10 мая 2018 г. |
Дело N А56-18272/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Ломакина С.А., Серовой В.К.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ивангородский водоканал" Гамаенко О.Б. (доверенность от 29.12.2017 N 101), от акционерного общества "Газпром теплоэнерго" Лобановой В.Ю. (доверенность от 17.01.2018 N 18-01-17-13),
рассмотрев 10.05.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Газпром теплоэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.08.2017 (судья Сайфуллина А.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2017 (судьи Жукова Т.В., Попова Н.М., Смирнова Я.Г.) по делу N А56-18272/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ивангородский водоканал", место нахождения: 188490, Ленинградская область, Кингисеппский район, город Ивангород, Механическая улица, дом 3, литера А, ОГРН 1084707000069, ИНН 4707026586 (далее - Водоканал), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Газпром теплоэнерго", место нахождения: 119526, Москва, проспект Вернадского, дом 101, корпус 3, ОГРН 1035000920855, ИНН 50030046281 (далее - Общество), о взыскании 322 758 руб. 88 коп. платы за сброс загрязняющих веществ в сентябре 2016 года.
Решением от 09.08.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.11.2017, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы считает, что суды, руководствуясь при рассмотрении настоящего спора решением Совета депутатов муниципального образования "Город Ивангород" от 17.04.2013 N 8 "Об утверждении условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему хозбытовой канализации города Ивангород в новой редакции" (далее - Решение), не учли, что оно принято неуполномоченным органом, поскольку утверждение порядка взимания платы за сброс загрязняющих веществ на территории Ленинградской области отнесено к исключительной компетенции Правительства Ленинградской области. Податель жалобы также обращает внимание на то, что пункт 5.3 Решения, не соответствуют пункту 20 приложения N 1 постановления Правительства Ленинградской области от 30.12.2004 N 326 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области" (далее - Постановление N 326), а также иным нормативно-правовым актам, регулирующим спорные правоотношения. Податель жалобы отмечает, что результат отбора проб оформлен с нарушением пункта 6.3 ГОСТа Р 51592-2000, так как в акте отбора не указаны климатические условия в день отбора проб и координаты мест отбора.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Водоканал (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и Общество (абонент) заключили договор от 01.09.2014 N 71 (в редакции протокола окончательного урегулирования разногласий от 01.12.2014), по условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду и осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.
В соответствии с пунктом 3.5 договора размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Ленинградской области, органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3.6 договора в случае сброса загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации с превышением допустимой концентрации, загрязняющих веществ запрещенных и (или) несогласованных к сбросу, за фактически установленный залповый сброс по любому из видов загрязняющих веществ размер платы за сброс устанавливается с учетом решений органов местного самоуправления; стоимость услуг по водоотведению (приему сточных вод) в состав платы за сброс не входит. Перечень веществ, запрещенных к сбросу в канализацию, определяется Решением.
Согласно пункту 9.2 договора сведения о нормативах допустимых сбросов и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента, приведены в приложении N 8 к договору. В этом приложении стороны согласовали перечень загрязняющих веществ и показатель их допустимых концентраций (том дела 1, оборот листа 28).
В соответствии с пунктом 5.3 Решения плата за сброс загрязняющих веществ, превышающих по своим показателям допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, устанавливается из расчета пятикратного тарифа за услуги по приему сточных вод, умноженного на объем фактически сброшенных сточных вод за расчетный период, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
Водоканал в присутствии представителя Общества 20.09.2016 произвел отбор проб его сточных вод, по результатам которого составлен акт от 20.09.2016 N 96.
По результатам лабораторных исследований, подтвержденных протоколом от 28.09.2016 N 82, выявлено превышение над допустимой концентрацией загрязняющих веществ по следующим показателям: ион аммония (азот аммонийный), нитрит - ион (азот нитритный), фосфат-ион (фосфаты по Р), хлориды, железо общее, медь (том дела 1, оборот листа 38).
На основании указанных результатов Водоканал, руководствуясь Решением, рассчитал плату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сентябре 2016 года и выставил Обществу счет на сумму 322 758 руб. 88 коп.
В направленной Обществу претензии от 07.02.2017 N 144 Водоканал потребовал уплатить указанную сумму. Эта претензия получена Обществом 14.02.2017.
Поскольку в добровольном порядке данное требование Общество не удовлетворило, Водоканал обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав иск обоснованным по праву и размеру, удовлетворил его.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция пришла к следующим выводам.
Правоотношения сторон по водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416 - ФЗ).
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 416-ФЗ по договору холодного водоснабжения организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
В силу части 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
В соответствии со статьей 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 22 статьи 2 Закона N 416-ФЗ состав и свойства сточных вод - это совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические и другие свойства сточных вод, в том числе концентрацию загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в сточных водах.
В силу части 1 статьи 26 Закона N 416-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Частью 1 статьи 30 Закона N 416-ФЗ установлено, что контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации.
Пунктами 61 и 70 названных Правил предусмотрено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 20 приложения N 1 к Постановлению N 326 плата за сброс загрязняющих веществ, запрещенных и(или) не согласованных к сбросу в системы коммунальной канализации, а также за фактически установленный залповый сброс по любому из видов загрязняющих веществ и(или) нормативных показателей общих свойств сточных вод устанавливается из расчета пятикратного тарифа за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, умноженного на объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за расчетный период, в котором зафиксировано нарушение. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб, но не более одного месяца.
Как указывалось выше, в пункте 5.3 Решения определено, что плата за сброс загрязняющих веществ, превышающих по своим показателям допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, устанавливается из расчета пятикратного тарифа за услуги по приему сточных вод, умноженного на объем фактически сброшенных сточных вод за расчетный период, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
Вопреки утверждению подателя жалобы, плата за сброс сточных вод с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ начислена Водоканалом на основании Постановления N 326 и принятого в соответствии с ним Решения. Доказательств признания недействительным Решения в установленном порядке не представлено.
Приведенный в кассационной жалобе довод о нарушении пункта 6.3 ГОСТа Р 51592-2000, отклоняется судом кассационной инстанции.
На момент проведения проверки и составления акта (20.09.2016) указанный ГОСТ утратил силу (с 15.02.2015) в связи с изданием Приказа Росстандарта от 29.11.2012 N 1513-ст.
Общие требования к отбору проб предусмотрены взамен введенным в действие ГОСТом 31861-2012.
Согласно пункту 6.3 ГОСТа 31861-2012, результаты отбора проб заносят в акт об отборе, который должен содержать следующую информацию: расположение и наименование места отбора проб с координатами и любой другой информацией о местонахождении; дату отбора; метод отбора; время отбора; климатические условия окружающей среды при отборе проб (при необходимости); температуру воды при отборе пробы (при необходимости); метод подготовки к хранению (при необходимости); цель исследования воды; другие данные в зависимости от цели отбора проб; должность, фамилию и подпись исполнителя. Таким образом, определенная процедура отбора проб, их исследования, документирования и оформления результатов является обязательной.
В настоящем случае содержание спорного акта свидетельствует о соблюдении Водоканалом нормативных требований при осуществлении отбора проб сточных вод, включая ГОСТ 31861-2012.
При рассмотрении спора Общество не оспаривало то обстоятельство, что пробы взяты в согласованном сторонами месте отбора проб (приложение N 5 к договору). Каких-либо отметок о несоответствии места отбора проб представитель Общества на акте не сделал.
В гражданском законодательстве закреплена презумпция добросовестности участников гражданских правоотношений. То есть предполагается, что при выполнении своих обязанностей при отборе проб Водоканал действовал добросовестно с соблюдением технических требований и установленных регламентов, пока указанное не опровергнуто Обществом (часть 1 статьи 9, статья 41, часть 1 статьи 65, часть 3.1 и 5 статьи 70 АПК РФ).
Принимая во внимание изложенное, у судов не было оснований для отказа в иске.
Кассационная инстанция считает, что при рассмотрении дела суды полно и объективно установили фактические обстоятельства, правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим основания для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.08.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2017 по делу N А56-18272/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Газпром теплоэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.