г. Санкт-Петербург |
|
19 января 2018 г. |
Дело N А56-10094/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Александровой Е.Н.,
судей Бурматовой Г.Е., Родина Ю.А.,
при участии от Выборгской таможни Егоровой О.В. (доверенность от 09.01.2018 N 87/00007), общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Интерьер" Матвеевой С.И. (доверенность от 21.09.2016),
рассмотрев 16.01.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2017 (судья Буткевич Л.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2017 (судьи Протас Н.И., Семенова А.Б., Юрков И.В.) по делу N А56-10094/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Интерьер", место нахождения: 123060, Москва, 3-й Волоколамский проезд, д. 12, корп. 1, пом/ком II/9, ОГРН 5147746309673, ИНН 7734736485 (далее - ООО "ТД "Интерьер", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановлений Выборгской таможни, место нахождения: 188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, Таможенный проезд, д. 6, ОГРН 1034700881522, ИНН 4704019710 (далее - Таможня), от 31.01.2017 по делам N N 10206000-2288/2016, 10206000-2289/2016, 10206000-2290/2016 о привлечении к административной ответственности на основании части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб. по каждому делу.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2017, требования Общества удовлетворены, оспариваемые постановления признанны незаконными и отменены.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе Обществу в удовлетворении требований. Податель жалобы считает ошибочными выводы судов о том, что таможенным органом не представлены доказательства, ставящие под сомнение действительность спорных сертификатов соответствия, а также о том, что Таможня не доказала, каким образом факт выдачи уполномоченным органом спорных бланков сертификатов другим органам сертификации влияет на их подлинность. Заинтересованное лицо полагает, что спорные сертификаты соответствия являются недействительными, поскольку из писем федерального бюджетного учреждения "Консультационно-внедренческая фирма в области международной стандартизации и сертификации "Фирма "Интерстандарт" (орган, уполномоченный на выдачу бланков сертификатов соответствия; далее - ФБУ "КВФ "Интерстандарт") следует, что бланки указанных сертификатов выданы другим органам по сертификации, которые не обращались в ФБУ "КВФ "Интерстандарт" с просьбой разрешить передачу имеющихся у них бланков в какой-либо другой орган по сертификации, следовательно, спорные сертификаты не могут быть применены для целей выпуска спорного товара и являются недействительными.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество (покупатель) на основании заключенного с компанией "ESSAR EXPORT LIMITED", Китай (продавец), контракта от 01.02.2016 N 04 на условиях поставки СРТ Москва для помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" ввезло на таможенную территорию Таможенного союза и представило в Таможню для таможенного оформления по декларациям на товары (далее - ДТ) NN 10206102/230316/0000163, 10206102/110416/0000198, 10206102/140416/0000205 товар "трикотажные полотна...", "ткани для швейной промышленности, в рулонах...", изготовитель - компания "ESSAR EXPORT LIMITED" (Корея), коды в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза 6006 32 900 0, 5407 61 900 0, 6005 32 900 0.
При декларировании данного товара для целей соблюдения запретов и ограничений в области технического регулирования Обществом представлены сертификаты соответствия от 08.08.2011 N N ТС RU C-KR.AB51.B.05035 (бланк серии RU N 0021167), ТС RU C-KR.AB51.B.05036 (бланк серии RU N 0021168), ТС RU C-KR.AB51.B.05132 (бланк серии RU N 0021219), ТС RU C-KR.AB51.B.05597 (бланк серии RU N 0021812), ТС RU C-KR.AB51.B.05598 (бланк серии RU N 0021813), ТС RU C-KR.AB51.B.05599 (бланк серии RU N 0021814), ТС RU C-KR.AB51.B.05600 (бланк серии RU N 0021815), ТС RU C-KR.AB51.B.05601 (бланк серии RU N 0021816) сроком действия до 07.08.2016, выданные ООО "ГОСТЭКСПЕРТСЕРВИС" и подтверждающие соответствие ввезенного товара требованиям ГОСТ 2351-88, Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), а также ГОСТ 21746-92.
В дальнейшем в ходе таможенного контроля Таможней был направлен запрос в уполномоченный орган стандартизации ФБУ "КВФ "Интерстандарт" с целью установления подлинности представленных сертификатов соответствия.
Согласно письму ФБУ "КВФ "Интерстандарт" от 26.06.2016 N 6/541 бланки N N 0021167, 0021168, 0021219, 0021813, 0021814, 0021815, 0021816 органу по сертификации ООО "ГОСТЭКСПЕРТСЕРВИС" не выдавались.
На основании изложенного по результатам проведенной в отношении ООО "ТД "Интерьер" в порядке статьи 131 действовавшего в спорный период Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) проверки таможенный орган пришел к выводу, что сертификаты соответствия N N ТС RU CKR.AB51.B.05035, ТС RU С-KR.AB51.B.05036, ТС RU C-KR.AB51.B.05132, ТС RU C-KR.AB51.B.05598, ТС RU С-KR.AB51.B.05599, ТС RU CKR.AB51.B.05600, ТС RU C-KR.AB51.B.05601 не могут быть применены для целей выпуска товаров. Следовательно, Общество при декларировании товаров по спорным ДТ представило недействительные документы, что могло послужить основанием для несоблюдения установленных таможенным законодательством запретов и ограничений.
Должностным лицом таможенного органа 17.11.2016 в отношении ООО "ТД "Интерьер" составлены протоколы N N 10206000-2288/2016, 10206000-2289/2016, 10206000-2290/2016 об административном правонарушении, согласно которым действия заявителя квалифицированы по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Постановлениями Таможни от 31.01.2017 N N 10206000-2288/2016, 10206000-2289/2016, 10206000-2290/2016 Общество привлечено к административной ответственности в соответствии указанной квалификацией, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. по каждому постановлению соответственно.
Считая названные постановления таможенного органа незаконными, ООО "ТД "Интерьер" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные сторонами доказательства, пришли к выводу об отсутствии в действиях заявителя состава вмененного ему в вину административного правонарушения, поскольку представление Обществом при декларировании недействительных сертификатов соответствия материалами дела не подтверждено, в связи с чем удовлетворили требования ООО "ТД "Интерьер", признав оспариваемые постановления о привлечении к административной ответственности незаконными.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба Таможни не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В части 3 статьи 16.2 КоАП РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрена административная ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (пункта 2 статьи 179 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 2 статьи 159 ТК ТС независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, в соответствии с пунктом 1 статьи 152 ТК ТС.
В соответствии со статьей 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Согласно пункту 3 статьи 3 ТК ТС при таможенном регулировании применяются запреты и ограничения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
Как следует из пункта 8 части 1 статьи 4 ТК ТС, под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В декларации на товары указываются в том числе сведения о соблюдении ограничений и сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 ТК ТС (часть 2 статьи 181 ТК ТС).
В силу части 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено этим Кодексом. К таким документам относятся, в частности, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Согласно статье 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 утверждено Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза.
В подпункте "в" пункта 2 названного Положения установлено ограничение в виде необходимости подтверждения соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза продукции (товаров), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, и включенной в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.
Судами установлено и Обществом не оспаривается, что ввезенные по перечисленным ДТ товары включены в Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" (TP ТС 017/2011), утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.10.2013 N 228.
Технический регламент Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" (далее - ТР ТС 017/2011) утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 876, опубликован на официальном сайте Комиссии Таможенного союза www.tsouz.ru 15.12.2011 и вступил в силу с 01.07.2012.
В соответствии с пунктом 3.2. Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 876 документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента, до дня официального опубликования настоящего Решения, действительны до окончания срока их действия.
Исходя из приведенных нормативных положений и во исполнение обязанности по подтверждению соблюдения установленных запретов и ограничений Обществом в марте и апреле 2016 года при декларировании товара правомерно представлены сертификаты соответствия N N ТС RU CKR.AB51.B.05035, ТС RU С-KR.AB51.B.05036, ТС RU C-KR.AB51.B.05132, ТС RU C-KR.AB51.B.05598, ТС RU С-KR.AB51.B.05599, ТС RU CKR.AB51.B.05600, ТС RU C-KR.AB51.B.05601, выданные ООО "ГОСТЭКСПЕРТСЕРВИС" 08.08.2011 (то есть до дня официального опубликования Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 876 и, следовательно, являющиеся действительными до окончания срока их действия - 07.08.2016).
Таможенный орган пришел к выводу о том, что перечисленные сертификаты не могут быть применены для целей выпуска товаров, поскольку согласно письмам ФБУ "КВФ "Интерстандарт" от 17.05.2016 N 6/378 и от 24.06.2016 N 6/541 бланки сертификатов NN 0021167, 0021168, 0021219, 0021813, 0021814, 0021815, 0021816 не выдавались органу по сертификации ООО "ГОСТЭКСПЕРТСЕРВИС", а были выданы иным органам по сертификации, которые, в свою очередь, не обращались в ФБУ "КВФ "Интерстандарт" с просьбой разрешить передачу имеющихся у них бланков в какой-либо другой орган по сертификации.
Из письма ФБУ "КВФ "Интерстандарт" от 26.06.2016 N 6/541 следует, что бланки NN 0021167, 0021168, 0021219, 0021813, 0021814, 0021815, 0021816 были выданы 11.04.2011 органу по сертификации продукции ООО "Стратег".
Вместе с тем суды установили и материалами дела подтверждается, что представленные сертификаты соответствия получены производителем товара - компанией "Essar Export Limited" (Корея) в предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации порядке в органе сертификации, имеющем право выдавать соответствующие документы, о чем свидетельствуют письма ООО "ГОСТЭКСПЕРТСЕРВИС" от 25.10.2016 N N 111 - 117. Согласно общедоступной информации, содержащейся в едином реестре сведений о сертификатах соответствия, размещенной на официальном Интернет-портале (сайт www.fsa.gov.ru.), представленные сертификаты не значатся недействительными, аннулированными или иным образом утратившими силу.
Из имеющихся в деле доказательств не следует, что действие спорных сертификатов приостанавливалось либо прекращалось органом по сертификации, как этой предусмотрено положениями статьи 26 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании". В письмах от 17.05.2016 N 6/378 и от 24.06.2016 N 6/541 ФБУ "КВФ "Интерстандарт" на недействительность сертификатов соответствия, оформленных на бланках NN 0021167, 0021168, 0021219, 0021813, 0021814, 0021815, 0021816, не ссылается.
Сведения о нарушении порядка проведения исследований (испытаний) и измерений при осуществлении обязательной сертификации спорного товара в материалах дела отсутствуют и суду не представлены. Таможенным органом такие нарушения не выявлялись и не устанавливались.
Таким образом, достоверность сведений, изложенных в представленных Обществом сертификатах соответствия, таможенным органом не опровергнута.
При таком положении суд кассационной инстанции считает правильным вывод судебных инстанций о том, что недействительность названных сертификатов соответствия таможенным органом вопреки требованиям части 4 статьи 210 АПК РФ не доказана, достаточными и допустимыми доказательствами не подтверждена. При этом неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ).
Кроме того, суды приняли во внимание, что Общество до предъявления в таможенный орган таможенных деклараций и приложения к ним сертификатов соответствия удостоверилось в их действительности путем проверки информации на указанном выше официальном Интернет-сайте и правомерно считало их действующими, подтверждающими соблюдение установленных запретов и ограничений, в связи с чем представило в качестве разрешительных документов в таможенный орган при декларировании.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали незаконными оспариваемые постановления о привлечении ООО "ТД "Интерьер" к административной ответственности, поскольку наличие в действиях декларанта всей совокупности элементов состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, материалами дела не подтверждено.
Доводы Таможни об обратном в ходе судебного разбирательства были предметом тщательного исследования в судах двух инстанций, результаты которого изложены в судебных актах, сделанные судами выводы не опровергают и не свидетельствуют о неправильном применении ими норм материального права. Оснований не согласиться с выводами судов у кассационной инстанции не имеется.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. В связи с этим основания для отмены обжалуемых судебных актов у кассационной инстанции отсутствуют, кассационная жалоба Таможни не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.05.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2017 по делу N А56-10094/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Выборгской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.