23 ноября 2017 г. |
Дело N А26-11040/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Власовой М.Г., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Корунд" Король А.Г. (доверенность от 03.10.2017),
от закрытого акционерного общества "ГСП-ТРЕЙД" Фатьяновой А.М. (доверенность от 08.11.2017),
рассмотрев 23.11.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "ГСП-ТРЕЙД" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.04.2017 (судья Дементьева А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017 (судьи Семиглазов В.А., Мельникова Н.А., Савина Е.В.) по делу N А26-11040/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Корунд", место нахождения 185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Правды, д. 28-А, офис 309, ОГРН 1061001070206, ИНН 1001181714 (далее - ООО "Корунд"), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к закрытому акционерному обществу "ГСП-ТРЕЙД", место нахождения: 117105, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 1, строение 1-2, офис В025-5, ОГРН 1097746037905, ИНН 7726622910 (далее - ЗАО "ГСП-ТРЕЙД"), о взыскании 544 608 руб. 28 коп. убытков в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору от 19.09.2014 N 1-ГСПТ поставки нерудных строительных материалов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Медвежьегорский порт" (далее - ООО "Медвежьегорский порт") и закрытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ЗАО "РЖД").
Решением суда первой инстанции от 21.04.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.08.2017, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе ЗАО "ГСП-ТРЕЙД", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит решение и постановление отменить; направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, у судов отсутствовали правовые основания для взыскания с ответчика заявленной суммы убытков, поскольку вагоны простаивали из-за занятости путей необщего пользования ООО "Медвежьегорский порт", следовательно, именно по его вине ООО "Корунд" не могло принять вагоны, а не по вине ответчика.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ЗАО "ГСП-ТРЕЙД" поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель ООО "Корунд" просил жалобу отклонить.
Другие участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между ООО "Корунд" (поставщиком) и ЗАО "ГСП-ТРЕЙД" (покупателем) заключен договор от 19.09.2014 N 1-ГСПТ поставки нерудных строительных материалов.
Согласно пункту 1.1 договора поставщик обязуется поставить, а покупатель принять и оплатить нерудные строительные материалы, именуемые в дальнейшем "Продукция", на условиях, оговоренных в настоящем договоре и дополнительных соглашениях к нему. Номенклатура поставляемой Продукции перечислена в пункте 1.2 договора.
Порядок и условия поставки установлены разделом 2 договора.
Исходя из пункта 2.2 договора, детальные условия и порядок поставки Продукции должны согласовываться сторонами отдельно и оформляться дополнительными соглашениями к договору.
Дополнительным соглашением от 05.12.2014 N 3 стороны установили, что поставка осуществляется подвижным составом покупателя.
Кроме того, дополнительным соглашением от 13.10.2014 N 2 стороны дополнили договор пунктом 2.7 следующего содержания. При срочном изменении покупателем условий поставки, указанных в согласованной поставщиком заявке: дата поставки, количество товара в большую или меньшую сторону, вид товара, отказ от запланированного товара, изменения адреса станции выгрузки (пункта назначения), отказ от заявленных ранее вагонов (ГУ-12), покупатель по требованию поставщика обязан возместить последнему подтвержденные расходы, в течение пяти рабочих дней с момента получения счета-фактуры и накопительных ведомостей по учетным карточкам к ГУ-12, заведенным по заявкам покупателя.
Для осуществления подачи-уборки вагонов ООО "Корунд" (заказчик) и ООО "Медвежьегорский порт" (исполнитель) заключили договор от 26.08.2014 N 24 на оказание транспортно-экспедиционных услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом. Согласно условиям данного договора исполнитель обязуется оказать заказчику транспортно-экспедиционные услуги по перевалке щебня гранитного в Медвежьегорском порту и перевозке его железнодорожным транспортом со станции Медвежья Гора по согласованному с заказчиком маршруту, а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в полном объеме. Кроме того, исполнитель выступает грузоотправителем, оформляет все необходимые перевозочные документы и осуществляет полное взаимодействие с ОАО "РЖД" по вопросам, возникающим в связи с перевозкой груза заказчика (пункт 2.1.4 договора).
ООО "Медвежьегорский порт" и ОАО "РЖД" заключили договор от 02.06.2014 N 559/14/4 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
ЗАО "ГСП-ТРЕЙД" обратилось 05.12.2014 к ООО "Корунд" с письмом N 5337 на оформление заявки по форме ГУ-12 на отгрузку щебня в полувагонах собственности (аренды) ответчика со станции Медвежья Гора до станции Сходня Октябрьской железной дороги (57 полувагонов на 12.12.2014 и 57 полувагонов на 16.12.2014).
ООО "Корунд" приняло к оформлению данную заявку и с учетом грузоперерабатывающих способностей подъездных путей станции Медвежья Гора осуществил согласование графика с их владельцем, а также подал заявку N 0025082234 грузоперевозчику (ОАО "РЖД") по форме ГУ-12 по следующему графику подачи вагонов: 12.12.2014 - 30 вагонов, 16.12.2014 - 27 вагонов, 29.12.2014 - 30 вагонов и 30.12.2014 - 27 вагонов.
В нарушение указанных сроков ЗАО "ГСП-ТРЕЙД" осуществил подачу 46 вагонов 09.12.2014, что вызвало затруднение в работе железнодорожной станции.
За задержку 27 вагонов на указанной железнодорожной станции ООО "Медвежьегорский порт" была начислена плата в размере 544 608 руб. 58 коп.
Во исполнение условий договора от 26.08.2014 N 24 ООО "Корунд" перечислило ООО "Медвежьегорский порт" названную плату, что подтверждается платежным поручением от 08.06.2016 N 1009.
Отказ ответчика в компенсации указанной платы послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды признали иск обоснованным по праву и размеру.
Суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Под убытками в силу пункта 2 статьи 15 ГК РФ следует понимать расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Из материалов дела следует, что ООО "Медвежьегорский порт" на основании статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" была начислена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава.
ООО "Корунд" перечислило ООО "Медвежьегорский порт" названную плату.
Исследовав и оценив доводы сторон, представленные в дело доказательства по правилам статей 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимной связи (заявка по форме ГУ-12, акты общей формы), суды установили факт задержки спорных вагонов на указанной железнодорожной станции по вине ответчика.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что убытки истца, состоящие в сумме названной платы, перечисленной ООО "Медвежьегорский порт", доказаны и подлежат возмещению ответчиком.
Проверив расчет убытков, суды признали его основанным на представленных в дело доказательствах.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.
Таким образом, кассационную жалобу надлежит оставить без удовлетворения, а обжалуемые судебные акты - без изменения.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.04.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017 по делу N А26-11040/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "ГСП-ТРЕЙД" - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Из материалов дела следует, что ООО "Медвежьегорский порт" на основании статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" была начислена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 ноября 2017 г. N Ф07-11984/17 по делу N А26-11040/2016