г. Санкт-Петербург |
|
05 февраля 2018 г. |
Дело N А56-72729/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Мунтян Л.Б.,
судей Подвального И.О., Савицкой И.Г.,
при участии от индивидуального предпринимателя Меренцова Юрия Александровича Александровой М.М. (доверенность на бланке N 47 БА 2243953), от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу Сапонджян Е.В. (доверенность от 01.12.2017 N 01-19/13997),
рассмотрев 31.01.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.05.2017 (судья Трощенко Е.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2017 (судьи Зотеева Л.В. Семенова А.Б., Сомова Е.А.) по делу N А56-72729/2016,
установил:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу, место нахождения: 191104, Санкт-Петербург, Литейный проспект, дом 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074 (далее - Департамент), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к индивидуальному предпринимателю Меренцову Юрию Александровичу, ОГРНИП 304471030600014 (далее - Предприниматель), о взыскании 6 486, 05 руб. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2013 года.
Решением суда первой инстанции от 02.05.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.08.2017, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе ее податель, ссылаясь на несоответствие выводов судов материалам дела, просит решение и постановление отменить. Департамент указывает на непредставление Предпринимателем в его адрес спорной отчетности, на отсутствие у данного лица оформленного в установленном порядке разрешения на размещение отходов и на наличие в связи с этим правовых оснований для доначисления платы за сверхлимитное размещение отходов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Порядок определения платы за загрязнение окружающей среды).
В отзыве на кассационную жалобу Предприниматель просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с абзацем вторым части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением суда от 17.01.2018 рассмотрение кассационной жалобы отложено на 31.01.2018 в связи с болезнью судьи-докладчика.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы кассационной жалобы, а Предприниматель отклонил их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприниматель, являясь субъектом малого и среднего предпринимательства, представил в Департамент расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2013.
Департамент обратился в адрес Предпринимателя с требованием от 24.03.2016 N 04-28/3095 об уплате 6 486,05 руб. задолженности за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2013 года, выявленной в результате перерасчета представленного Предпринимателем расчета платы за указанный период.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду рассчитана истцом с применением пятикратного коэффициента в соответствии с действовавшим в спорный период Порядком определения платы за загрязнение окружающей среды, ввиду отсутствия у Предпринимателя разрешения на размещение расходов.
В связи с неисполнением Предпринимателем требования Департамента последний обратился в арбитражный суд с указанным иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для начисления Предпринимателю платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2013 год с применением пятикратного коэффициента и отказал в удовлетворении иска.
Апелляционная инстанция согласилась с приведенными в решении оценкой доказательств и выводами.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон "Об охране окружающей среды") негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Негативное воздействие на окружающую среду является платным, к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления (пункты 1, 2 статьи 16 Закона "Об охране окружающей среды").
В силу пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции, действовавшей в спорный период, далее - Закон N 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Порядком определения платы за загрязнение окружающей среды, который распространяется на юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности, связанные с природопользованием, предусмотрено взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в том числе за размещение отходов и установлены общие правила ее исчисления.
Определение платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (пункты 4, 5 Порядка определения платы за загрязнение окружающей среды).
Пунктом 6 Порядка определения платы за загрязнение окружающей среды предусмотрено, что при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 указанного Порядка.
Приказом Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (далее - Порядок представления отчетности) (за исключением статистической отчетности), который предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Пунктами 3 - 5 Порядка представления отчетности предусмотрено, что субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчетный период составляет один год. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
Согласно пункту 7 Порядка представления отчетности, отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов.
В соответствии с пунктом 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 N 50, лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).
Судебными инстанциями установлено и из материалов дела следует, что Предприниматель, являясь субъектом малого предпринимательства, в силу пункта 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ освобожден от разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Предприниматель по установленной форме представил расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2013 года, отражающий сведения на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов. Данное обстоятельство подтверждается, в частности, копией сопроводительного письма, пояснительной запиской о хозяйственной деятельности, расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду с приложением документов, почтовым уведомлением, актом приема-передачи на размещение отходов хозяйствующего субъекта за 3 квартал 2013 года от 14.10.2013.
Судами также установлено, что указанная в расчете сумма Предпринимателем оплачена.
Правильно применив положения вышеприведенных правовых норм, приняв во внимание позицию Росприроднадзора, изложенную в письме от 01.07.2013 N ВК-06-01-36/9256 "О недопустимости применения повышающего коэффициента к расчетам платы за размещение отходов субъектов малого и среднего предпринимательства", а также учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности требований Департамента, с чем согласился и апелляционный суд.
Доказательств, опровергающих данные выводы судов, Департамент вопреки части 1 статьи 65 АПК РФ не представил.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.05.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2017 по делу N А56-72729/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.