г. Санкт-Петербург |
|
23 апреля 2018 г. |
Дело N А13-5140/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.04.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.04.2018.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кудина А.Г.,
судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 17.04.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ольга" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.08.2017 (судья Киров С.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2017 (судьи Осокина Н.Н., Докшина А.Ю., Мурахина Н.В.) по делу N А13-5140/2017,
установил:
Управление Роспотребнадзора по Вологодской области в городе Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодещенском, Бабаевском районах, место нахождения: 162610, Вологодская область, город Череповец, улица Ломоносова, дом 42, ОГРН 1053500015580, ИНН 3525147418 (далее - Управление) в лице главного государственного санитарного врача по городу Череповцу, Череповецкому, Шекснинскому, Кадуйскому, Устюженскому, Чагодещенскому, Бабаевскому районах, обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о возложении обязанности на общество с ограниченной ответственностью "Ольга", место нахождения: 162560, Вологодская область, Шекснинский район, рабочий поселок Шексна, улица Ленина, дом 35, офис 1, ОГРН 1063536000637, ИНН 3524011118 (далее - Общество), исполнить законные требования законодательства в части соблюдения санитарных правил.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Митрофанова А.А.
Решением суда первой инстанции от 30.08.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.12.2017, требование Управления удовлетворено - на Общество возложена обязанность не допускать загрузку материалов, продукции для помещений общественного назначения - магазина розничной продажи продовольственных товаров "Ольга", расположенного на первого этаже жилого многоквартирного дома 13 на улице Труда в поселке Шексна Вологодской области.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Управление в отношении Общества провело административное расследование, в ходе которого установило, что Общество при осуществлении деятельности розничной продажи товаров в магазине "Ольга", расположенном на первом этаже вышеназванного многоквартирного дома производит загрузку продукции в магазин со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры граждан.
Тем самым Общество нарушает требования статьи 11, пункта 1 статьи 24 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), пункта 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", пункта 2.4 Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01".
Постановлением Шекснинского районного суда Вологодской области от 23.05.2016 Общество привлечено к административной ответственности по статье 6.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.
В целях устранения Обществом названных нарушений, Управление обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций, посчитав требование Управления законным и обоснованным, заявление удовлетворили.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Право граждан на благоприятную среду обитания закреплено также в статье 8 Закона N 52-ФЗ. В соответствии с названным Федеральным законом полномочия по разработке, утверждению и введению в действие санитарных правил, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, предоставлено федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, реализуя полномочия, предоставленные ему Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (пункт 1 статьи 38, пункты 1, 3 статьи 39), Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 (пункты 2, 3), своим постановлением от 10.06.2010 N 64 утвердил и ввел в действие с 18.08.2010. СанПиН 2.1.2.2645-10.
В силу пункта 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 загрузка материалов, продукции для помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять с торцов жилых зданий, не имеющих окон; из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров; со стороны магистралей.
Названное положение Правил не регулирует погрузочно-разгрузочную деятельность, а определяет правила выполнения работ (загрузка материалов, продукции для помещений общественного назначения), оказывающих шумовое и иное воздействие (загрязнение атмосферного воздуха и др.) на человека и окружающую среду и тем самым непосредственно влияющих на условия проживания в жилых зданиях, в которых расположены эти помещения.
Такие требования к эксплуатации помещений общественного назначения, расположенных в жилых зданиях, направлены на обеспечение безопасных для человека условий быта и отдыха, утверждены и введены в действие в рамках компетенции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, основанной на положениях Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (статьи 1, 24, 38).
Вышеупомянутым законом индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать эти требования, а при их нарушении обязаны приостановить или прекратить свою деятельность или работу соответствующих подразделений, выполнение отдельных работ и оказание услуг (абзац второй статьи 11, пункт 2 статьи 24, пункт 3 статьи 39), что согласуется с положениями части 2 статьи 74 Конституции Российской Федерации, предусматривающей введение ограничения перемещения товаров, и услуг только федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.11.2012 N АПЛ12-636.
В данном случае судебные инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, установили несоблюдение Обществом санитарного законодательства Российской Федерации - загрузка продукции для помещений общественного значения (магазина) производится со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры граждан. Данное обстоятельство Обществом не оспаривается.
Также судебные инстанции, учитывая постановление Шекснинского районного суда Вологодской области от 23.05.2016, сочли, что Общество неспособно или не желает исключить из своей дальнейшей деятельности данные нарушения санитарного законодательства Российской Федерации.
Судебные инстанции не установили невозможность Обществом в силу непреодолимых объективных причин устранить выявленные нарушения санитарного законодательства и осуществлять загрузку товаров не со стороны двора жилого дома.
Суды правомерно указали, что допущенные со стороны Общества нарушения несут в себе общественную опасность, создают реальную угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем продолжение деятельности ответчика в таких условиях может нанести существенный вред охраняемым интересам личности, общества и государства.
Ввиду изложенного суды двух инстанции обоснованно удовлетворили требования Управления.
Несогласие Общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.08.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2017 по делу N А13-5140/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ольга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.