г. Санкт-Петербург |
|
16 января 2018 г. |
Дело N А26-1603/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Подвального И.О.,
судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" Бобрик С.Ю. (доверенность от 31.12.2017 N 6/2018),
рассмотрев 15.01.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.06.2017 (судья Погорелов В.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2017 (судьи Кашина Т.А., Горбик В.М., Полубехина Н.С.) по делу N А26-1603/2017,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (место нахождения: 185035, г. Петрозаводск, ул. Андропова, 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090; далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (место нахождения: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, 3, лит. А, пом. 16Н, ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751; далее - общество) в лице филиала общества "Карелэнерго" (185035, г. Петрозаводск, ул. Кирова, 45) о взыскании 30 950 руб. 20 коп. задолженности по арендной плате.
Решением от 27.06.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.09.2017, министерству отказано в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе ее податель просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и ошибочность их выводов ввиду требований гражданского и лесного законодательства, а также условий заключенных с обществом как сетевой компанией договоров аренды лесных участков. По мнению подателя жалобы, в силу статьи 621 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), он вправе начислять арендную плату ответчику за использование лесных участков; суды неправильно применили положения статьи 45 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ, Кодекс).
Министерство указывает, что в рассматриваемом случае общество безосновательно в одностороннем порядке отказалось от выполнения условий договоров аренды, от уплаты арендных платежей за 2015, 2016 годы и по 20.01.2017, прекратило действие означенных договоров в нарушение статьи 450.1 ГК РФ; министерство не создавало и не создает препятствий для пользования обществом имуществом в соответствии с условиями спорных договоров аренды, в связи с чем оснований для отказа в иске у судов нет.
Представители министерства, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель общества с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, указав, что ответчик не обязан заключать (пролонгировать) договоры аренды лесных участков для эксплуатации линейных объектов.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, между министерством (арендодатель) и обществом (арендатор), являющимся сетевой организацией, владеющей объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется передача электрической энергии заключены договоры аренды лесных участков от 31.03.2014 N 29, 30, 31, 32 и от 08.05.2014 N 47.
Как следует из пункта 1.3 договоров, лесные участки предоставлены арендодателем арендатору для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Пунктом 2.1 договоров установлен срок их действия - 11 месяцев с момента подписания; пунктом 7.3.1 договора аренды стороны определили, что договор прекращается в случае истечения срока его действия.
Ответчик уведомил истца о прекращении действия договоров аренды в связи с истечением срока их действия и возвращении лесных участков.
Полагая, что за 2015 и 2016 годы (по состоянию на 20.01.2017) сетевая компания, эксплуатируя расположенные на лесных участках линейные объекты, должна была уплатить предусмотренные вышеуказанными договорами арендные платежи в сумме 30 950 руб. 20 коп. министерство обратилось в арбитражный суд с иском.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие правовых и фактических оснований для удовлетворения иска.
При этом суды руководствовались частями 4 и 5 статьи 45 ЛК РФ, пунктом 9 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223; далее - Правила N 223), пунктами 21, 23 и 24 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160; далее - Правила N 160) и правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2011 N 9908/11.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции констатирует следующее.
В силу пункта 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
Согласно части 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
Как указано в части 6 статьи 21 ЛК РФ, земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации.
В силу части 3 статьи 45 ЛК РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
В статье 9 Кодекса определены основания и порядок возникновения и прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, права ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), права аренды лесных участков, а также права безвозмездного пользования лесными участками.
В свою очередь положения главы 6 Кодекса регламентируют отношения по предоставлению гражданам и юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 71 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договоров) предоставление юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Кодексом.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 ГК РФ).
В статье 614 ГК РФ закреплена обязанность арендатора по внесению платы за пользование арендованным имуществом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки (статья 622 ГК РФ).
Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610) (пункт 2 статьи 621 ГК РФ).
Взыскание арендной платы за фактическое использование арендуемого имущества после истечения срока действия договора производится в размере, определенном этим договором (пункт 38 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой"; далее - Письмо N 66).
В рассматриваемом случае договоры заключены для использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (наименование объектов - реконструкция ВЛ-10кВ Л-41-2, Л-41-1, Л-50П-6, Л-13п-11, строительство ВЛ-10 от ПС-15п с устройством отпайки и (или) монтажом определенных ТП). Лесные участки истцу не возвращены; истец указывает, что ответчик продолжает пользоваться имуществом после истечения сроков по указанным договорам аренды.
В деле нет доказательств того, что арендатор освободил спорные участки в соответствии с пунктом 4.4.16 договоров (с рекультивацией земель лесного фонда) и прекратил их использование в целях эксплуатации линейных объектов.
Поскольку после окончания срока действия договоров земельные участки не были возвращены арендодателю, согласно пункту 2 статьи 621 ГК РФ договорные отношения возобновлены на тех же условиях на неопределенный срок.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 и частью 1 статьи 94 ЛК РФ использование лесов является платным; размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ (часть 3 статьи 94 Кодекса).
Согласно части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) означенные ставки утверждены.
Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов установлены в Таблице N 16 Постановления N 310.
При таком нормативном регулировании вопреки выводам судов у министерства имелись правовые основания для предъявления иска по взысканию арендной платы за периоды эксплуатации обществом линейных объектов.
Ссылки судов на положения статьи 45 ЛК РФ, пункт 9 Правил N 223, пункты 21, 23 и 24 Правил N 160 и определенную правовую позицию (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2011 N 9908/11) суд кассационной инстанции считает противоречащими фактической стороне настоящего дела и свидетельствующими об ошибочном истолковании закона в конкретном случае.
В силу части 4 статьи 45 ЛК РФ в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2011 N 9908/11 указано, что действующим в настоящее время законодательством также не предусмотрено предоставление в аренду лесных участков в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов (часть 4 статьи 45 ЛК РФ в редакции Федерального закона от 29.12.2010 N 442-ФЗ).
Данный вывод сделан при разрешении спорного вопроса о необходимости заключения договора аренды земельного участка под пролетами воздушных линий электропередач. При этом, как установлено судом первой инстанции, решение которого поддержала надзорная инстанция, договоры аренды земельных участков под опорами линий электропередач сетевой организацией были заключены.
В означенном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации нет вывода о том, что законодательством не предусмотрено заключение соответствующего договора аренды в целях эксплуатации линейных объектов. Правовая позиция, сформированная в указанном постановлении, направлена на создание безопасных условий эксплуатации линейных объектов и не может рассматриваться как исключающая аренду лесных участков в порядке статей 9, 21, 45 и главы 6 ЛК РФ и (или) предоставляющая преференции владельцам линейных объектов в виде бездоговорного и безвозмездного пользования лесными участками.
По настоящему делу министерство требует внесение арендной платы за использование лесных участков, на которых непосредственно расположены линия электропередачи (технологические части), а не за использование лесов для проведения выборочных рубок деревьев, кустарников, лиан в охранной зоне ЛЭП.
Суды не проверяли расчет исковых требований министерства.
По делу требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать факты, имеющие значение для рассмотрения спора по существу (статьи 286, 287 АПК РФ).
Поэтому принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции с целью принятия законного и обоснованного судебного решения с учетом доводов участников спора и приведенного в настоящем постановлении толкования норм права (часть 2.1 статьи 289 АПК РФ), а также решения вопроса о распределении судебных расходов за рассмотрение дела в судах трех инстанций в порядке статьи 110 АПК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.06.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2017 по делу N А26-1603/2017 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.