12 декабря 2017 г. |
Дело N А56-21924/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Серовой В.К., Судас Н.Е.,
при участии от открытого акционерного общества "Объединенная энергетическая компания" Колосовой С.А. (доверенность от 29.12.2016), Семенова И.О. (доверенность от 22.09.2017 N 70), от публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" Целикова Д.В. (доверенность от 30.12.2016 N 734-16),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Объединенная энергетическая компания" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2017 по делу N А56-21924/2016 (судьи Смирнова Я.Г., Жукова Т.В., Несмиян С.И.),
установил:
Открытое акционерное общество "Объединенная энергетическая компания", место нахождения: 197376, Санкт-Петербург, Инструментальная ул., д. 3, лит. Х, ОГРН 1027804911441, ИНН 7810258843 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Петербургская сбытовая компания", место нахождения: 195009, Санкт-Петербург, ул. Михайлова, д. 11, ОГРН 1057812496818, ИНН 7841322249 (далее - Компания), о взыскании 326 819 904 руб. 51 коп. задолженности за услуги по передаче электрической энергии, оказанные в октябре 2015 года, и 10 105 634 руб. 58 коп. неустойки, начисленной на 31.03.2016.
Определением от 12.07.2017 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго", место нахождения: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Ленэнерго), и в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора привлечено публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", место нахождения: 117630, Москва, ул. Академика Челомея, д. 5, лит. "А", ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979 (далее - Сетевая компания).
Определением от 15.11.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, место нахождения: 193311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843016628, ИНН 7825681674 (далее - Комитет).
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Общество уточнило иск и просило взыскать с Компании 326 819 904 руб. 51 коп. задолженности за услуги по передаче электрической энергии, оказанные в октябре 2015 года, и с Ленэнерго 300 717 515 руб. за услуги по передаче электрической энергии за тот же период.
Решением от 02.05.2017 суд первой инстанции взыскал с Ленэнерго в пользу Общества 300 717 515 руб. задолженности, в иске к Компании отказал.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.07.2017 решение от 02.05.2017 в той части, в которой иск был удовлетворен, отменено. В иске к Ленэнерго отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление, а решение суда первой инстанции оставить в силе. Податель жалобы указывает, что в спорный период Общество оказало услуги по передаче электроэнергии потребителям, присоединенным к ПС 220/110/10 кВ "Ручьи", а потому вправе получить плату за оказанные услуги. Отмечает, что приобрел подстанцию в собственность на законных основаниях, то есть в действиях истца не имеется признаков злоупотребления правом. Отсутствие затрат на содержание подстанции в необходимой валовой выручке (далее - НВВ) сетевой организации в данном случае не свидетельствует о нарушении баланса интересов сторон; Ленэнерго как держатель котла вправе в дальнейшем скорректировать выпадающие доходы.
Компания и Ленэнерго в отзывах на кассационную жалобу просят оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Ленэнерго возражал против ее удовлетворения.
Комитет и Сетевая компания извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество и Ленэнерго в спорный период являлись смежными территориальными сетевыми организациями, оказывающими услуги по передаче электрической энергии, а Компания - гарантирующим поставщиком электрической энергии.
Распоряжением Комитета от 30.12.2014 N 214-р установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности Общества на 2015-2019 годы, величина необходимой валовой выручки, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Общества для взаиморасчетов между Обществом и Ленэнерго.
Приказом Комитета от 30.12.2014 N 517-п установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2015 год.
Общество (исполнитель) и Компания (заказчик) 30.07.2014 заключили договор оказания услуг по передаче электрической энергии, по которому исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии в точки поставки посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю и смежным сетевым организациям, а заказчик - оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном договором.
Точки поставки определены в приложении N 2.
В обоснование иска Общество указало, что оно 12.09.2014 по результатам конкурса по договору купли-продажи приобрело у открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" объект электросетевого хозяйства - ПС 220/110/10 кВ ТЭЦ-21 "Северная" (диспетчерское наименование ПС 220/110/10 кВ "Ручьи"), в результате чего увеличилось количество точек поставки, посредством которых истец с 01.01.2015 стал оказывать Компании услуги.
Точки поставки потребителей, запитанных от ПС 220/110/10 кВ "Ручьи", согласованы сторонами в приложении N 2 в редакции дополнительного соглашения от 01.04.2015.
Общество направило Компании акты об оказании услуг от 21.10.2015, в соответствии с которыми оно в октябре 2015 года оказало услуг по передаче электроэнергии общей стоимостью 329 623 466 руб. 83 коп. (217 306 831 кВт/ч).
Компания подписала акты с разногласиями, подтвердив лишь выполнение услуг по потребителям, указанным в приложении N 2, в объеме 1 526 373 кВт/ч, стоимостью 2 803 562 руб. 32 коп.
Посчитав, что Компания необоснованно уклоняется от оплаты услуг в полном объеме по единому котловому тарифу, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Компания, возражая на иск указала, что требования истца сводятся к оплате межсетевого перетока, тогда как гарантирующий поставщик оплачивать его не должен.
Поскольку истец просил взыскать стоимость услуг по передаче электроэнергии, оказанных в местах межсетевого перетока электроэнергии между Обществом и Ленэнерго в объемах, зафиксированных приборами учета, к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Ленэнерго, к нему предъявлено требование о взыскании стоимости того же объема оказанных и не оплаченных услуг, но исходя из индивидуального тарифа.
Суд первой инстанции отказал Обществу в иске к Компании, посчитав, что гарантирующий поставщик не должен оплачивать межсетевой переток. Удовлетворяя иск к Ленэнерго, суд первой инстанции счел его обоснованным.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции в части взыскания с Ленэнерго задолженности, исходил из того, что при установлении единых (котловых) тарифов в НВВ истца не учитывалось оказание услуг по спорной подстанции, а потому у Ленэнерго не возникло обязанности по оплате данных услуг. Иной подход влечет перераспределение котловой выручки не в соответствии с тарифным решением, что нарушает принцип государственного ценового регулирования услуг по передаче электрической энергии.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Отношения Ленэнерго (заказчика) и Общества (исполнителя) регулировались договором от 01.01.2010 N 10-467 оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности, по условиям которого Общество обязалось оказывать Ленэнерго услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании объектов электросетевого хозяйства от точек приема, указанных в приложении N 1 к договору, до точек отпуска, указанных в приложении N 2 к договору, а Ленэнерго обязалось оплачивать оказанные услуги в порядке, в сроки и на условиях, предусмотренных договором, по индивидуальному тарифу, утвержденному для расчетов между сторонами органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Став в 2014 году собственником объекта электросетевого хозяйства - ПС 220/110/10 кВ "Ручьи", Общество не урегулировало с Ленэнерго отношения по оказанию услуг по передаче электроэнергии через этот объект.
Согласно представленным в дело пояснениям Комитета ПС 220/110/10 кВ "Ручьи" технологически связана с процессом производства электроэнергии, ранее объект функционировал на оптовом рынке, предыдущий собственник объекта являлся участником оптового рынка электроэнергии и мощности.
Таким образом, названная подстанция до приобретения ее Обществом при установлении регулируемых цен (тарифов) на услуги, оказываемые на розничном рынке, не учитывалась Комитетом в тарифных решениях.
Общество в ноябре 2014 года направило в Комитет уточненную тарифную заявку на 2015-2019 годы, однако Комитет не учел расходы Общества по спорной подстанции при установлении на 2015 год единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области, определении НВВ сетевых организаций, индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями.
Исходя из положений пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), пунктов 6, 46 - 48 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, подпункта 3 пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования) в силу естественно-монопольной деятельности сетевых организаций их услуги по передаче электроэнергии подлежат государственному ценовому регулированию.
Согласно пункту 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178) цены (тарифы) применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики.
Конечные потребители оплачивают услуги по передаче электроэнергии по единому "котловому" тарифу, который гарантирует равенство тарифов для всех потребителей услуг, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе, и обеспечивает совокупную необходимую валовую выручку всех сетевых организаций региона, входящих в "котел". Ввиду того, что фактические затраты сетевых организаций в регионе различны, для получения положенной им экономически обоснованной НВВ каждой паре сетевых организаций утверждается индивидуальный тариф взаиморасчетов, по которому одна сетевая организация должна передать другой дополнительно полученные денежные средства (подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования).
Порядок расчета и исходные данные, на основании которых устанавливаются котловые и индивидуальные тарифы, указаны в разделе VIII и таблице N П1.30 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания). Размер тарифа рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки как соотношение между валовой выручкой, необходимой для качественного и бесперебойного оказания услуг по передаче электроэнергии, и объема этих услуг. При определении НВВ в расчет принимается стоимость работ, выполняемых организацией на объектах электросетевого хозяйства, находящихся у нее на законных основаниях и используемых для передачи электроэнергии.
По общему правилу тарифные решения принимаются исходя из предложений регулируемых организаций о плановых (прогнозных) величинах. В качестве базы для расчета тарифов используются объем отпуска электроэнергии потребителям, величина мощности и величина технологического расхода (пункты 12, 17, 18 Правил N 1178, пункт 81 Основ ценообразования).
Предложенные регулируемыми организациями величины проверяются экспертным путем на соответствие экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли, на обеспечение экономической обоснованности затрат на передачу электроэнергии. Кроме того, учитывается результат деятельности сетевых организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов. Тариф устанавливается на принципах стабильности и необратимости (пункт 2 статьи 23, статья 23.2 Закона об электроэнергетике, пункт 64 Основ ценообразования, пункты 7, 22, 23, 31 Правил N 1178, разделы IV, V Методических указаний).
Тарифным решением, включающим котловой и индивидуальные тарифы и обосновывающие их данные, по существу утверждаются параметры экономического функционирования электросетевого комплекса региона на период регулирования. Участие в регулируемой деятельности всех сетевых организаций и учет их интересов при принятии тарифного решения определяют обязанность сетевых организаций придерживаться в своей деятельности установленных параметров. Следование этим величинам должно обеспечивать как формирование котловой валовой выручки, так и ее справедливое и безубыточное распределение между сетевыми организациями.
Таким образом, для сохранения баланса интересов всех сетевых организаций и потребителей услуг по общему правилу требования сетевой организации об оплате услуг должны основываться на тарифном решении.
В рассматриваемом случае Общество просит взыскать расходы, связанные с оказанием услуг по передаче электроэнергии вопреки тарифному решению, что затрагивает интересы иных сетевых организаций, поскольку вносит существенный дисбаланс в распределение НВВ сетевых организаций. Требование Общества направлено на такое необоснованное увеличение НВВ, которое повлечет за собой увеличение тарифной нагрузки на конечных потребителей, а также возникновение убытков у других сетевых организаций.
Согласно абзацу 10 пункта 7 Основ ценообразования в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Следовательно, при доказанности факта несения и размера понесенных расходов на содержание в 2015 году спорной подстанции Общество не лишено возможности посредством мер тарифного регулирования возместить понесенные расходы в следующем периоде регулирования. Лишь в этом случае будет обеспечен баланс частных и публичных интересов субъектов электроэнергетики.
Таким образом, кассационная инстанция поддерживает вывод апелляционного суда о том, что поскольку ПС 220/110/10 кВ "Ручьи" не учитывалась в тарифном решении на 2015 год, Ленэнерго не должно оплачивать услуги по передаче электроэнергии через эту подстанцию. На стороне Ленэнерго неосновательное обогащение отсутствует.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого постановления.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2017 по делу N А56-21924/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Объединенная энергетическая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.