г. Вологда |
|
03 августа 2017 г. |
Дело N А13-10163/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 03 августа 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
при участии от ответчика Желтухина П.В. по доверенности от 04.05.2017 N 129-О,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 апреля 2017 года по делу N А13-10163/2016 (судья Парфенюк А.В.),
установил:
Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района (ОГРН 1033500887562, ИНН 3523001928; место нахождения: 162612, Вологодская область, город Череповец, улица Первомайская, дом 58; далее - комитет района) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту имущественных отношений Вологодской области (ОГРН 1033500036998, ИНН 3525057122; место нахождения: 160000, город Вологда, улица Козленская, дом 8; далее - департамент области) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении процедуры, предусмотренной пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" (далее - Перечень N 374), постановлением правительства Вологодской области от 04.03.2005 N 224 "Об организации работы по обеспечению принятия в собственность области муниципального имущества и организаций, передаваемых в связи с разграничением полномочий", по принятию из муниципальной собственности Череповецкого муниципального района в собственность Вологодской области муниципального имущества, расположенного по адресу: Череповецкий район, Коротовский сельсовет, деревня Коротово, улица Клубная, дом 5.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент здравоохранения Вологодской области (далее - департамент здравоохранения), бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области "Череповецкая центральная районная поликлиника" (далее - БУЗ ВО "Череповецкая ЦРП", районная поликлиника), Департамент строительства Вологодской области (далее - департамент строительства), Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (далее - департамент ТЭК ВО), общество с ограниченной ответственностью "Череповецкие водохозяйственные системы" (далее - ООО "ЧВС"), автономное учреждение социального обслуживания Вологодской области "Череповецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов N 1" (далее - АУ СО ВО "Череповецкий ДИПИ N 1), Департамент социальной защиты населения Вологодской области (далее - департамент социальной защиты).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19 апреля 2017 года по делу N А13-10163/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Комитет района с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неполное исследование судом первой инстанции обстоятельств дела. Полагает, что фактически доводы департамента области сводятся к нежеланию принимать в собственность имущество, предназначенное и необходимое для обеспечения функционирования и деятельности объектов, предназначенных для оказания медицинской помощи, в связи с этим суд неправомерно отказал в признании недействительным оспариваемого бездействия департамента.
Департамент области, департамент здравоохранения, БУЗ ВО "Череповецкая ЦРП" в отзывах на жалобу с изложенными в ней доводами не согласились, просят решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент строительства, департамент ТЭК ВО, ООО "ЧВС", АУ СО ВО "Череповецкий ДИПИ N 1", департамент социальной защиты отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Заявитель и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, пунктом 1 решения комитета района от 27.03.2009 N 265а "О приеме недвижимого имущества в казну Череповецкого муниципального района и передаче в оперативное управление МУЗ "ЦРП" приняты в казну Череповецкого муниципального района 9 объектов имущества, находящихся по адресу: Коротовский с/с, д. Коротово, ул. Клубная, д. 5, указанных в приложении 1 к названному решению, а именно: амбулатория на 100 посещений в смену, инвентарный N 2473; здание - теплая стоянка на 3 автомашины, инвентарный N 2474; здание - канализационная насосная станция, инвентарный N 2475; теплосеть, инвентарный N 16949; сооружение - наружная сеть горячего водоснабжения, инвентарный N 16951; сооружение - водопровод, инвентарный N 16950; сооружение - канализация внутриплощадочная, инвентарный N 16953; сооружение - канализация напорная, инвентарный N 16952; сооружение - ливневая канализация, инвентарный N 16954.
Этим же решением комитета района от 27.03.2009 N 265а на праве оперативного управления районной поликлинике переданы 2 объекта имущества, находящихся по адресу: Коротовский с/с, д. Коротово, ул. Клубная, д. 5, указанных в приложении 2 к решению, а именно: амбулатория на 100 посещений в смену, инвентарный N 2473; здание - теплая стоянка на 3 автомашины, инвентарный N 2474 (том 1, листы 110-111).
Данные объекты переданы по акту приема-передачи муниципального имущества и на основании дополнительного соглашения от 01.04.2009 включены в договор от 24.04.2006 N 22 об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления (том 1, лист 111 (оборот), лист 112).
Вступившим в законную силу решением Череповецкого районного суда Вологодской области от 12.04.2011 по делу N 2-166/11 признано право муниципальной собственности муниципального образования Череповецкий муниципальный район Вологодской области на 6 бесхозяйных объектов недвижимого имущества, а именно:
сооружение - водопровод, протяженность - 144,6 кв. м, кадастровый номер 16950, расположенное по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Коротовский с/с, д. Коротово, ул. Клубная, д. 5;
сооружение - канализация внутриплощадочная, протяженность - 265,9 м, инвентарный номер 16953, расположенное по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Коротовский с/с, д. Коротово, ул. Клубная, д. 5;
сооружение - теплосеть, 2009 года постройки, протяженность - 254 м, инвентарный номер 16949;
сооружение - канализация напорная, протяженность - 297 м, инвентарный номер 16952, расположенное по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Коротовский с/с, д. Коротово, ул. Клубная, д. 5;
сооружение - наружная сеть горячего водоснабжения, протяженность 233,2 м, инвентарный номер 16951, расположенное по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Коротовский с/с, д. Коротово, ул. Клубная, д. 5;
сооружение - ливневая канализация, протяженность - 78 м, инвентарный номер 16954, расположенное по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Коротовский с/с, д. Коротово, ул. Клубная, д. 5.
Постановлением правительства Вологодской области от 24.12.2012 N 1556 "О передаче в собственность области муниципальных учреждения и имущества Череповецкого муниципального района, предназначенных для осуществления деятельности в сфере здравоохранения" утвержден Перечень муниципальных учреждения как имущественного комплекса и недвижимого имущества, принадлежащего этому учреждению, безвозмездно передаваемых из муниципальной собственности Череповецкого муниципального района в собственность Вологодской области, предназначенных для осуществления деятельности в сфере здравоохранения" (пункт 1). Пунктом 2 этого постановления (с учетом раздела 2 вышеназванного Перечня) установлено, что право собственности области на передаваемое в соответствии с названным постановлением имущество, в частности на здание амбулатории на 100 посещений в смену, общей площадью 4719,6 кв. м, расположенное по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Коротовский с/с, д. Коротово, ул. Клубная, д. 5; на здание теплой стоянки амбулатории на 3 автомашины, общей площадью 77,5 кв. м, расположенное по тому же адресу; на земельный участок, общей площадью 9569 кв. м с кадастровым номером 35:22:0202013:0004, расположенный по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Коротовский с/с, д. Коротово), возникает с 31.12.2012 (том 1, листы 124-126).
Данное имущество передано Вологодской области по передаточному акту от 26.12.2012 (том 1, лист 127-129).
Из свидетельства о государственной регистрации права от 22.03.2013 серии 35-АБ N 414007 следует, что земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства амбулатории, общая площадь - 9569 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Вологодская область, Череповецкий район, Коротовский с/с, д. Коротово, принадлежит на праве собственности Вологодской области (том 1, лист 130), свидетельством о государственной регистрации права от 30.07.2014 серии 35-АБ N 844352 подтверждается, что указанный земельный участок передан районной поликлинике в постоянное (бессрочное) пользование (том 1, лист 113 (оборот)).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 07.08.2014 серии 35-АБ N 625126 здание амбулатории на 100 посещений в смену, назначение: нежилое, 2-этажное, общей площадью 4719,6 кв. м, инвентарный N 2473, лит. А, адрес (местонахождение): Вологодская область, Череповецкий район, Коротовский с/с, д. Коротово, ул. Клубная, д. 5, кадастровый номер объекта 35:22:0206012:77 принадлежит поликлинике на праве оперативного управления (том 1, лист 114 (оборот)).
Из свидетельства о государственной регистрации права от 07.08.2014 серии 35-АБ N 625127 следует, что здание теплой стоянки амбулатории на 3 автомашины, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 77,5 кв. м, инвентарный N 2474, лит. Б, адрес (местонахождение): Вологодская область, Череповецкий район, Коротовский с/с, д. Коротово, ул. Клубная, д. 5, кадастровый номер объекта 35:22:0206012:85 принадлежит районной поликлинике на праве оперативного управления (том 1, лист 115 (оборот)).
В материалах дела усматривается, что комитет района письмом от 25.03.2015 просил районную поликлинику дать согласие на передачу спорного имущества из муниципальной собственности Череповецкого муниципального района в собственность Вологодской области с дальнейшим закреплением за поликлиникой на праве оперативного управления (том 1, лист 106), на что последняя письмом от 27.04.2015 N 01-06/700 (том 1, листы 107-109) сообщила об отсутствии оснований для передачи имущества.
Предложения о перечне имущества, предлагаемого к безвозмездной передаче из муниципальной собственности Череповецкого муниципального района в собственность Вологодской области, утверждены соответствующим постановлением администрации Череповецкого муниципального района от 30.04.2015 N 987 "Об утверждении предложения о перечне имущества, предлагаемого к безвозмездной передаче из муниципальной собственности Череповецкого муниципального района в собственность Вологодской области" (далее - постановление администрации N 987) (том 1, листы 25-26).
В указанный перечень вошли следующие 7 объектов:
здание канализационной насосной станции амбулатории, общей площадью 13,8 кв. м, кадастровый номер 35:22:0206012:83;
сооружение - теплосеть, протяженность - 254 м, кадастровый номер 35:22:0206012:78;
сооружение - наружная сеть горячего водоснабжения, протяженность - 233,2 м, кадастровый номер 35:22:0206012:79;
сооружение - водопровод, протяженность - 144,6 м, кадастровый номер 35:22:0206012:82;
сооружение - ливневая канализация, протяженность - 78 м, кадастровый номер 35:22:0206012:80;
сооружение - канализация внутриплощадочная, протяженность - 265,9 м, кадастровый номер 35:22:0206012:84;
сооружение - канализация напорная, протяженность - 297 м, кадастровый номер 35:22:0206012:81.
Комитет района письмом от 08.05.2015 N 1187 направил департаменту области предложение по передаче вышеперечисленного имущества из муниципальной собственности Череповецкого муниципального района в собственность Вологодской области с дальнейшим закреплением на праве оперативного управления за районной поликлиникой (том 2, лист 77), приложив к письму постановление администрации N 987 (том 1, лист 25); выписки из реестра муниципальной собственности от 23.04.2015 (том 1, листы 30-36); выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (том 1, листы 37-43); копию письма администрации Коротовского сельского поселения от 01.04.2015 N 262 (том 1, лист 27); копию письма Управления архитектуры и градостроительства администрации Череповецкого муниципального района от 07.04.2015 N 1/195 (том 1, лист 28); копию письма БУЗ ВО "Череповецкая ЦРП" (том 1, листы 107-109); копию запроса в департамент здравоохранения (том 1, лист 29).
В связи с получением указанного письма департамент области в запросе от 29.05.2015 N 34-4048/15 предложил департаменту здравоохранения выразить мнение по вопросу о принятии муниципального имущества в собственность Вологодской области (том 1, лист 71) и об указанном предложении сообщил комитету району в письме от 22.06.2015 N 34-4667/15, полученном последним 30.06.2015 (том 1, лист 24).
Департамент здравоохранения в ответ на запрос департамента области письмом от 30.06.2015 N 19-1567/15 отказался принять в собственность наружные сети Коротовской амбулатории, мотивировав тем, что в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинскими организациями осуществляется оказание медицинской помощи населению, а обслуживанием и ремонтом сетей на основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) должна заниматься местная специализированная организация. Департамент здравоохранения также указал, что им направлено обращение в адрес главы Череповецкого муниципального района от 22.06.2015 N 3-2-4/439 об оказании содействия в приведении централизованной системы водоотведения в п. Коротово в рабочее состояние, в выполнении ремонта сооружений и оборудования на сетях, а также организации своевременной ликвидации аварий на данных сетях (том 1, листы 73, 61).
По результатам рассмотрения предложения органа местного самоуправления о передаче муниципального имущества в собственность Вологодской области (письмо комитета района от 08.05.2015 N 1187) департамент области письмом от 02.07.2015 N 34-4969/15 сообщил комитету района о возврате комплекта документов, отметив, что с учетом мнения департамента здравоохранения передача указанных объектов недвижимости в собственность области нецелесообразна. В числе прочих документов к ответу приложено и письмо департамента здравоохранения.
Указанный ответ департамента области от 02.07.2015 N 34-4969/15 получен заявителем 10.07.2015 (том 2, лист 124).
Полагая, что департамент допустил бездействие, и бездействие является незаконным, комитет района обратился в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
При этом из части 1 статьи 198 данного Кодекса следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа, действия (бездействия) недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия его действующему законодательству и нарушения в результате его принятия, либо несовершения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктами 1.4, 3.1.2.1 Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24.07.2012 N 874, департамент области является органом исполнительной государственной власти области в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Вологодской области, и земельных отношений. Департамент области наделен полномочиями по осуществлению правомочий собственника в отношении имущества области или имущества, приобретаемого в собственность области, в частности Департамент принимает в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и области порядке решения о принятии имущества в собственность области.
Согласно пункту 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае:
если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Таким образом, имущество может быть безвозмездно передано из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации только при наличии предусмотренных названной выше нормой оснований.
В силу пунктов 5, 5.1 части 1 статьи 16 Закона N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании подпунктов 21, 21.1-21.3 пункта 1 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение следующих вопросов:
организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации;
организации оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством субъекта Российской Федерации для определенных категорий граждан;
организации безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с подпунктами 5 и 21 настоящего пункта;
организации профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании.
К полномочиям органов местного самоуправления в сфере здравоохранения относится создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории городского округа (за исключением территорий городских округов, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (пункт 14 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ).
Согласно статье 17 Закона N 323-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (за исключением территорий, медицинская помощь населению которых оказывается в соответствии со статьей 42 настоящего Федерального закона) в сфере охраны здоровья относятся:
1) создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Законом N 131-ФЗ;
2) обеспечение организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий в соответствии с частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона;
3) информирование населения муниципального образования, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципального образования, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий в соответствии с законом субъекта Российской Федерации;
4) участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения и пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов;
5) участие в реализации на территории муниципального образования мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;
6) реализация на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с законом субъекта Российской Федерации;
7) создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях в соответствии Законом N 131-ФЗ.
Частью 12 статьи 100 Закона N 323-ФЗ предусмотрено, что здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящиеся в муниципальной собственности до дня вступления в силу названного Федерального закона, передаются в собственность соответствующих субъектов Российской Федерации в срок до 1 января 2013 года в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 101 Закона N 323-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Из положений части 2 той же статьи Закона N 323-ФЗ следует, что статьи 85 - 100 Закона N 323-ФЗ вступают в силу с 1 января 2012 года.
Таким образом, Закон N 323-ФЗ вступил в силу 22.11.2011, а статья 100 названного Закона вступила в силу с 01.01.2012.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что во исполнение вышеприведенных правовых норм и с учетом предложения органов местного самоуправления Череповецкого муниципального района о передаче муниципального учреждения как имущественного комплекса издано постановление Правительства Вологодской области от 24.12.2012 N 1556, на основании которого объекты имущества, расположенные в д. Коротово Коротовского сельсовета Череповецкого района Вологодской области, а именно: здание амбулатории на 100 посещений общей площадью 4719,6 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 35:22:0202013:0004 и здание теплой стоянки амбулатории на 3 автомашины общей площадью 77,5 кв. м вошли в утвержденный этим постановлением Перечень муниципальных учреждения как имущественного комплекса и недвижимого имущества, принадлежащего этому учреждению, безвозмездно передаваемых из муниципальной собственности Череповецкого муниципального района в собственность Вологодской области, предназначенных для осуществления деятельности в сфере здравоохранения (том 1, листы 127-129) и по передаточному акту от 26.12.2012 переданы в собственность Вологодской области (том 1, листы 127-129, 130).
На момент вступления в силу Закона N 323-ФЗ (то есть до 22.11.2011) в муниципальной собственности Череповецкого муниципального района находилось здание канализационной насосной станции амбулатории, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 13,8 кв. м, инвентарный N 2475, лит. В, адрес объекта: Вологодская область, Череповецкий район, Коротовский с/с, деревня Коротово, ул. Клубная, д. 5, условный номер 35-35-13/022/2009-283, право собственности на данный объект зарегистрировано 10.09.2009 (свидетельство о государственной регистрации права серии 35-СК N 639341; том 2, лист 133).
Кроме того, на момент вступления в силу Закона N 323-ФЗ в муниципальной собственности Череповецкого муниципального района находились 6 объектов, перечисленных в решении Череповецкого районного суда Вологодской области от 12 апреля 2011 года по делу N 2-166/11.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 35-СК N 902813 право собственности муниципального образования Череповецкий муниципальный район на сооружение - теплосеть, протяженность - 254 м, инвентарный N 16949, адрес объекта: Вологодская область, Череповецкий район, Коротовский с/с, деревня Коротово, ул. Клубная, д. 5, условный номер 35-35-13/007/2010-065, зарегистрировано 30.05.2011 (том 2, лист 133 (оборот)).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 35-СК N 967104 право собственности муниципального образования Череповецкий муниципальный район на сооружение - водопровод, назначение: нежилое, протяженность - 144,6 м, инв. N 16950, адрес объекта: Вологодская область, Череповецкий район, Коротовский с/с, деревня Коротово, ул. Клубная, д. 5, условный номер 35-35-13/006/2010-369, зарегистрировано 30.05.2011 (том 2, лист 134 оборот).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 35-СК N 967110 право собственности муниципального образования Череповецкий муниципальный район на сооружение - ливневая канализация, назначение: ливневая канализация, протяженность - 78 м, инвентарный N 16955, адрес объекта: Вологодская область, Череповецкий район, Коротовский с/с, деревня Коротово, ул. Клубная, д. 5, условный номер 35-35-13/007/2010-064, зарегистрировано 30.05.2011 (том 2, лист 135 (оборот)).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 35-СК N 915995 право собственности муниципального образования Череповецкий муниципальный район на сооружение - канализация внутриплощадочная, назначение: канализация внутриплощадочная, протяженность - 265,9 м, инвентарный N 16953, адрес объекта: Вологодская область, Череповецкий район, Коротовский с/с, деревня Коротово, ул. Клубная, д. 5, условный номер 35-35-13/004/2010-370, зарегистрировано 30.05.2011 (том 2, лист 135 оборот).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 35-СК N 967103 право собственности муниципального образования Череповецкий муниципальный район на сооружение - канализация напорная, назначение: нежилое, протяженность - 297 м, инвентарный N 16952, адрес объекта: Вологодская область, Череповецкий район, Коротовский с/с, деревня Коротово, ул. Клубная, д. 5, условный номер 35-35-13/006/2010-367, зарегистрировано 30.05.2011 (том 2, лист 136).
Абзацем двадцать первым пункта 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ установлен порядок передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, согласно которому решения о такой передаче принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в данной части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также иного имущества.
Абзацем пятнадцатым пункта 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что предложения о передаче имущества направляются органами местного самоуправления уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации.
В рассматриваемом случае комитет района считает незаконным бездействие департамента области, выразившееся в том, что в период с мая 2015 года по настоящее время последним не выполнена обязанность по рассмотрению предложения комитета района, направленного 08.05.2015, о принятии вышеозначенных спорных объектов в областную собственность и не подготовлен проект постановления правительства Вологодской области о передаче муниципального имущества в собственность области.
Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, бездействие - это воздержание от обязательного действия, предписанного нормативными требованиями. Ответственность за бездействие может наступать только в том случае, если на лице лежала юридическая обязанность действовать определенным образом, совершать определенные действия.
Постановлением правительства Вологодской области от 04.03.2005 N 224 "Об организации работы по обеспечению принятия в собственность области муниципального имущества и организаций, передаваемых в связи с разграничением полномочий" (далее - постановление N 224) утвержден Порядок организации работы по обеспечению принятия в собственность области муниципального имущества и организаций, передаваемых в связи с разграничением полномочий (приложение 1) (далее - Порядок от 04.03.2005 N 224), который определяет процедуру взаимодействия органов исполнительной государственной власти области и органов местного самоуправления области по принятию в собственность области муниципального имущества и организаций, передаваемых в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти области и органами местного самоуправления области, для решения вопросов, относящихся к полномочиям органов государственной власти области.
Согласно пункту 2.2 Порядка от 04.03.2005 N 224 (в редакции от 18.02.2013) проект постановления правительства Вологодской области о передаче муниципального имущества и организаций в собственность области в связи с разграничением полномочий разрабатывается органом по управлению имуществом области.
В соответствии с пунктом 2.3 названного Порядка основанием для разработки проекта постановления правительства Вологодской области является комплект документов, представляемый органами местного самоуправления области в адрес органа по управлению имуществом области, определенный в пунктах 2, 3 Перечня N 374.
В силу пункта 2.4 того же Порядка предложения органов местного самоуправления области оформляются в двух идентичных экземплярах, прошиваются, пронумеровываются и скрепляются на каждой странице печатью соответствующего органа местного самоуправления области.
Пунктом 2.5 Порядка от 04.03.2005 N 224 предусмотрено, что орган по управлению имуществом области регистрирует комплект представленных документов в день его поступления, в 5-дневный срок рассматривает его на предмет соблюдения формальных требований, предъявляемых к пакету документов.
В случае, если документы не соответствуют положениям, предусмотренным в пунктах 2.3, 2.4 настоящего Порядка, они в 10-дневный срок возвращаются в адрес соответствующего органа местного самоуправления области для дооформления.
Как предусмотрено пунктом 2.6 Порядка от 04.03.2005 N 224, орган по управлению имуществом области совместно с соответствующим отраслевым органом исполнительной власти области рассматривает предложения органов местного самоуправления области с точки зрения их соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации и области, регулирующим разграничение полномочий.
В силу абзаца девятнадцатого пункта 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ предложения о передаче имущества рассматриваются органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в течение 90 дней со дня поступления указанных предложений.
Следовательно, обязанность департамента области по рассмотрению предложения комитета района о передаче имущества и по подготовке соответствующего проекта постановления не могла возникнуть ранее даты поступления указанного предложения.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, позволяющие установить, что соответствующее предложение комитета района поступило в департамент области ранее, чем 29.05.2015 (дата подготовки департаментом области письма от 29.05.2015 N 34-4048/15; том 1, лист 71), суд сделал правильный вывод об отсутствии оснований считать оспариваемое бездействие департамента области в период с мая 2015 года по 29.05.2015 несоответствующим вышеприведенным правовым нормам.
В период с 29.05.2015 по 02.07.2015 предложение комитета района о передаче имущества находилось в процессе рассмотрения ответчиком. В указанный период сроки для рассмотрения предложения заявителя не истекли и оснований считать незаконным допущенное в этот период оспариваемое бездействие также не имеется.
Как было отмечено ранее, по результатам рассмотрения предложения комитета района о передаче имущества в собственность Вологодской области (письмо от 08.05.2015 N 1187) департамент области письмом от 02.07.2015 N 34-4969/15 сообщил комитету района о возврате комплекта документов.
Следовательно, в пределах установленного срока он выполнил действия по рассмотрению поступивших предложений о передаче муниципального имущества в собственность Вологодской области, по результатам которых принял решение о возврате заявителю документов.
Указанное письмо от 02.07.2015 N 34-4969/15 комитетом района получено 10.07.2015 (том 2, лист 124), однако им не оспаривалось.
Судом при оценке заявленных требований правомерно приняты во внимание правовые позиции, сформулированные Конституционным Судом Российской Федерации и изложенные в постановлении от 30.06.2006 N 8-П, определениях от 07.12.2006 N 542-О, от 04.12.2007 N 828-О-П, согласно которым для безвозмездной передачи имущества от одного публичного собственника к другому необходимо согласованное волеизъявление как передающей, так и принимающей стороны.
Однако в рассматриваемом случае такое волеизъявление принимающей стороны отсутствовало, чем обусловлено то, что пакет документов, представленный комитетом района в департамент области для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность Вологодской области (от 08.05.2015 N 1187), также не отвечал требованиям подпункта "о" пункта 2 Перечня N 374, поскольку отсутствовало предложение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче в собственность субъекта Российской Федерации имущества с обоснованием необходимости осуществления передачи такого имущества и с указанием организации, за которой предлагается закрепление имущества.
При изложенных выше обстоятельствах (несоответствие представленного Комитетом предложения о передаче имущества (письмо Комитета от 08.05.2015 N 1187) требованиям пункта 2.4 Порядка от 04.03.2005 N 224 и отсутствие согласования передачи спорного имущества в областную собственность), препятствующих процедуре передачи имущества в установленном порядке, действия Департамента (письмо от 02.07.2015 N их.34-4969/15) по возврату документов Комитету являются обоснованными и соответствующими вышеназванным нормативным актам.
Принимая во внимание изложенное, а также то, что предложение комитета района от 08.05.2015 рассмотрено департаментом области 02.07.2015 с принятием вышеуказанного решения, суд сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для вывода о незаконности бездействия департамента области за указанный комитетом района период.
Комитет района ссылается также на то, что департаментом области не выполнена обязанность по подготовке проекта постановления правительства Вологодской области о принятии спорного имущества в собственность Вологодской области, чем допущено незаконное бездействие в период с мая 2015 года по настоящее время.
Вместе с тем пунктом 2.6 Порядка от 04.03.2005 N 224 в случае возникновения разногласий обсуждение спорных вопросов проводится на комиссии, создаваемой правительством Вологодской области, с привлечением всех заинтересованных лиц для принятия окончательного решения. При неурегулировании разногласий споры рассматриваются в судебном порядке.
По смыслу вышеприведенных положений пунктов 2.3, 2.6 Порядка от 04.03.2005 N 224 обязанность департамента области по подготовке проекта постановления правительства Вологодской области о передаче муниципального имущества в собственность области связана с наличием совокупности следующих условий: соответствия представленного органом местного самоуправления пакета документов установленным требованиям; отсутствия со стороны уполномоченного органа неурегулированных разногласий по вопросу передачи имущества.
В данном случае, как верно отметил суд первой инстанции, заявителем в материалы дела не представлены доказательства, позволяющие установить, что комитетом района на разрешение комиссии, создаваемой правительством Вологодской области, передавались какие-либо разногласия по вопросу принятия в областную собственность спорного имущества.
С учетом изложенного заявитель не доказал, что применительно к спорному предложению комитета района о передаче имущества от 08.05.2015 у департамента области после 02.07.2015 существовала обязанность по выполнению процедуры рассмотрения этого предложения комитета района и по подготовке соответствующего проекта постановления правительства области.
Принимая во внимание отраженные выше обстоятельства и приведенные нормы права, суд первой инстанции сделал верный и обоснованный вывод об отсутствии установленных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных комитетом района уточненных требований о признании незаконным бездействия департамента области.
Отказывая комитету района, суд также правомерно отметил следующее.
Частью 4 статьи 198 АПК РФ установлено, что заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Процессуальный срок подлежит восстановлению арбитражным судом по ходатайству лица, участвующего в деле, если суд признает причины пропуска уважительными и если иное не предусмотрено АПК РФ (части 1 и 2 статьи 117 АПК РФ).
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, начинает течь с момента, когда организации или гражданину стало известно о нарушении своих прав.
Как верно отметил суд, в данном случае о нарушении прав оспариваемым бездействием в период с мая 2015 года по 10.07.2015 заявитель должен был узнать не позднее даты получения письма департамента области от 02.07.2015 N 34-4969/15, то есть не позднее 10.07.2015 (том 2, лист 124).
Однако с требованием по настоящему делу комитет районаобратился в арбитражный суд только 15.07.2016, то есть со значительным пропуском трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ для обжалования решений органов, осуществляющих публичные полномочия, при этом не заявив ходатайства о восстановлении пропущенного срока. Также комитет района не представил доказательств невозможности обжалования бездействия департамента области в установленные сроки. Пропуск предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока и отсутствие уважительных причин для его восстановления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования заявителя.
Данный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 18.11.04 N 367-О) и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановления Президиума от 26.07.2011 N 18306/10, от 19.04.2006 N 16228/05, от 31.10.2006 N 8837/06).
Доводы апелляционной жалобы комитета района не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта, доводов апелляционная жалоба заявителя не содержит.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 апреля 2017 года по делу N А13-10163/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-10163/2016
Истец: Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района
Ответчик: Департамент имущественных отношений Вологодской области
Третье лицо: Автономное учреждение социального обслуживания Вологодской области "Череповецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов N 1", БУЗ ВО "Череповецкая центральная районная поликлиника", Департамент здравоохранения Вологодской области, Департамент социальной защиты населения Вологодской области, Департамент строительства Вологодской области, Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области, ООО "Управление капитального строительства", ООО "Череповецкие водохозяйственные системы", Арбитражный суд Вологодской обл.