г. Санкт-Петербург |
|
23 апреля 2018 г. |
Дело N А56-54459/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Васильевой Е.С.,
судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу Ишковой Н.В. (доверенность от 24.11.2017 N 07-03-02/31),
рассмотрев 23.04.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЕвроСтройСервис" на решение Арбитражного суда города Санкт Петербурга и Ленинградской области от 26.10.2017 (судья Захаров В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного суда от 11.01.2018 (судьи Дмитриева И.А., Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.) по делу N А56-54459/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЕвроСтройСервис", место нахождения: 197374, Санкт-Петербург, Школьная ул., д. 124, лит. А, пом. 9-Н, ОГРН 1147847554106, ИНН 7814164385 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу, место нахождения: 197183, Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 71, лит. А, ОГРН 1047824368998, ИНН 7814026829 (далее - Инспекция), выразившихся в истребовании документов и сведений, содержащих банковскую тайну Общества, посредством запроса от 11.07.2016 N 30837.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ПАО "Банк ВТБ 24" в лице филиала N 7806.
Решением Арбитражного суда города Санкт Петербурга и Ленинградской области от 26.10.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявление удовлетворить.
Податель жалобы указывает, что судебными инстанциями не учтено, что в рассматриваемом случае условия для истребования в банке информации, составляющей банковскую тайну Общества, Инспекцией не соблюдены. Общество настаивает на том, что судами неправильно применены нормы, регулирующие институт банковской тайны.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит оставить ее без удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Инспекции возражал против удовлетворения кассационной жалобы..
Другие лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Инспекцией в период с 28.04.2016 по 13.12.2016 проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов ООО "Центр фасадных конструкций "Оконный Петербург".
По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 10.02.2017 N 26-36/661 и принято решение о привлечении к ответственности от 30.05.2017 N 26-49/915, в соответствии с которым ООО "Центр фасадных конструкций "Оконный Петербург" необходимо уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), а также соответствующие пени. Согласно указанному решению Инспекция признала необоснованным включение в состав налоговых вычетов по НДС сумм, предъявленных контрагентом ООО "ЕвроСтройСервис".
В ходе проведения проверки ООО "Центр фасадных конструкций "Оконный Петербург" в филиал N 7806 "ВТБ 24" (ПАО) (далее - Банк) Инспекцией направлен запрос от 11.07.2016 N 30837 о представлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах) ООО "ЕвроСтройСервис" (контрагента проверяемого лица) в целях установления факта осуществления реальных хозяйственных операций между ООО "Центр фасадных конструкций "Оконный Петербург" и ООО "ЕвроСтройСервис".
В графе "Основание запроса" Инспекция указала: "в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в связи с проведением мероприятий налогового контроля в соответствии со статьей 93.1 НК РФ в отношении контрагента ООО "ЕвроСтройСервис".
По указанному запросу Банком была сформирована и направлена в Инспекцию в электронном виде выписка по счетам ООО "ЕвроСтройСервис". Ответ Банка от 14.07.2017 N 121 поступил в Инспекцию 15.07.2017.
Полученная информация использована Инспекцией для контроля за правильностью исчисления и своевременности уплаты ООО "Центр фасадных конструкций "Оконный Петербург" налогов и сборов.
Полагая, что действия Инспекции, выразившиеся в истребовании документов и сведений, содержащих банковскую тайну Общества, посредством запроса от 11.07.2016 N 30837, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Статьями 31, 32 НК РФ на налоговые органы возложена обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов и вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 82 НК РФ устанавливает, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом. Одним из мероприятий налогового контроля является истребование необходимых налоговому органу документов (информации).
Истребование документов (информации) о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налогового агента) или информации о конкретных сделках является одной из форм налогового контроля, предусмотренного главой 14 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязанность банков выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов в банке и об остатках денежных средств на счетах, вкладах, выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа предусмотрена законодателем в пункте 2 статьи 86 НК РФ
Справки о наличии счетов, вкладов и об остатках денежных средств на счетах, вкладах, выписки по операциям на счетах, по вкладам организаций в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения налоговых проверок указанных лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 НК РФ.
В силу пункта 2 статьи 86 названного Кодекса банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом.
Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения налоговых проверок указанных лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 настоящего Кодекса, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.
Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать данную информацию у участников сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке (пункт 2 статьи 93.1 НК РФ).
Формы и порядок направления налоговым органом запросов в банки регламентированы приказом Федеральной налоговой службы от 25.07.2012 N ММВ-7-2/518@ "Об утверждении Порядка направления налоговым органом запросов в банк (оператору по переводу денежных средств) о наличии счетов (специальных банковских счетов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах), справок об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) на бумажном носителе, а также форм соответствующих запросов".
В силу пункта 2 статьи 93.1 НК РФ в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц располагающих документами (информацией) об этой сделке.
Принимая во внимание изложенные нормы права и ведомственные рекомендации, следует вывод, что налоговый орган вправе затребовать у иных лиц, в том числе банков, документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика либо информацию о конкретной сделке.
В связи с этим истребование у банка контрагента проверяемого налогоплательщика выписки по операциям на счете является формой налогового контроля.
Ссылки подателя жалобы на то, что Инспекцией в отношении Общества мероприятий налогового контроля не проводилось, судами отклонены со ссылкой на то, что налоговые органы вправе запросить согласно пункту 2 статьи 86 НК РФ у банка вышеуказанную информацию не только в случаях проведения налоговых проверок лиц, указанных в абзаце 2 пункта 2 и пункте 4 статьи 86 НК РФ, но и в случаях истребования у этих лиц документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 НК РФ (Письмо Минфина России от 16.03.2016 N 03-02-07/1/14385).
Судами также отмечено, что действия Инспекции по направлению в Банк запроса от 11.07.2016 N 30837 о представлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах) Общества (по направлению в Банк запроса о представлении выписок по операциям по счетам контрагентов) не нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, отсутствует незаконное возложение на нет каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доказательств обратного Обществом не представлено.
Оснований не согласиться с данным выводом судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Довод заявителя о том, что представление Банком документов по запросу Инспекции является нарушением банковской тайны, правомерно отклонен судами по следующим основаниям
В соответствии с пунктом 4 статьи 82 НК РФ при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, названного Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.
Согласно пункту 1 статьи 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением прямо перечисленных в данной статье.
Пунктом 2 статьи 102 НК РФ предусмотрено, что налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; к разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика и ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.09.2004 N 317-О указано, что по смыслу Конституции Российской Федерации институт банковской тайны по своей природе и назначению имеет публично-частный характер и направлен на обеспечение условий для эффективного функционирования банковской системы и гражданского оборота, основанного на свободе его участников; одновременно данный институт гарантирует основные права граждан и защищаемые Конституцией Российской Федерации интересы физических и юридических лиц. Этим должны предопределяться устанавливаемые федеральным законодателем объем и содержание правомочий органов государственной власти и их должностных лиц, являющихся носителями публичных функций, в их отношениях с банками, иными кредитными организациями и их клиентами, а также объем и содержание прав и обязанностей клиентов в их отношениях как с банками, иными кредитными организациями, являющимися носителями финансовой информации, так и с органами государственной власти и их должностными лицами, могущими лишь в целях реализации указанных функций пользоваться банковской тайной, затрагивая тем самым частную жизнь и личную тайну граждан.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 100 НК РФ к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
Материалами дела подтверждается, что к акту выездной налоговой проверки в отношении ООО "ЦФК "Оконный Петербург" сведения по операциям на счетах Общества приложены в виде выписки, в которой указаны только операции между заявителем и ООО "ЦФК "Оконный Петербург".
Суды указали, что режим банковской тайны не является препятствием для использования соответствующих сведений налоговыми органами, поскольку согласно статье 102 НК РФ полученные сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну, не подлежат разглашению, имеют специальный режим хранения и доступа. Представление банком документов по запросу инспекции не является нарушением банковской тайны, так как сведения передаются государственному органу, также сохраняющему тайну в отношении представленных сведений.
Аналогичная позиция содержится в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.02.2017 N 220-О.
Доказательств использования или намерения использовать Инспекцией полученную информацию вне связи с защитой публичного интереса Обществом не представлено.
Ссылка заявителя на судебную практику по другим делам также отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку в рассматриваемых делах установлены иные фактические обстоятельства и иная правовая ситуация.
При таких обстоятельствах, суды двух инстанций правомерно признали оспариваемые действия Инспекции соответствующим налоговому законодательству Российской Федерации и не установили нарушения прав и законных интересов Общества.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств дела, а также иное толкование правовых норм не свидетельствуют о неправильном их применении судами при разрешении данного спора.
Поскольку при рассмотрении нормы материального и процессуального права применены правильно, основания для отмены обжалуемых судебных актов у кассационного суда отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт Петербурга и Ленинградской области от 26.10.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного суда от 11.01.2018 по делу N А56-54459/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЕвроСтройСервис"- без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.