04 декабря 2017 г. |
Дело N А13-10163/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Ракчеевой М.А., Сергеевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Череповецкого муниципального района Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19.04.2017 (судья Парфенюк А.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2017 (судьи Мурахина Н.В., Докшина А.Ю., Осокина Н.Н.) по делу N А13-10163/2016,
установил:
Комитет имущественных отношений Череповецкого муниципального района, место нахождения: 162612, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Первомайская, д. 58, ОГРН 1033500887562, ИНН 3523001928 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Департамента имущественных отношений Вологодской области, место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Козленская, д. 8, ОГРН 1033500036998, ИНН 3525057122 (далее - Департамент), выразившегося в невыполнении процедуры, предусмотренной пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" (далее - Постановление N 374), постановлением правительства Вологодской области от 04.03.2005 N 224 "Об организации работы по обеспечению принятия в собственность области муниципального имущества и организаций, передаваемых в связи с разграничением полномочий", по принятию из муниципальной собственности Череповецкого муниципального района в собственность Вологодской области объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: Череповецкий р-н, Коротовский сельсовет, д. Коротово, ул. Клубная, д. 5, а именно: водопровод, протяженность - 144,6 кв. м; канализация внутриплощадочная, протяженность - 265,9 м; теплосеть, 2009 года постройки, протяженность - 254 м; канализация напорная, протяженность - 297 м; наружная сеть горячего водоснабжения, протяженность 233,2 м; ливневая канализация, протяженность - 78 м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент здравоохранения Вологодской области (далее - Департамент здравоохранения), бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области "Череповецкая центральная районная поликлиника" (далее - Районная поликлиника), Департамент строительства Вологодской области (далее - Департамент строительства), Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (далее - департамент ТЭК), общество с ограниченной ответственностью "Череповецкие водохозяйственные системы" (далее - ООО "ЧВС"), автономное учреждение социального обслуживания Вологодской области "Череповецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов N 1" (далее - АУ СО ВО "Череповецкий ДИПИ N 1), Департамент социальной защиты населения Вологодской области (далее - Департамент социальной защиты).
Решением суда первой инстанции от 19.04.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.08.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Податель кассационной жалобы считает обжалуемые судебные акты необоснованными, вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права, подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В отзывах на кассационную жалобу Департамент, Департамент здравоохранения, Районная поликлиника просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании решения Комитета от 27.03.2009 N 265а "О приеме недвижимого имущества в казну Череповецкого муниципального района и передаче в оперативное управление БУЗ ВО "Череповецкая ЦРП" приняты в казну объекты недвижимого имущества, находящихся по адресу: Коротовский с/с, д. Коротово, ул. Клубная, д. 5: амбулатория на 100 посещений в смену, инвентарный N 2473; здание - теплая стоянка на 3 автомашины, инвентарный N 2474. Этим же решением Комитета данные объекты закреплены на праве оперативного управления за Районной поликлиникой.
Данные объекты переданы Районной поликлинике по акту приема-передачи муниципального имущества и на основании дополнительного соглашения от 01.04.2009 включены в договор от 24.04.2006 N 22 об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления.
Вступившим в законную силу решением Череповецкого районного суда Вологодской области от 12.04.2011 по делу N 2-166/11 признано право муниципальной собственности муниципального образования Череповецкий муниципальный район Вологодской области на 6 бесхозяйных объектов недвижимого имущества, а именно:
сооружение - водопровод, протяженность - 144,6 кв. м, инвентарный номер 16950;
сооружение - канализация внутриплощадочная, протяженность - 265,9 м, инвентарный номер 16953;
сооружение - теплосеть, 2009 года постройки, протяженность - 254 м, инвентарный номер 16949;
сооружение - канализация напорная, протяженность - 297 м, инвентарный номер 16952;
сооружение - наружная сеть горячего водоснабжения, протяженность 233,2 м, инвентарный номер 16951;
сооружение - ливневая канализация, протяженность - 78 м, инвентарный номер 16954, расположенные по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Коротовский с/с, д. Коротово, ул. Клубная, д. 5.
Постановлением правительства Вологодской области от 24.12.2012 N 1556 "О передаче в собственность области муниципальных учреждения и имущества Череповецкого муниципального района, предназначенных для осуществления деятельности в сфере здравоохранения" утвержден Перечень муниципальных учреждения как имущественного комплекса и недвижимого имущества, принадлежащего этому учреждению, безвозмездно передаваемых из муниципальной собственности Череповецкого муниципального района в собственность Вологодской области, в котором указаны, в частности здание амбулатории на 100 посещений в смену, общей площадью 4719,6 кв. м; здание теплой стоянки амбулатории на 3 автомашины, общей площадью 77,5 кв. м; земельный участок, общей площадью 9569 кв. м с кадастровым номером 35:22:0202013:0004, расположенные по адресу: Вологодская обл., Череповецкий р-н, Коротовский с/с, д. Коротово. Пунктом 2 указанного постановления установлено, что право собственности области на передаваемое имущество, возникает с 31.12.2012.
Данное имущество передано Вологодской области по передаточному акту от 26.12.2012.
Указанные здания как объекты областной собственности закреплены за Районной поликлиникой на праве оперативного управления, а земельный участок передан ей в постоянное (бессрочное) пользование.
Из материалов дела усматривается, что Комитет письмом от 25.03.2015 просил Районную поликлинику дать согласие на передачу спорного имущества из муниципальной собственности Череповецкого муниципального района в собственность Вологодской области с дальнейшим закреплением за поликлиникой на праве оперативного управления, на что Районная поликлиника письмом от 27.04.2015 N 01-06/700 сообщила об отсутствии оснований для передачи имущества.
Постановлением администрации Череповецкого муниципального района от 30.04.2015 N 987 "Об утверждении предложения о перечне имущества, предлагаемого к безвозмездной передаче из муниципальной собственности Череповецкого муниципального района в собственность Вологодской области" утвержден перечень из семи объектов, в их числе: здание канализационной насосной станции амбулатории, общей площадью 13,8 кв. м, кадастровый номер 35:22:0206012:83; сооружение - теплосеть, протяженность - 254 м, кадастровый номер 35:22:0206012:78; сооружение - наружная сеть горячего водоснабжения, протяженность - 233,2 м, кадастровый номер 35:22:0206012:79; сооружение - водопровод, протяженность - 144,6 м, кадастровый номер 35:22:0206012:82; сооружение - ливневая канализация, протяженность - 78 м, кадастровый номер 35:22:0206012:80; сооружение - канализация внутриплощадочная, протяженность - 265,9 м, кадастровый номер 35:22:0206012:84; сооружение - канализация напорная, протяженность - 297 м, кадастровый номер 35:22:0206012:81.
Комитет письмом от 08.05.2015 N 1187 направил Департаменту предложение по передаче вышеперечисленного имущества из муниципальной собственности Череповецкого муниципального района в собственность Вологодской области, приложив к письму постановление администрации N 987; выписки из реестра муниципальной собственности от 23.04.2015; выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; копию письма администрации Коротовского сельского поселения от 01.04.2015 N 262; копию письма Управления архитектуры и градостроительства администрации Череповецкого муниципального района от 07.04.2015 N 1/195; копию письма БУЗ ВО "Череповецкая ЦРП"; копию запроса в Департамент здравоохранения.
В связи с получением указанного письма Департамент в запросе от 29.05.2015 N 34-4048/15 предложил Департаменту здравоохранения выразить мнение по вопросу о принятии муниципального имущества в собственность Вологодской области и об указанном предложении сообщил Комитету в письме от 22.06.2015 N 34-4667/15, полученном последним 30.06.2015.
Департамент здравоохранения в ответ на запрос Департамента письмом от 30.06.2015 N 19-1567/15 отказался принять указанные сооружения, сославшись на то, что в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинскими организациями осуществляется оказание медицинской помощи населению, а обслуживанием и ремонтом сетей на основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) должна заниматься местная специализированная организация. Департамент здравоохранения также указал, что им направлено обращение в адрес главы Череповецкого муниципального района от 22.06.2015 N 3-2-4/439 об оказании содействия в приведении централизованной системы водоотведения в п. Коротово в рабочее состояние, в выполнении ремонта сооружений и оборудования на сетях, а также организации своевременной ликвидации аварий на данных сетях.
По результатам рассмотрения письма Комитета от 08.05.2015 N 1187 Департамент письмом от 02.07.2015 N 34-4969/15 сообщил Комитету о возврате комплекта документов, отметив, что с учетом мнения Департамента здравоохранения передача указанных объектов недвижимости в собственность области невозможна.
Полагая, что Департамент допустил незаконное бездействие, Комитет в июле 2016 года обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, признав, что Департаментом не было допущено незаконное бездействие, поскольку были совершены необходимые действия в рамках процедуры рассмотрения предложений Комитета о передаче муниципальных объектов в областную собственность. Кроме того, суд указал, что Комитетом пропущен предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным оспариваемого бездействия Департамента.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Суды первой и апелляционной инстанций, полно и всесторонне исследовав обстоятельства дела, пришли к обоснованному выводу о том, что Департаментом не было допущено незаконного бездействия по обращению Комитета от 08.05.2015, поскольку Департамент, рассмотрев данное обращение, направил Комитету мотивированный отказ от принятия спорных объектов из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации.
Суды пришли к правильному выводу о пропуске Комитетом без уважительных причин срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, для подачи в арбитражный суд заявления о признании незаконным бездействия Департамента, что также является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19.04.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2017 по делу N А13-10163/2016, оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Череповецкого муниципального района Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.