г. Санкт-Петербург |
|
08 февраля 2018 г. |
Дело N А56-2749/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Савицкой И.Г.,
судей Кудина А.Г., Подвального И.О.,
при участии от акционерного общества "Научно-исследовательский институт оптико-электронного приборостроения" Ивановой Н.А. (доверенность от 09.01.2018 N СШ-10/д), от публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" Шержинской М.А. (доверенность от 25.12.2017 N 563-17) и Муравьева А.О. (доверенность от 22.12.2017 N 36-17), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Рябенко Г.О. (доверенность от 22.11.2017 N 01/338), от акционерного общества "Ленинградская областная электросетевая компания" Зыбина И.Ю. (доверенность от 09.01.2018 N 60/2018),
рассмотрев 05.02.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.05.2017 (судья Константинова Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2017 (судьи Зотеева Л.В., Семенова А.Б., Юрков И.В.) по делу N А56-2749/2016,
установил:
Открытое акционерное общество (в настоящее время - акционерное общество) "Научно-исследовательский институт оптико-электронного приборостроения" (место нахождения: 188450, Ленинградская область, город Сосновый Бор, ОГРН 1124725000894, ИНН 4725481940; далее - общество, ОАО "НИИ ОЭП") и публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (место нахождения: 196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209; далее - ПАО "Ленэнерго") обратились в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлениями об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, улица Смольного, дом 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее - Управление) от 30.09.2015 по делу N 17-05-5924-А/15 о признании заявителей нарушившими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Заявления Общества и ПАО "Ленэнерго" приняты к производству и определением от 22.03.2016 суд первой инстанции на основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объединил дела в одно производство с присвоением делу номера А56-2749/2016.
В соответствии со статьей 51 АПК РФ суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество "Ленинградская областная электросетевая компания" (место нахождения: 197110, Санкт-Петербург, Песочная набережная, дом 42, литера А, ОГРН 1044700565172, ИНН 4703074613; далее - АО "ЛОЭСК").
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2016 оспариваемые ненормативные акты антимонопольного органа признаны недействительными.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2016 решение суда первой инстанции от 24.05.2016 отменено, Обществу и ПАО "Ленэнерго" в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.01.2017 постановление от 20.09.2016 и решение от 24.05.2016 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.05.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2017, заявленные требования удовлетворены; признаны недействительными решение и предписание Управления от 30.09.2015 по делу N 17-05-5924-А/15.
В кассационной жалобе Управление просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права - части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, пунктов 41 и 43 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861). По мнению подателя жалобы, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, которым судами двух инстанций дана ненадлежащая оценка в их совокупности.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы, а представители Общества, ПАО "Ленэнерго" возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что в АО "ЛОЭСК" поступили заявки открытого акционерного общества "Концерн Росэнергоатом" (далее - ОАО "Концерн Росэнергоатом"), закрытого акционерного общества "Газпромнефть Северо-Запад" (далее - ЗАО Газпромнефть Северо-Запад"), закрытого акционерного общества "Агентство эксплуатации недвижимости" (далее - ЗАО "Агентство эксплуатации недвижимости") на присоединение их энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации.
В свою очередь АО "ЛОЭСК" в соответствии с пунктом 41 Правил N 861 18.07.2014 подало заявку смежной сетевой организации - ОАО "НИИ ОЭП". Однако ОАО "НИИ ОЭП" направило отказ от подписания договора, при этом (по мнению АО "ЛОЭСК") не уведомив об отсутствии сведений и документов, необходимых для заключения договора.
Указанное обстоятельство послужило АО "ЛОЭСК" основанием обращения в Управление с жалобой на уклонение ОАО "НИИ ОЭП" от заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям последнего.
По результатам рассмотрения жалобы Управление пришло к выводу о наличии признаков нарушения ОАО "НИИ ОЭП" требований пункта 5 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, выразившегося в необоснованном отказе от заключения договора технологического присоединения, и выдало ОАО "НИИ ОЭП" предупреждение от 12.11.2014 N Пд/05/4506-49 о прекращении указанных действий.
ОАО "НИИ ОЭП" не исполнило указанное предупреждение, в связи с чем Управление приказом от 15.01.2015 N 8 возбудило в отношении ОАО "НИИ ОЭП" дело N 17-05-5924-А/15 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
В ходе рассмотрения дела N 17-05-5924-А/15 ОАО "НИИ ОЭП" сообщило, что причиной неисполнения выданного Управлением предупреждения послужило неисполнение смежной сетевой организацией - ПАО "Ленэнерго" заявки от 30.05.2014 на технологическое присоединение к электрическим сетям смежной сетевой организации. Управление, оценив представленные документы, пришла к выводу, что в действиях ПАО "Ленэнерго", выразившихся в направлении в адрес ОАО "НИИ ОЭП" технических условий, не согласованных с системным оператором и содержащих необоснованные требовании, содержатся признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ. Определением от 20.08.2015 ПАО "Ленэнерго" привлечено к рассмотрению дела N 17-05-5924-А/15 в качестве второго ответчика.
По результатам рассмотрения дела комиссия Управления вынесла решение от 20.10.2015 по делу N 17-05-5924-А/15, которым: признала действия ОАО "НИИ ОЭП", выразившиеся в неисполнении предупреждения антимонопольного органа от 21.11.2014 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, что ущемляет интересы АО "ЛОЭСК" и конечных потребителей услуг: ОАО "Концерн Росэнергоатом", ЗАО Газпромнефть Северо-Запад", ЗАО "Агентство эксплуатации недвижимости", не соответствующими Правилам N 861 и нарушающими пункт 5 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ (1); признала действия ПАО "Ленэнерго", выразившиеся в затягивании сроков заключения договора об осуществлении технологического присоединения с ОАО "НИИ ОЭП", нарушающими часть 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ (2).
Управление выдало ОАО "НИИ ОЭП" и ПАО "Ленэнерго" предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
ОАО "НИИ ОЭП" и ПАО "Ленэнерго" оспорили решение и предписания Управления в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали и оценили представленные участниками спора доказательства, установили фактические обстоятельства дела и удовлетворили заявления, признав оспариваемое решение и предписания незаконными.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Из пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) следует, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок заключения и исполнения договора об осуществлении технологического присоединения урегулирован Правилами N 861.
Согласно пункту 3 Правил N 861 организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 861 при отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12-14 Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в двух экземплярах в течение 15 рабочих дней с даты получения недостающих сведений.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что вопреки доводам Управления ОАО "НИИ ОЭП" уведомило ОАО "ЛОЭСК" об отсутствии сведений и документов, необходимых для заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Кроме того судами установлено, что причиной направления в адрес ОАО "ЛОЭСК" отказа в рассмотрении заявки от 18.07.2014 N 731 на присоединение дополнительной мощности по фидерам N 18, 23 от ПС-503 в городе Сосновый Бор для проектируемых электроустановок потребителей ОАО "ЛОЭСК" послужило отсутствие на тот момент необходимой мощности по ПС-503.
Судами также установлено, что, представленные заявки ОАО "ЛОЭСК" по своему содержанию не соответствовали пункту 9 Правил N 861, о чем ОАО "НИИ ОЭП" уведомляло ОАО "ЛОЭСК" в пределах срока, установленного пунктом 15 Правил N 861. Также ОАО "НИИ ОЭП" сообщало ОАО "ЛОЭСК" об отсутствии технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств последнего к своим электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 28 Правил N 861 критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:
а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;
б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.
Согласно пункту 29 Правил, в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
В случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом (пункт 30 Правил N 861).
Сетевая организация направляет заявителю проект договора, индивидуальные технические условия (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором), являющиеся неотъемлемым приложением к этому договору, а также решение уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения (пункт 30.4 Правил N 861).
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что в связи с отсутствием у ОАО "НИИ ОЭП" технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств АО "ЛОЭСК" к электрическим сетям такое технологическое присоединение осуществлялось по индивидуальному проекту.
Оценивая проводимые ОАО "НИИ ОЭП" и ПАО "Ленэнерго" мероприятия по технологическому присоединения энергопринимающих устройств АО "ЛОЭСК" к электрическим сетям смежной сетевой организации по индивидуальному проекту, суды пришли к аргументированному выводу о том, что указанные сетевые организации действовали в пределах норм, установленных Правилами N 861.
Судами были тщательно проанализированы действия как самого обратившего с заявлением лица (АО "ЛОЭСК"), так и сетевых организаций (ОАО "НИИ ОЭП" и ПАО "Ленэнерго"), и исходя из конкретных обстоятельств, обусловленных в том числе подключением по индивидуальному проекту (исправление замечаний; уточнение документации; обращение за установлением тарифов), сделан обоснованный вывод об отсутствии со стороны сетевых организаций злоупотребления рыночной властью на рассматриваемом товарном рынке.
Отклоняя довод Управления о затягивании со стороны ПАО "Ленэнерго" заключения договора, выразившегося в направлении в ОАО "НИИ ОЭП" технических условий, не согласованных с системным оператором, суды правомерно сослались на пункт 21 Правил N 861. Согласно данной норме системному оператору направляются на согласование заявки в отношении присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых превышает 5 МВт или увеличивается на 5 МВт и выше.
Вместе тем в рассматриваемом случае имело место технологическое присоединение энергопринимающих устройств мощностью 4,03615 МВт, которое в силу названной нормы не требует согласования с системным оператором. Указанное обстоятельство подтверждается также письмом общества с ограниченной ответственностью "Системный оператор единой энергетической системы" от 20.08.2015 N Р32-53-19-3756, согласно которому заявка ОАО "НИИ ОЭП" не соответствует критериям согласования с системным оператором.
Исходя из обстоятельств настоящего дела, судебные инстанции пришли к законному и обоснованному выводу о недоказанности Управлением наличия в действиях ОАО "НИИ ОЭП" и ПАО "Ленэнерго" состава вмененных нарушений части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ. Оспариваемые решение и предписания Управления правомерно признаны судами двух инстанций недействительными.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция считает, что основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Управления являлись предметом тщательного рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, которые правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку. По своей сути доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами судов, основанными на оценке обстоятельств дела и представленных в нем доказательств.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.05.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2017 по делу N А56-2749/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.