07 декабря 2017 г. |
Дело N А26-891/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.11.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.12.2017.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Любченко И.С.,
при участии от Гарантийного фонда Республики Карелия (фонда поручительства) Федосенко О.М. (доверенность от 07.09.2017), от Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Караульных Е.В. (доверенность от 17.01.2017 N 06-17-22/12-415),
рассмотрев 30.11.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.05.2017 (судья Таратунин Р.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2017 (судьи Лопато И.Б., Зотеева Л.В., Семенова А.Б.) по делу N А26-891/2017,
установил:
Гарантийный фонд Республики Карелия (фонд поручительств), место нахождения: 185005, Республика Карелия, город Петрозаводск, набережная Гюллинга, дом 11, ОГРН 1091000000508 (далее - Фонд), обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене представления Управления Федерального казначейства по Республике Карелия, место нахождения: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Куйбышева, дом 21, ОГРН 1031000029257 (далее - Управление, УФК), от 27.12.2016 N 06-13-19/12-28007.
Решением суда первой инстанции от 18.05.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.08.2017, представление УФК признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе УФК, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель Фонда, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании приказа от 29.09.2016 N 290 и в соответствии с "Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, Управление в отношении Фонда провело плановую выездная проверка правомерности и эффективности использования им средств федерального бюджета за период с 2013 по 2015 годы.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения. Полученные в проверяемый период бюджетом Республики Карелия из федерального бюджета субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства не направлялись на развитие (увеличение капитализации) Фонда.
В заключенном соглашении от 21.03.2013 между Фондом и акционерным банком "Рост" о сотрудничестве отсутствуют ряд положений, указанных в пункте 5.11.6 Конкурсной документации для проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2012 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации (утверждена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.04.2012 N 223).
Кроме этого, в отношении данной кредитной организации не представлены документы, подтверждающие ее соответствие условиям отбора потенциальных банков-партнеров, указанным в пунктах 5.11.13.1.2.2 и 5.11.13.1.2.3 названной Конкурсной документации.
В нарушение пункта 5.11.1 Конкурсной документации, Фонд размещает средства, полученные из бюджетов всех уровней, на депозитных счетах без разделения средств федерального бюджета и средств бюджета Республики Карелия на отдельных счетах.
Названные нарушения нашли свое подтверждение в акте от 28.10.2016.
УФК 27.12.2017 выдало Фонду представление N 06-13-19/12-28007, которым обязало рассмотреть информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и условий договоров о предоставлении средств федерального бюджета и принять реальные и действенные меры по недопущению совершения в дальнейшем выявленных нарушений.
Фонд не согласился с представлением Управления, в связи с чем обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Судебные инстанции, придя к выводу о том, что поскольку Фонд не является объектом государственного (муниципального) финансового контроля, у Управления отсутствовали основания для проведения проверки и выдачи представления, в связи с чем требования Фонда удовлетворили в полном объеме.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (пункт 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации; далее - БК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных норматив правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, орган государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления.
Под представлением в целях Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Нормы Бюджетного законодательства распространяются исключительно на участников бюджетного процесса, в том числе на получателей бюджетных средств.
В силу статьи 6 БК РФ получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В части 1 статьи 266.1 БК РФ перечислены объекты государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля).
Объектами контроля являются главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами; государственные (муниципальные) учреждения; государственные (муниципальные) унитарные предприятия; государственные корпорации и государственные компании; хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах; юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций и государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, государственных (муниципальных) контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги таких юридических лиц; органы управления государственными внебюджетными фондами; юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования; кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
В силу части 1 статьи 15.2 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" фонд содействия кредитованию (гарантийный фонд, фонд поручительств) (далее - региональная гарантийная организация) представляет собой юридическое лицо, одним из учредителей (участников) или акционеров (в случае, если региональная гарантийная организация является акционерным обществом) которого является субъект Российской Федерации и которое осуществляет в качестве основного вида деятельности деятельность, направленную на обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и (или) организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, к кредитным и иным финансовым ресурсам, развитие системы поручительств и независимых гарантий по основанным на кредитных договорах, договорах займа, договорах финансовой аренды (лизинга), договорах о предоставлении банковской гарантии и иных договорах обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и (или) организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В рассматриваемом случае судами установлено, что распоряжением Правительства Республики Карелия от 06.04.2009 N 98р-П в целях реализации региональной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия на период до 2014 года", утвержденной Постановлением Правительства Республики Карелия от 21.02.2009 N 29-П "Об утверждении региональной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия на период до 2014 года" учрежден Фонд (фонд поручительства) по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства в форме некоммерческой организации фонда.
Из пункта 1.5 Устава следует, что учредителем Фонда является Министерство экономического развития Республики Карелия, основным видом его деятельности - предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включенных в другие группировки (код ОКВЭД 64.99).
Судами установлено и из пунктов 3.3, 2.2-2.3 Устава Фонда следует, что источником формирования имущества Фонда являлись имущественные взносы, включая средства субсидии из федерального бюджета, перечисленные Министерством экономического развития Республики Карелия на расчетный счет заявителя.
Фонд получает и перераспределяет финансовые средства, предоставляет поручительства по обязательствам субъектов и оказывает финансово-посреднические услуги, относящиеся к предпринимательской деятельности.
Ввиду изложенного, как правильно сочли суды, Фонд не относится к объектам государственного (муниципального) финансового контроля.
Ссылка подателя жалобы на абзац 8 части 1 статьи 266.1 БК РФ отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку судами не установлено и из материалов дела не следует, что с Фондом заключались договоры (соглашения) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Также суды обоснованно отклонили ссылку УФК на утвержденный план Федерального казначейства, которым предусмотрено проведение контрольных мероприятий "Проверка использования средств, представленных из федерального бюджета гарантийными фондами как юридических лиц, одним из учредителей или акционеров которых является субъект Российской Федерации в 2013-2015 годы", поскольку в названный период денежные средства Фонду не перечислялись.
Судебные инстанции, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришли к правильному выводу о том, что Управление не правомерно выдало Фонду оспариваемое представление.
Доводы жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами двух инстанций норм материального и процессуального права.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.05.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2017 по делу N А26-891/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.