г. Санкт-Петербург |
|
12 февраля 2018 г. |
Дело N А21-3419/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Мунтян Л.Б.,
судей Алешкевича О.А., Подвального И.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Дельфин" Кушнеревой Е.П. (доверенность от 20.10.2017), от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу Строя С.Г. (доверенность от 29.12.2017 N 47),
рассмотрев 07.02.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дельфин" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.07.2017 (судья Сергеева И.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2017 (судьи Лопато И.Б., Семенова А.Б., Толкунов В.М.) по делу N А21-3419/2017,
установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу, место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, ул. Чехова, 6, лит. А; ОГРН 1097847301661; ИНН 7840420941 (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Дельфин", место нахождения: 236022, г. Калининград, Советский проспект, д. 45, ОГРН 1143926030687, ИНН 3906334760 (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 и частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Протокольным определением от 05.07.2017 дела N А21-3419/2017, N А21-3420/2017 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, делу присвоен общий номер А21-3419/2017.
Решением суда первой инстанции от 12.07.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.10.2017, заявление удовлетворено. Общество привлечено к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 14.17 и частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб. с конфискацией алкогольной продукции.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение от 12.07.2017 и постановление от 03.10.2017, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Податель жалобы ссылается на отсутствие допустимых доказательств совершения вмененного административного правонарушения. Кроме того, по мнению Общества, административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении допущены процессуальные нарушения.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с абзацем вторым части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением суда от 24.01.2018 рассмотрение кассационной жалобы отложено на 07.02.2018 в связи с болезнью судьи-докладчика.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Управления возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе осмотра торговых и складских помещений магазина "Бутыль" по адресу: г. Калининград, ул. Октябрьская, д. 37А., арендуемых Обществом по договору аренды от 01.09.2016, заключенному с Садхян Д.А, Управлением выявлена находящаяся на реализации алкогольная продукция без соответствующих сопроводительных документов, что отражено в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 31.01.2017. Сведения об остатках алкогольной продукции Обществом не зафиксированы в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС).
Алкогольная продукция изъята на основании протокола изъятия вещей и документов от 31.01.2017 и передана на хранение заведующей магазином ООО "Дельфин" Козубенко О.А.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения в отношении Общества определений о возбуждении дел об административных правонарушениях и о проведении административных расследований по признакам административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 14.17 и частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ (определения от 25.01.2017, от 31.01.2017).
Установив в действиях Общества признаки административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 14.17 и часть 2 статьи 14.16 КоАП РФ, Управление составило протоколы от 07.04.2017 N 08-89 и от 07.04.2017 N 08-90, и, руководствуясь статьей 23.1 КоАП РФ и статьей 202 АПК РФ, протоколы об административном правонарушении и иные материалы проверки направило в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 и частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем привлек Общество к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, назначил наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
При рассмотрении настоящего дела суды правомерно руководствовались Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), который устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
Под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона (пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 16.1 Закона N 171 установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 Закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 Закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 Закона.
Оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: 1) товарно-транспортная накладная; 2) справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); 3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); 4) заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного) (пункт 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 названной статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, и влечет для юридических лиц наложение административного штрафа от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Судами установлено, подтверждается материалами дела и не опровергнуто Обществом, что на момент проверки у него отсутствовали предусмотренные пунктом 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ документы.
В статье 18 Закона N 171-ФЗ установлены виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежащие лицензированию.
Частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
В силу пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 2.1 статьи 8 настоящего Закона. Требования, установленные статьей 26 названного Закона, являются лицензионными.
Судами установлено, подтверждается материалами дела и не опровергнуто заявителем, что Общество осуществляло деятельность по обороту алкогольной продукции, при этом, сведения об остатках алкогольной продукции по состоянию на 31.01.2017 не зафиксированы в ЕГАИС.
Таким образом, факт правонарушения установлен административным органом и судом, подтверждается материалами дела.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно положениям части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия Обществом исчерпывающих мер для соблюдения требований лицензионного законодательства в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии его вины в совершении вмененного административного правонарушения.
Таким образом, следует признать правомерным вывод судов о наличии в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Поскольку порядок привлечения Общества к административной ответственности соблюден, размер штрафа соответствует санкции части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, решение о привлечении к административной ответственности вынесено судом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, то судебные акты не подлежат отмене.
Доводы жалобы подлежат отклонению как направленные на иную оценку доказательств, правильно оцененных судами первой и апелляционной инстанций.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.07.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2017 по делу N А21-3419/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дельфин" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.