г. Санкт-Петербург |
|
11 апреля 2018 г. |
Дело N А21-3981/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Алешкевича О.А.,
судей Любченко И.С., Подвального И.О.,
рассмотрев 10.04.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Сельма" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.09.2017 (судья Залужная Ю.Д.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2017 (судьи Сомова Е.А., Протас Н.И., Юрков И.В.) по делу N А21-3981/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Сельма" (место нахождения: Калининград, ул. В. Гакуна, д. 10, лит. XII из лит. А; ОГРН 1133926008292; ИНН 3906289644; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий прокурора Гурьевского района Калининградской области, выразившихся в выдаче представления об устранении нарушений законодательства о порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами от 22.02.2017 N 107ж/15, а также о признании недействительным указанного представления.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Управляющая компания Гурьевского городского округа" (далее - Предприятие) и Прокуратура Калининградской области.
Решением суда первой инстанции от 14.09.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.12.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, прокуратурой Гурьевского района Калининградской области проведена проверка соблюдения порядка осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, в ходе которой установлено, что общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 1, расположенного по ул. Окружной в пос. Васильково Гурьевского р-на Калининградской области, принято решение от 13.11.2016 о расторжении договора управления многоквартирным домом с Предприятием и утверждении с 01.12.2016 в качестве управляющей организации Общества. Договор управления многоквартирным домом с Обществом заключен 01.12.2016.
Установив, что плату за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.12.2016 по 17.01.2017 начисляло как Предприятие, так и Общество, прокуратура выдала ему представление от 22.02.2017 N 107ж/15, которым потребовала аннулировать начисления собственникам указанного многоквартирного дома, произведенные с 01.12.2016, а в случае уплаты жителями по квитанциям начиная с 01.12.2016 рассмотреть вопрос о зачете данных выплат в счет будущих платежей.
Общество, не согласившись с представлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что оспариваемое представление является законным и обоснованным, в удовлетворении заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в этом доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Как предусмотрено частью 8.2 статьи 162 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
В силу части 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 18 Правил в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет, в частности, организации, ранее управлявшей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 19 Правил организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая указанное уведомление, передает в установленном порядке техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом и сведения указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что общим собранием собственников помещений многоквартирного дома 13.11.2016 принято решение о прекращении с Предприятием договора управления и об утверждении Общества в качестве управляющей организации.
К обслуживанию указанного многоквартирного дома в качестве управляющей организации Общество приступило в январе 2017 года.
В соответствии с пунктом 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Судами установлено, что 08.01.2017 Предприятие направило в Жилищную инспекцию извещение об исключении указанного многоквартирного дома из реестра (приложения) к лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами; вся имевшаяся у Предприятия документация по дому 16.01.2017 передана по акту вновь избранной управляющей компании; 17.01.2017 Предприятием ресурсоснабжающим организациям направлены уведомления о прекращении начислений по данному дому в связи со сменой управляющей компании.
Обществом с ресурсоснабжающими организациями заключены договор от 30.01.2017 на подачу тепловой энергии в горячей воде, а также дополнительное соглашение от 10.02.2017 N 1 к договору холодного водоснабжения от 20.09.2016 N 71-09/16.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, а также исходя из отсутствия доказательств оказания Обществом в период с 01.12.2016 по 16.01.2017 услуг по содержанию и ремонту многоквартирного дома, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Общества оснований для начисления жильцам дома платы за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.12.2016 по 16.01.2017, о правомерности оспариваемого представления, а также об отсутствии оснований для признания прав и законных интересов заявителя нарушенными. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.09.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2017 по делу N А21-3981/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Сельма" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.