Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 мая 2018 г. N Ф07-2570/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
27 декабря 2017 г. |
Дело N А21-6791/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Колосовой Ж.В.
судей Горбик В.М., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лужинской В.А.
при участии:
от заявителя: представитель Андреев А.В. по доверенности от 01.09.2017, генеральный директор Смыхов Д.Г. на основании протокола заседания Совета директоров от 10.07.2017
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29673/2017) Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.09.2017 по делу N А21-6791/2017 (судья С.Ю.Любимова), принятое
по заявлению АО "Торфопредприятие "Нестеровское"
к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области
о признании,
установил:
Акционерное общество "Торфопредприятие "Нестеровское" (ОГРН 1023900550728, место нахождения: 238010, Калининградская область, Нестеровский район, пос. Зеленое, 2, далее - АО "Торфопредприятие "Нестеровское", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области (ОГРН 1153926037165, место нахождения: 236007, г. Калининград, ул. Д. Донского, 1) (далее - Министерство) во внесении изменений в договор аренды лесного участка N 274-т от 29.02.2016 в части расчета арендной платы и отказа от подписания дополнительного соглашения от 13.06.2017 к договору аренды лесного участка N 274-т от 29.02.2016 на условиях АО "Торфопредприятие "Нестеровское". В качестве восстановления нарушенного права АО "Торфопредприятие "Нестеровское" просило обязать Министерство подписать дополнительное соглашение от 13.06.2017 к договору аренды лесного участка N 274-т от 29.02.2016 на условиях АО "Торфопредприятие "Нестеровское".
Решением Арбитражного суда от 28.09.2017 заявленные требования удовлетворены.
Министерство обжаловало решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления, в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, а также несоответствием изложенных в решении выводов обстоятельствам дела.
По мнению Министерства, Общество не доказало обоснованности предложенного расчета арендной платы, поскольку последний не учитывает качественного состоянии лесных ресурсов, кроме того, составлен без учета поправочных коэффициентов, в связи с чем оснований для удовлетворения требований не имелось.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в отзыве, полагал расчет Министерства противоречащим императивным положениям лесного законодательства, а также регулируемым ценам на аренду лесных участков, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство своего представителя в судебное заседание не направило, жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение представителя Общества, апелляционный суд установил следующее.
29.02.2016 между Агентством по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области (правопредшественник Министерства, арендодатель) и АО "Торфопредприятие "Нестеровское" (арендатор) заключен договор N 274-т аренды лесного участка площадью 55,43 га с условным номером 27:218:05:0015, предоставленного в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых (далее - Договор аренды).
АО "Торфопредприятие "Нестеровское" обратилось в Министерство с заявлением от 20.04.2017 о подписании дополнительного соглашения к договору аренды в части, касающейся изменения площади лесного участка на 239,57 га для разработки полезных ископаемых (торфоразработок) торфоместорождения "Торфхаус".
20.06.2017 Министерство направило в адрес АО "Торфопредприятие "Нестеровское" проект дополнительного соглашения к договору аренды, согласно которому удовлетворено заявление Общества об изменении площади лесного участка, при этом Министерство предложило изменить порядок расчета платы за использование арендуемого участка.
Так, согласно новому расчету арендной платы (приложение N 5) за период с 01.01.2017 по 12.06.2017 устанавливается ставка платы в размере 4 504 руб. 07 коп. за гектар; повышающий коэффициент в соответствии с бюджетным законодательством - 1,31; поправочный коэффициент, учитывающий целевое назначение лесов - 4; поправочный коэффициент в отношении просек - 0,5; поправочный коэффициент в отношении частей участка, занятых торфоразработками - 0,1. За период с 13.06.2017 по 31.12.2017, за 2018 год, за 2019 год (приложения N 6, 7, 8) расчет арендной платы выглядит следующий образом: ставка платы за единицу площади лесного участка в отношении мягколиственного хозяйства в размере 4 504 руб. 07 коп. за гектар, в отношении хвойного хозяйства - 4 714 руб. 42 коп. за гектар, в отношении участка с лесными культурами - 7 682 руб. 06 коп. за гектар; повышающий коэффициент в соответствии с бюджетным законодательством - 1,31 (с 2018 года - 1,37, с 2019 года - 1,43); поправочный коэффициент, учитывающий целевое назначение лесов - 4; поправочный коэффициент в отношении просек - 0,5, с применением наименьшего размера ставки платы в размере 4 504 руб. 07 коп. за гектар; поправочный коэффициент в отношении частей участка, занятых торфоразработками - 0,1 с применением наименьшего размера ставки платы, установленного для субъекта Российской Федерации в размере 4 504 руб. 07 коп. за гектар.
Не согласившись с названным расчетом и полагая, что применению подлежат лишь ставки и коэффициенты, указанные в постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", Общество предложило Министерству принять иной порядок исчисления платы за пользование участком с применением следующих ставок и коэффициентов: ставки платы, установленной для Калининградской области для мягколиственных древесных пород - 4 504 руб. 07 коп. за гектар в год, - с применением наименьшего размера ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), с коэффициентом равным значению 0,1; ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности в 2017 году с коэффициентом 1,31 (пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2016 N 1350 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности), в 2018 году -1,37, в 2019 году - 1,43.
Однако, письмом от 02.08.2017 Министерство сообщило Обществу о невозможности заключения дополнительного соглашения к договору аренды на условиях, предложенных Обществом.
Ссылаясь на то, что отказ в изменении условий Договора аренды является необоснованным, нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, Заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд полагает его подлежащим отмене в связи со следующим.
Из положений статей 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Оценив правомерность заявленных требований применительно к положениям 24 главы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции посчитал их подлежащими удовлетворению, поскольку пришел к выводу о том, что Общество доказало несоответствие предложенных Министерством договорных условий о цене арендной платы императивным положениям лесного законодательства и регулируемым ценам.
Апелляционный суд, повторно рассмотрев представленные в материалы дело доказательства, не может согласиться с указанным выводом в связи со следующим.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено указанным Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором.
Соглашение об изменении условий договора в соответствии с пунктом 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
В силу пункта 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации и договором аренды участка лесного фонда.
В соответствии с частью 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, а также ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
Из положений Постановления N 310 следует, что размер ставки платы находится в прямой зависимости от качественного и количественного состояния лесных насаждений, видов и целей использования лесного участка, от вида и от объемов предоставляемых в пользование лесных ресурсов.
Приложением к указанному Постановлению N 310 является Таблица N 14, в которой определены ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых (далее - Таблица N 14).
Кроме того, ставки арендной платы и поправочные коэффициенты к ним установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2016 N 1350 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности". Определение подлежащих применению ставок, коэффициентов производится исходя из характеристик арендуемого лесного участка.
Из материалов дела следует, что лесной участок расположен в границах торфяного месторождения "Торфхаус" на территории болота "Торфхаус" с промышленными залежами торфа.
В то же время в соответствии со сведениями государственного лесного реестра и таксационным описанием испрашиваемый в пользование лесной участок большей площади отнесен к защитным лесам - лесам, расположенным в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах.
Кроме того, в соответствии с разъяснениями Рослесхоза о применении поправочных коэффициентов к ставкам платы (письмо от 31.05.2012 N АБ-04-47/5987) поправочные коэффициенты к ставкам платы в отношении эксплуатационных и защитных лесов (п.п. 1-7 примечаний к таблице N 14 Постановления N 310) применяются независимо от того, располагаются ли на лесном участке лесные насаждения, предназначен ли лесной участок для восстановления лесной растительности или нет, занят ли лесной участок гарями, вырубками, прогалинами, пустырями, болотами.
Следовательно, применение коэффициента 0,1 осуществляется наряду с применением коэффициентов, связанных с целевым назначением лесов, категориями защитных лесов, наличием особо защитных участков лесов, а также с учетом крутизны склона свыше 20 градусов.
Согласно позиции Рослесхоза, изложенной в письме от 20.07.2017 N ЕК-07-27/10043, абзац 5 примечания 8 к таблице 14 Постановления N 310 не отменяет и не исключает применения поправочных коэффициентов для защиты лесов, установленных примечаниями 1 -6 к таблице 14 Постановления N 310.
По мнению апелляционной коллегии, то обстоятельство, что примечание к Таблице N 14 Постановления N 310 прямо не содержит указаний на применение помимо понижающего коэффициента 0,1 (абзац 5 пункта 8 примечаний) иных повышающих коэффициентов, предусмотренных примечанием к Таблице N 14, не свидетельствует о том, что данные коэффициенты не подлежат применению при наличии условий, приведенных в примечаниях 1-6 к таблице 14 Постановления N 310.
Абзацем 4 примечания 8 к таблице 14 Постановления N 310 установлено, что при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых просеками, дорогами, болотами (за исключением разработки месторождений торфа), каменистыми россыпями, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации, с коэффициентом 0,5.
Как следует из материалов дела, наличие на лесном участке просек и канав, не было учтено в предложенном Обществом расчете арендной платы, что привело не только к установлению необоснованно размера арендной платы за вновь испрашиваемый в пользование лесной участок, но и к уменьшению платы за пользование участком, ранее предоставленным по Договору аренды.
При этом, как следует из приложения N 4 к Договору аренды, арендная плата за использование ранее предоставленного участка площадью 55,43 га была рассчитана с учетом наличия на участке просек, канав с применением к соответствующей площади коэффициента 0,5.
Однако, в новом расчете Общества для площади увеличенного участка, включающего в себя и 55,43 га первоначально предоставленных до Договору аренды, Общество исключило и части лесного участка, занятого просеками, и, как следствие, исключило применение коэффициента 0,5, что явно противоречит нормам действующего законодательства, в том числе и требованиям статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как повлекло за собой фактически изменение условий Договора аренды, ранее подписанного сторонами.
В то же время допустимые доказательства иного качественного состояния участка лесного фонда, его изменения с момента заключения Договора аренды Обществам в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены.
Учитывая изложенное, следует признать, что Обществом обоснованности требований об изменении условий Договора аренды на предложенную им редакцию не доказано.
Поскольку Общество избрало способ защиты нарушенного права заявление требований в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, следует признать, что правовых оснований для удовлетворения заявления у суда первой инстанции не имелось, поскольку права Общества не могут быть восстановлены подписанием дополнительного соглашения к Договору аренды на условиях, предложенных Обществом.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении заявления следует отказать.
Расходы по делу распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.09.2017 по делу N А21-6791/2017 отменить.
В удовлетворении требований акционерного общества "Торфопредприятие "Нестеровское" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ж.В. Колосова |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6791/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 мая 2018 г. N Ф07-2570/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Торфопредприятие "Нестеровское"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области