28 ноября 2017 г. |
Дело N А05-7818/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Мунтян Л.Б. и Подвального И.О.,
рассмотрев 27.11.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лето" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.05.2017 (судья Полуянова Н.М.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2017 (судьи Докшина А.Ю., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу N А05-7818/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лето" (место нахождения: 165680, Архангельская область, Вилегодский район, село Ильинско-Подомское, Зеленая улица, дом 8, ОГРН 1142904001503, ИНН 2909003179; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Архангельской области (место нахождения: 163072, город Архангельск, Комсомольская улица, дом 38, корпус 1, ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; далее - Инспекция) от 19.04.2016 N ОК-04/07-06/57 об устранении выявленных нарушений.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 22.05.2017, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2017, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права - части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 5(1) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306). Податель жалобы полагает, что Общество как управляющая компания при расчете размера платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению правомерно применило повышающий коэффициент к нормативу потребления коммунальной услуги.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что Общество на основании договора от 09.04.2015 N 29-1/06 осуществляет управление многоквартирным домом N 8 по Спортивной улице в селе Ильинско-Подомское Вилегодского района Архангельской области.
На основании распоряжения от 22.03.2016 N ОК-04/01-15/1084 о проведении внеплановой документарной проверки с целью рассмотрения обращения гражданина, проживающего в доме N 8 по Спортивной улице в селе Ильинско-Подомское Вилегодского района Архангельской области, должностным лицом Инспекции проведена проверка правомерности определения Обществом размера платы за водоснабжение и водоотведение (индивидуальное потребление).
В ходе проверки установлено, что Общество как управляющая компания производило начисление платы за водоснабжение и водоотведение по квартире N 29 названного жилого дома с учетом повышающих коэффициентов, при этом отсутствовал акт о наличии технической возможности установки индивидуальных приборов учета в квартире.
Приказом временно исполняющего обязанности директора Общества от 03.12.2015 N 69-А в многоквартирных жилых домах, подключенных к системе центрального водоснабжения, обслуживаемых Обществом, и не оборудованных индивидуальным прибором учета, при расчете стоимости оказанной услуги предписано применить повышающий коэффициент к нормативу потребления коммунальных услуг: с 1 июля по 31 декабря 2015 года - 1,2; с 1 января по 30 июня 2016 года - 1,4; с 1 июля по 31 декабря 2016 года - 1,5; с 2017 года - 1,6.
Из преамбулы названного приказа усматривается, что он принят в соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ, частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18.03.2015 N 7288-ач/04.
Общество как управляющая компания на основании приказа от 03.12.2015 N 69-А осуществило начисление платы за водоснабжение и водоотведение в квартире N 29 за период с июля 2015 года по февраль 2016 года с применением повышающего коэффициента.
Инспекция пришла к выводу, что расчет размера платы за водоснабжение и водоотведение за период с июля 2015 года по февраль 2016 года произведен управляющей компанией жильцу квартиры N 29 неправильно, обсчет потребителя составил 965 руб.12 коп. (акт проверки соблюдения жилищного законодательства от 19.04.2016 N ОК-04/07-01/430).
В целях устранения выявленных нарушений Инспекция выдала Обществу предписание от 19.04.2016 N ОК-04/07-06/57, которым в срок до 31.08.2016 предписано произвести потребителю перерасчет платы по статьям "водоснабжение" и "водоотведение" на сумму 965 руб. 12 коп. за период с июля 2015 года по февраль 2016 года.
Общество оспорило предписание Инспекции в судебном порядке.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и в удовлетворении заявления отказали, указав на наличие у Инспекции правовых и фактических оснований для выдачи оспариваемого предписания.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, среди прочего, плату за коммунальные услуги. В свою очередь плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное водоснабжение и водоотведение (холодную воду и отведение сточных вод) (части 2, 4 статьи 154 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 1 статьи 157 ЖК РФ дополнена новым вторым предложением следующего содержания: "При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации".
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к названным Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Вместе с тем Правила N 306 определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Согласно пункту 2 Правил N 306 "норматив потребления коммунальной услуги" - определяемый в соответствии с названными Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 306).
Таким образом, Правила N 354 и N 306 имеют различный предмет регламентации, адресованы различным субъектам правоотношений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 в Правила N 306 внесены изменения.
В силу пункта 5(1) приложения N 1 ("Формулы, используемые для определения нормативов потребления коммунальных услуг") к Правилам N 306 при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматив потребления горячей воды в жилых помещениях определяется по формуле 6 с учетом повышающего коэффициента, составляющего: (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129) с 1 января 2015 года по 30 июня 2015 года - 1,1; с 1 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года - 1,2; с 1 января 2016 года по 30 июня 2016 года - 1,4; с 1 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года - 1,5; с 2017 года - 1,6.
При этом пункт 5(1) утратил силу согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 с 30.06.2016.
Следовательно, правовое значение имеют нормативы потребления для потребителей, имеющих и не имеющих технической возможности установки индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.
Довод заявителя о том, что норматив потребления с учетом повышающего коэффициента может быть рассчитан управляющей компанией самостоятельно, правомерно отклонен судами двух инстанций применительно к пункту 3 Правил N 306, поскольку норматив потребления коммунальных услуг, в том числе с применением повышающего коэффициента, должен быть утвержден уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом судебные инстанции обоснованно приняли во внимание правовую позицию, приведенную в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18.03.2015 N 7288-ач/04, которое в силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации N 306 наделено полномочиями разъяснений применения указанных Правил.
В названном письме, в частности, указано, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо определить для каждого вида коммунальных услуг нормативы потребления без применения повышающего коэффициента (базовый норматив) и нормативы потребления с применением повышающего коэффициента (повышенный норматив). Применение повышающих коэффициентов, предусмотренных Правилами N 306, возможно исключительно путем установления нормативным правовым актом уполномоченного органа субъекта Российской Федерации соответствующего "повышенного норматива" потребления коммунальных услуг. При отсутствии нормативного акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего "повышенный норматив" потребления коммунальных услуг, исполнитель коммунальных услуг не вправе самостоятельно применять повышающий коэффициент к нормативу потребления.
Судами двух инстанций установлено, что в Архангельской области органом, уполномоченным на установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, является Министерство ТЭК и ЖКХ Архангельской области. Нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домах и на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных на территории МО "Ильинское" муниципального образования "Вилегодский муниципальный район", утверждены постановлением Минэнергосвязи Архангельской области от 22.08.2012 N 21-пн.
Указанные нормативы утверждены без разделения на "базовый" и "повышенный", без учета применения повышающего коэффициента при наличии технической возможности установки индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета. Следовательно, Общество не имело полномочий самостоятельно применять повышающие коэффициенты при расчете платы за услуги по водоснабжению и водоотведению в спорный период применительно к утвержденному нормативу.
Кроме того, действующее законодательство, устанавливая нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, исходит из того, что повышающий коэффициент к установленному нормативу может применяться при условии наличия технической возможности установки приборов учета. При отсутствии такой возможности повышающий коэффициент применен быть не может. Наличие такой возможности должно быть подтверждено документально, актом обследования по форме, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" (далее - Приказ N 627).
Общество, начисляя плату за оказанные услуги жильцу квартиры N 29, увеличивало установленный норматив на повышающий коэффициент; при этом сведений о наличии технической возможности установки индивидуальных приборов учета у него не имелось.
Исходя из положений статьи 13 Закона N 261-ФЗ и пункта 81 Правил N 354, а также утвержденных Приказом N 627 критериев, суды обоснованно признали, что в рамках спорных правоотношений для решения вопроса о применении повышенного коэффициента к нормативу потребления коммунальной услуги необходимо наличие соответствующего акта независимо о того, по чьей инициативе он может быть составлен; мотивация потребителей к установке приборов учета не означает возможность безосновательного применения повышающих коэффициентов без наличия доказательств, обосновывающих правильность такого применения. В рассматриваемом случае Общество не располагало сведениями (в том числе актами) о наличии технической возможности установки индивидуальных приборов учета в квартире N 29.
При таких обстоятельствах суды двух инстанций сделали правильный вывод о том, что управляющая компания неправомерно производила начисление платы за водоснабжение и водоотведение потребителю с применением повышающих коэффициентов к утвержденному нормативу потребления, а потому Инспекция правомерно выдала Обществу оспариваемое предписание.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в двух судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд кассационной инстанции не принимает эти доводы во внимание как противоречащие материалам дела и имеющимся доказательствам.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, а потому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.05.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2017 по делу N А05-7818/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лето" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.