г. Санкт-Петербург |
|
09 апреля 2018 г. |
Дело N А21-4687/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Любченко И.С.,
судей Александровой Е.Н. и Савицкой И.Г.,
рассмотрев 02.04.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Управляющая компания Гурьевского городского округа" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.09.2017 (судья Зинченко С.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2017 (судьи Лопато И.Б., Семенова А.Б., Толкунов В.М.) по делу N А21-4687/2017,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Управляющая компания Гурьевского городского округа" (место нахождения: 238300, Калининградская область, город Гурьевск, Фабричная улица, дом 1А, ОГРН 1063917034961, ИНН 3917031301; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (место нахождения: 236007, Калининград, улица Дмитрия Донского, дом 1, ОГРН 1163926082253; ИНН 3906999637; далее - Министерство) от 28.04.2017 N 220/ЖК-1452/О по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 13.09.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2017, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм жилищного законодательства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 13 по улице Гурьева в городе Гурьевске от 15.11.2007 и договора на подачу и пользование тепловой энергией в горячей воде от 01.04.2010 Предприятие осуществляет функции управляющей компании и является исполнителем коммунальной услуги по теплоснабжению.
В связи с поступившим обращением жителя указанного дома о несогласии с размером платы за отопление за период с октября по декабрь 2016 года Министерством в отношении Предприятия проведена внеплановая документарная проверка, результаты которой отражены в акте проверки от 28.04.2017 N 611/КАС. В действиях Предприятия Министерством установлено нарушение пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в части порядка расчета размера платы за предоставленные коммунальные услуги по отоплению.
Министерство выдало Предприятию предписание от 28.04.2017 N 220/ЖК-1452/О по устранению выявленных нарушений и требований жилищного законодательства со сроком исполнения 10.06.2017, которым обязало Предприятие: произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению за период с октября по декабрь 2016 года всем потребителям многоквартирного дома N 13 по улице Гурьева в городе Гурьевске согласно пункту 42 (1) Правил N 354 исходя из общей площади жилых помещений дома согласно техническому паспорту на дом; представить в Министерство копии заверенных платежных документов, свидетельствующих об осуществлении перерасчета.
Предприятие оспорило предписание Министерства в судебном порядке.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и сделали вывод об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно статье 162 ЖК РФ управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Согласно пункту 7 Правил N 354 поставка холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией, который должен соответствовать положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении. Определение объема потребленной в нежилом помещении тепловой энергии и способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
Правилами N 354 установлен единый порядок расчета размера платы за отопление для собственников всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (с применением соответствующих расчетных формул), вне зависимости от условий отопления отдельных помещений в многоквартирном доме, конструктивных особенностей такого дома и положения помещения в таком доме.
В соответствии с пунктом 43 Правил N 354 объем потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома тепловой энергии определяется в соответствии с пунктом 42 (1) указанных Правил.
Согласно абзацу второму пункта 42 (1) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом (нежилом) помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в случае, если в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии. Расчет по указанной формуле производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что общая площадь квартир в доме составляет 2045,7 кв.м, при этом 11 квартир (площадью 606,2 кв.м), оборудованы системой автономного отопления и отключены от системы центрального отопления. Расчеты за отопление осуществлялись Предприятием исходя из площади остальных квартир с центральным отоплением - 1 494,06 кв. м.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды, потребитель вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Расчет по указанной формуле предусматривает совокупную оплату услуги по теплоснабжению за расчетный период без разделения на индивидуальное потребление и общедомовые нужды, в связи с чем в целях правильного определения объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, и соблюдения баланса интересов потребителей определение размера платы рассчитывается исходя из данных общедомовых приборов учета с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади.
Суды двух инстанций обоснованно указали, что наличие автономного отопления в отдельных квартирах не освобождает собственников указанных квартир от расходов на содержание общего имущества, в том числе на коммунальные услуги, приходящиеся на общедомовые нужды.
Кассационная инстанция соглашается с выводами судов о том, что, перевод части квартир на автономное отопление не влечет обязательное увеличение платы для остальных собственников, следовательно, расчет должен быть приведен в соответствие с фактической обязанностью плательщика.
Исходя из вышеприведенных нормативных положений и обстоятельств настоящего дела, судебными инстанциями сделан правильный вывод о том, что оспариваемое предписание содержит законные и обоснованные требования об устранении выявленных нарушений, соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов Предприятия.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в двух судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд кассационной инстанции не принимает эти доводы во внимание как противоречащие материалам дела и имеющимся доказательствам.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, а потому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Принимая во внимание положения пункта 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи с пунктом 12 части 1 статьи 333.21 названного Кодекса, суд кассационной инстанции полагает, что Предприятию подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина, излишне уплаченная при обращении в суд кассационной инстанции в размере 1500 руб.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.09.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2017 по делу N А21-4687/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Управляющая компания Гурьевского городского округа" - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства "Управляющая компания Гурьевского городского округа" (место нахождения: 238300, Калининградская область, город Гурьевск, Фабричная улица, дом 1А, ОГРН 1063917034961, ИНН 3917031301) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной за рассмотрение дела в арбитражном суде кассационной инстанции по платежному поручению от 30.01.2018 N 172.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.