17 мая 2018 г. |
Дело N А21-6791/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б., Подвального И.О.,
при участии от акционерного общества "ТОРФОПРЕДПРИЯТИЕ "Нестеровское" генерального директора Чмыхова Д.Г. (протокол заседания Совета директоров от 20.12.2017 N 03-04/12/2017) и Андреева А.В. (доверенность от 01.09.2017),
рассмотрев 15.05.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "ТОРФОПРЕДПРИЯТИЕ "Нестеровское" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2017 по делу N А21-6791/2017 (судьи Колосова Ж.В., Горбик В.М., Полубехина Н.С.),
установил:
Акционерное общество "ТОРФОПРЕДПРИЯТИЕ "Нестеровское", место нахождения: 238010, Калининградская область, Нестеровский район, поселок Зеленое, дом 2, ОГРН 1023900550728, ИНН 3920000247 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, 236007, город Калининград, улица Д. Донского, дом 1, ОГРН 1153926037165, ИНН 3906976260 (далее - Министерство), во внесении изменений в договор аренды лесного участка от 29.02.2016 N 274-т (Договор N 274-т) в части расчета арендной платы и отказа от подписания дополнительного соглашения от 13.06.2017 к Договору N 274-т на условиях Общества. В качестве восстановления нарушенного права Общества, обязать Министерство подписать дополнительное соглашение от 13.06.2017 к Договору N 274-т на условиях Общества.
Решением суда первой инстанции от 28.09.2017 (судья Любимова С.Ю.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 27.12.2017 указанное решение отменено, в удовлетворении требований Общества отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение апелляционной инстанцией норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе. По мнению Общества выводы суда апелляционной инстанции о применении норм права сделаны без учета целей его обращения к Министерству (увеличение размера площади земельного участка, согласование расчета арендной платы); вывод суда апелляционной инстанции о применении при определении размера арендной платы в отношении спорного участка наряду с понижающим поправочным коэффициентом, предусмотренным пятым абзацем примечания 8 к таблице N 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) других поправочных коэффициентов не соответствует буквальному и системному толкованию норм права, регулирующих плату за аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности и обстоятельствам дела.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в жалобе.
Министерство о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность постановления апелляционного суда проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 29.02.2016 между Агентством по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области (правопредшественник Министерства, арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен Договор N 274-т о предоставлении в аренду лесного участка площадью 55,43 га с условным номером 27:218:05:0015 в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
Общество обратилось в Министерство с заявлением от 20.04.2017 о подписании дополнительного соглашения к договору аренды в части, касающейся изменения площади лесного участка на 239,57 га для разработки полезных ископаемых (торфоразработок) торфоместорождения "Торфхаус".
Министерство 20.06.2017 направило в адрес Общества проект дополнительного соглашения к договору аренды, согласно которому удовлетворено заявление Общества об изменении площади лесного участка, при этом Министерство предложило изменить порядок расчета платы за использование арендуемого участка.
Так, согласно новому расчету арендной платы (приложение N 5 к Договорау N 274-т) за период с 01.01.2017 по 12.06.2017 устанавливается ставка платы в размере 4 504 руб. 07 коп. за гектар; повышающий коэффициент в соответствии с бюджетным законодательством - 1,31; поправочный коэффициент, учитывающий целевое назначение лесов - 4; поправочный коэффициент в отношении просек - 0,5; поправочный коэффициент в отношении частей участка, занятых торфоразработками - 0,1. За период с 13.06.2017 по 31.12.2017, за 2018 год, за 2019 год (приложения N 6, 7, 8) расчет арендной платы выглядит следующий образом: ставка платы за единицу площади лесного участка в отношении мягколиственного хозяйства в размере 4 504 руб. 07 коп. за гектар, в отношении хвойного хозяйства - 4 714 руб. 42 коп. за гектар, в отношении участка с лесными культурами - 7 682 руб. 06 коп. за гектар; повышающий коэффициент в соответствии с бюджетным законодательством - 1,31 (с 2018 года - 1,37, с 2019 года - 1,43); поправочный коэффициент, учитывающий целевое назначение лесов - 4; поправочный коэффициент в отношении просек - 0,5, с применением наименьшего размера ставки платы в размере 4 504 руб. 07 коп. за гектар; поправочный коэффициент в отношении частей участка, занятых торфоразработками - 0,1 с применением наименьшего размера ставки платы, установленного для субъекта Российской Федерации в размере 4 504 руб. 07 коп. за гектар.
Не согласившись с названным расчетом и полагая, что применению подлежат лишь ставки и коэффициенты, указанные в Постановлении N 310, Общество предложило Министерству принять иной порядок исчисления платы за пользование участком с применением следующих ставок и коэффициентов: ставки платы, установленной для Калининградской области для мягколиственных древесных пород - 4 504 руб. 07 коп. за гектар в год, - с применением наименьшего размера ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), с коэффициентом равным значению 0,1; ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности в 2017 году с коэффициентом 1,31 (пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2016 N 1350 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"), в 2018 году - 1,37, в 2019 году - 1,43.
Однако, письмом от 02.08.2017 Министерство сообщило Обществу о невозможности заключения дополнительного соглашения к Договору N 274-т на условиях, предложенных Обществом.
Ссылаясь на то, что отказ в изменении условий Договора аренды является необоснованным, нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, заявитель обратился с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Оценив правомерность заявленных требований применительно к положениям 24 главы АПК РФ, суд первой инстанции посчитал их подлежащими удовлетворению, поскольку пришел к выводу о том, что Общество доказало несоответствие предложенных Министерством договорных условий о цене арендной платы императивным положениям лесного законодательства и регулируемым ценам.
Апелляционный суд, повторно рассмотрев представленные в материалы дело доказательства, не согласился с указанным выводом, установил, что Обществом не доказана обоснованность требований об изменении условий Договора N 274-т на предложенную им редакцию и в связи с этим отменил решение и отказал в удовлетворении заявления.
Заслушав пояснения представителей Общества, изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность постановления, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Из положений статей 197, 198, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых отнесены к виду использования лесов.
В силу части 2 статьи 43 ЛК РФ для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются в аренду.
Как предусмотрено статьей 74 ЛК РФ (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям), для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения торгов (часть 3); заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса (часть 9); порядок подготовки договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и его заключения утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 10).
Как установили суды первой и апелляционной инстанций между сторонами заключен Договор N 274-т.
В силу статьи 74.1 ЛК РФ изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено указанным Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором.
Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа (часть 1 статьи 451 ГК РФ).
Соглашение об изменении условий договора в соответствии с пунктом 1 статьи 452 ГК РФ совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Суд апелляционной инстанции установил, что допустимые доказательства иного качественного состояния участка лесного фонда, его изменения с момента заключения Договора N 274-т Обществом в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представлены, обоснованность требований об изменении условий Договора N 274-т на предложенную им редакцию не доказана, и учитывая избранный способ защиты и невозможность восстановления предполагаемого нарушения предложенным Обществом способом, правомерно отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявления.
Кроме того, суд кассационной инстанции поддерживая постановление апелляционной инстанции принимает во внимание установленное ею обстоятельство о том, что в соответствии со сведениями государственного лесного реестра и таксационным описанием испрашиваемый в пользование лесной участок большей площади отнесен к защитным лесам - лесам, расположенным в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах. Данное обстоятельство подтверждается пунктом 164 Постановления Правительства Калининградской области от 02.08.2012 N 583, согласно которому все леса, расположенные на землях лесного фонда Калининградской области, отнесены к защитным лесам.
Частью 2 статьи 6 ЛК РФ установлено, что использование, охрана, защита и воспроизводство лесов осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
В силу статьи 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 109 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 102 ЛК РФ к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 названного Кодекса.
Как указано в части 4 статьи 12 ЛК РФ, защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В силу части 5 статьи 102 ЛК РФ в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
В соответствии с частью 1 статьи 43 ЛК РФ использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 названного Кодекса.
Статьей 21 ЛК РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для разработки месторождений полезных ископаемых (пункт 2 части 1); перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов (часть 7).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р утвержден перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, согласно пункту 2 которого предприятия по добыче торфа включены в состав объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления работ по разработке месторождений полезных ископаемых в защитных лесах, относящихся к категории защитных полос лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации (подпункт "б" пункта 3 части 2 статьи 102 Кодекса), а также в эксплуатационных и в резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов.
Таким образом, размещение предприятия по добыче торфа в защитных лесах, не относящихся к указанной категории, противоречит лесному законодательству и несовместимо с целевым назначением и полезными функциями ценных лесов.
Доказательств того, что испрашиваемые Обществом участки находятся в защитных лесах, относящихся к категории защитных полос лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также в эксплуатационных и в резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов, в материалах дела не имеется.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены постановления не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2017 по делу N А21-6791/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "ТОРФОПРЕДПРИЯТИЕ "Нестеровское" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.