02.2016) Постановление N 81 еще не вступило в силу, кроме того, таможенный орган при оформлении товара требование об уплате утилизационного сбора декларанту не предъявил, паспорт транспортного средства в порядке, установленном Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утв. приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005, таможенным органом не оформлялся.
Товар был выпущен без оформления паспорта транспортного средства и уплаты утилизационного сбора.
В дальнейшем Общество реализовало колесный вилочный автопогрузчик "LINDE H45D" 1993 года обществу с ограниченной ответственностью "Галф" на основании договора купли-продажи от 14.03.2016 (л.д. 64-65), товар передан по Акту приема-передачи от 12.04.2016 (л.д. 68).
Требование об уплате утилизационного сбора поступило в адрес Общества в июне 2016 года.
В силу изложенного, апелляционная коллегия полагает, что все права по взысканию утилизационного сбора в данном случае в соответствии с пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ и пункта 4 Правил перешли к налоговому органу.
Действительно, в силу пункта 17 Правил в случае если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы информируют не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае данный пункт правил неприменим, так как при ввозе автопогрузчика вилочного утилизационный сбор не уплачивался, паспорт транспортного средства таможенным органом не оформлялся, а кроме того, возложение на таможенный орган обязанности по информированию плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора не влечет безусловного выставления требования, без установления всех необходимых условий для уплаты указанного платежа, в том числе установления статуса ввезенного товара, наличия оформленного паспорта транспортного средства.
Кроме того, по смыслу положений статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ утилизационный сбор - это специальный платеж, призванный компенсировать негативное воздействие от эксплуатации транспортных средств на здоровье человека и окружающую среду, обеспечить экологическую безопасности и уменьшить экологический ущерба от эксплуатации транспортного средства.
В рассматриваемом случае, ввезенный автопогрузчик вилочный колесный в качестве транспортного средства не оформлялся и не эксплуатировался., что подтверждается, в том числе представленным в материалы дела актом о дефектах UAB "ALVARK" от 13.01.2016, и в дальнейшем был списан покупателем - ООО "Галф" и реализован по договору купли-продажи с ООО "Дельта" от 20.04.2016 в качестве лома и отхода черных металлов.
Таким образом, статус транспортного средства автопогрузчик вилочный колесный не приобрел, иное таможенным органом не доказано.
В силу вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Таможни о взыскании с Общества утилизационного сбора размере 2 550 000 руб.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене в силу части 6.1 статьи 268 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 марта по делу N А56-87746/2016 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с Центральной акцизной таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Севермек" 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Е.А. Сомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-87746/2016
Истец: Центральная Акцизная таможня Федеральной таможенной службы
Ответчик: ООО "Севермек"
Третье лицо: ООО "Галф"
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-30407/18
21.11.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11198/17
11.08.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11556/17
29.03.2017 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-87746/16