17 мая 2018 г. |
Дело N А66-12204/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Александровой Е.Н., Корабухиной Л.И.,
рассмотрев 10.05.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Тверского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тверской области от 29.08.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2018 по делу N А66-12204/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Марлен-Фарма", место нахождения: 170100, г. Тверь, бульв. Радищева, д. 40, ОГРН 1026900578561, ИНН 6905043227 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к государственному учреждению - Тверскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 170008, г. Тверь, ул. Ротмистрова, д. 3, ОГРН 1026900510801, ИНН 6903005360 (далее - Фонд), о признании недействительным уведомления от 26.04.2017 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о возложении на Фонд обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, а также о возмещении расходов по уплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 29.08.2017, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2018, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить судебные акты, принять новый - об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Податель жалобы считает, что суды не учли внесенные с 01.01.2017 изменения в пункт 13 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713), требования Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55). Фонд считает, что, руководствуясь пунктом 5 Порядка N 55, правомерно установил размер страхового тарифа исходя из вида экономической деятельности, который имеет более высокий класс профессионального риска из всех осуществляемых Обществом видов экономической деятельности, поскольку страхователь представил документы в подтверждение основного вида экономической деятельности позднее установленного срока.
Общество направило отзыв на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество в соответствии со статьями 3 и 6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закона N 125-ФЗ) является страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и плательщиком страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Общество в нарушение Закона N 125-ФЗ и Порядка N 55 не представило в срок до 17.04.2017 документы, необходимые для установления ему страхового тарифа для целей уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Фонд установил этот тариф самостоятельно в размере 0,60% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных лиц, исходя из основного вида деятельности "Хранение и складирование прочих грузов", соответствующего 5-му классу профессионального риска.
Соответствующее уведомление от 26.04.2017 было направлено Обществу.
Общество оспорило уведомление в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные Обществом требования. Суды признали, что в рассматриваемом случае Фонд неправильно определил размер страхового тарифа исходя из указанного им вида экономической деятельности, имеющего более высокий класс профессионального риска, поскольку Общество этот вид деятельности не осуществляет, документально подтвердил осуществляемый им вид деятельности.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает выводы судов правильными ввиду следующего.
Согласно статье 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В соответствии со статьями 20.1, 21, 22 Закона 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
Согласно пункту 11 Правил N 713 основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Минздравсоцразвития России.
В силу пункта 8 Правил N 713 экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Основной вид экономической деятельности коммерческой организации - это тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9).
В силу пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно.
Для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации документы: а) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 Порядка; б) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 Порядка; в) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства) (пункт 3 Порядка).
Территориальный орган Фонда в двухнедельный срок с даты представления документов, указанных в пункте 3 Порядка N 55, уведомляет страхователя об установленном ему с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем классу профессионального риска основного вида экономической деятельности страхователя (пункт 4 Порядка).
Согласно пункту 5 Порядка N 55 (в редакции действующей с 25.02.2017) в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Поскольку пунктом 5 Порядка N 55 установлено, что при определении класса профессионального риска следует исходить из "осуществляемых видов экономической деятельности", то вид фактически осуществляемой юридическим лицом деятельности не может быть определен только на основании документов, в которых указаны сведения о видах экономической деятельности страхователя (учредительных документов, выписки из ЕГРЮЛ).
Как установлено судами, подтверждается материалами дела, на протяжении длительного периода времени - до 2017 года для Общества был установлен страховой тариф по его основному виду экономической деятельности по коду ОКВЭД 47.73 "торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках)" в размере 0,20%, что соответствует 1-му классу профессионального риска.
Действительно, заявление о подтверждении соответствующего вида деятельности с приложением соответствующих документов Общество представило 18.04.2017, то есть с нарушением установленного законом срока на один день.
Однако, указанные документы получены Фондом до вынесения им оспариваемого уведомления от 26.04.2017.
Кроме того, Фондом не опровергнуто, что в период своей деятельности Общество сдавало отчетность и уплачивало страховые взносы только по одному виду деятельности по страховому тарифу 0,20%.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об изменении страхователем основного вида деятельности.
Фонд не представил доказательств осуществления страхователем указанного в уведомлении от 26.04.2017 вида деятельности "хранение и складирование прочих грузов" (код по ОКВЭД 52.10.4).
Довод Фонда о том, что новая редакция пункта 5 Порядка N 55 предоставляет ему право устанавливать повышенный тариф только исходя из сведений ЕГРЮЛ, без установления фактически осуществляемой деятельности, является ошибочным, из содержания данного пункта не следует.
Фонд, устанавливая страхователю страховой тариф, должен исходить из деятельности, которую Общество осуществляло в действительности.
Такая деятельность определяется не только и не столько по данным ЕГРЮЛ, сведениями из которого в рассматриваемом случае воспользовался Фонд, а по итогам экономической деятельности страхователя в предыдущем году, с учетом ранее представляемых страхователем документов и сведений.
При этом непредставление Обществом документов, предусмотренных пунктом 3 Порядка N 55, не является самостоятельным и безусловным основанием для установления Обществу нового тарифа.
Судами установлено, что документы, подтверждающие основный вид экономической деятельности применительно к 1-му классу профессионального риска, представлены Обществом и приняты Фондом 18.04.2017, то есть до истечения срока, установленного пунктом 5 Порядка N 55 для уведомления страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, однако не были приняты Фондом во внимание.
Суды, исследовав обстоятельства и представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу, что у Фонда отсутствовали законные основания для изменения вида деятельности при выдаче Обществу уведомления на 2017 год и установления тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год в размере 0,60% к начисленной оплате труда, не соответствующего тому виду деятельности, который страхователь фактически осуществлял.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе Фонда, выводы судов первой и апелляционной инстанций не опровергают.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы Фонда.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 29.08.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2018 по делу N А66-12204/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Тверского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Е. Бурматова |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, Общество в соответствии со статьями 3 и 6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закона N 125-ФЗ) является страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и плательщиком страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Общество в нарушение Закона N 125-ФЗ и Порядка N 55 не представило в срок до 17.04.2017 документы, необходимые для установления ему страхового тарифа для целей уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
...
Согласно статье 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 мая 2018 г. N Ф07-4110/18 по делу N А66-12204/2017