28 мая 2018 г. |
Дело N А52-2993/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Бурматовой Г.Е., Лущаева С.В.,
при участии от Псковской таможни Волковой С.В. (доверенность от 21.12.2017 N 07-43/0309), Гавриловой Т.А. (доверенность от 23.01.2018 N 07-43/0111), от общества с ограниченной ответственностью "Себежский таможенный терминал" Иванова А.Н. (доверенность от 15.06.2016),
рассмотрев 22.05.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Псковской таможни на решение Арбитражного суда Псковской области от 24.10.2017 (судья Радионова И.М.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2018 (судьи Мурахина Н.В., Докшина А.Ю., Осокина Н.Н.) по делу N А52-2993/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Себежский таможенный терминал", место нахождения: 182250, Псковская обл., Себежский р-н, г. Себеж, Первомайская ул., д. 63А, ОГРН 1126027004399, ИНН 6027144018 (далее - ООО "Себежский таможенный терминал", Общество), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным решения Псковской таможни, место нахождения: 180000, город Псков, улица Воровского, дом 20, ОГРН 1026000979058, ИНН 6027019031 (далее - Таможня), от 19.04.2017 об отказе во включении в реестр владельцев складов временного хранения (далее - реестр владельцев СВХ).
Решением Арбитражного суда Псковской области от 24.10.2017, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2018, требования Общества удовлетворены, оспариваемое решение признано незаконным и отменено как несоответствующее таможенному законодательству, на Таможню возложена обязанность восстановить нарушенные права ООО "Себежский таможенный терминал" в установленном порядке в течение пяти дней с момента вступления решения в законную силу. Кроме того, с таможенного органа в пользу заявителя взыскано 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на нарушение судами двух инстанций норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт - об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению таможенного органа, принятое им решение об отказе ООО "Себежский таможенный терминал" во включении в реестр владельцев СВХ является обоснованным и отвечает всем требования таможенного законодательства, поскольку заявителем не соблюдены условия включения в указанный реестр. На территории склада оборудованы контрольно-пропускные пункты (далее - КПП) и, поскольку они являются объектами, связанными с функционированием складов временного хранения открытого типа, то их расположение возможно только в относящихся к недвижимости наземных зданиях или сооружениях, а в данном случае договоры аренды или свидетельство о государственной регистрации права собственности на КПП Обществом представлены не были. Выводы судов первой и апелляционной инстанций об обратном основаны на неверном толковании норм таможенного законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Таможни поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель ООО "Себежский таможенный терминал" возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Себежский таможенный терминал" на основании приказа Себежской таможни от 23.01.2014 N 69 включено в реестр владельцев СВХ (свидетельство о включении в реестр СВХ от 23.01.2014 N 10225/230114/10024/1). На территории склада временного хранения (далее - СВХ), принадлежащего Обществу на основании договора аренды земельного участка от 01.11.2013 N 139 и расположенного по адресу: 182250, Псковская область, город Себеж, Первомайская улица, дом 63А, с 23.01.2014 создана постоянная зона таможенного контроля.
Приказом Себежской таможни от 09.12.2016 N 1958 ООО "Себежский таможенный терминал" с 10.12.2016 исключено из реестра владельцев СВХ в связи с несоблюдением требований, предусмотренных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24 действовавшего в спорный период Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и подпунктом 1 пункта 6 статьи 70 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), а именно: в связи с непредставлением обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 74 Закона N 311-ФЗ.
Общество 20.03.2017 обратилось в Таможню с заявлением N 35 о выдаче свидетельства о включении в реестр владельцев СВХ на склад временного хранения открытого типа ООО "Себежский таможенный терминал", расположенный по адресу: Псковская область, город Себеж, улица Первомайская, дом 63А. К заявлению Общество приложило предусмотренные законом документы согласно описи, имеющейся в деле.
В связи с этим на основании статьи 119 ТК ТС и предписания Таможни от 10.04.2017 N 4 таможенным органом в присутствии директора Общества 12.04.2017 проведен таможенный осмотр помещений и территорий ООО "Себежский таможенный терминал" с целью обследования складских помещений и территории на предмет соответствия их требованиям таможенного законодательства при временном хранении товаров. По результатам осмотра составлены акт таможенного осмотра N 4 и План склада временного хранения с описанием.
По результатам рассмотрения заявления ООО "Себежский таможенный терминал" от 20.03.2017 N 35, на основании представленных Обществом документов, схем и по итогам проведенного осмотра помещений и территории на предмет исполнения требований к обустройству, оборудованию и месту расположения СВХ, предусмотренных статьей 71 Закона N 311-ФЗ, Таможня письмом от 19.04.2017 N 12-11/11808 отказала ООО "Себежский таможенный терминал" во включении его в реестр владельцев СВХ в связи с несоблюдением условий для включения в указанный реестр. В обоснование принятого решения, Таможня указала, что на территории склада оборудованы КПП и, поскольку они относятся к объектам, связанным с функционированием СВХ, то они должны располагаться только в наземных зданиях или сооружениях, относящихся к недвижимости. ООО "Себежский таможенный терминал" при обращении с заявлением о включении в реестр владельцев СВХ не представлены ни договор аренды недвижимого имущества, ни свидетельство о государственной регистрации права на данные сооружения (КПП).
Общество обратилось в Северо-Западное таможенное управление с жалобой на указанное решение. По результатам ведомственного контроля управление пришло к выводу об отсутствии оснований для признания решения таможенного органа об отказе во включении ООО "Себежский таможенный терминал" в реестр владельцев СВХ несоответствующим требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, о чем указано в заключении от 17.05.2017 N 10200000/170517/68-з.
Считая незаконным решение таможенного органа об отказе во включении в реестр владельцев СВХ, выраженное в письме от 19.04.2017 N 12-11/11808, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные участниками спора доказательства и их доводы, пришли к выводу об отсутствии у Таможни правовых и фактических оснований для отказа Обществу во включении его в реестр владельцев СВХ, поскольку ООО "Себежский таможенный терминал" соблюдены все установленные требования и представлены необходимые документы. Суды указали, что представление правоустанавливающих документов на спорные КПП в таможенный орган не требуется в связи с тем, что КПП не является объектом недвижимости и не отвечает понятию СВХ, так как предназначены не для хранения товаров, а для обеспечения контроля за перемещением товаров и транспортных средств через границы территории СВХ.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 23 ТК ТС владелец склада временного хранения - юридическое лицо государства - члена таможенного союза, отвечающее условиям, определенным статьей 24 настоящего Кодекса. Юридическое лицо признается владельцем склада временного хранения после включения в реестр владельцев складов временного хранения. Порядок включения в реестр владельцев складов временного хранения и исключения из этого реестра определяется законодательством государств - членов таможенного союза.
В статье 24 ТК ТС определены условия включения юридического лица в реестр владельцев складов временного хранения, к которым в числе прочего относятся: нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве склада временного хранения и отвечающих требованиям, установленным законодательством государств - членов таможенного союза (подпункт 1 пункта 1 статьи 24 ТК ТС); соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза (подпункт 5 пункта 1 статьи 24 ТК ТС).
В пункте 2 статьи 70 Закона N 311-ФЗ также указано, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 24 ТК ТС условием включения юридического лица в реестр владельцев складов временного хранения является нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве склада временного хранения и отвечающих требованиям, установленным статьей 71 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 статьи 71 Закона N 311-ФЗ помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.
Согласно пункту 4 статьи 71 Закона N 311-ФЗ к обустройству, оборудованию и месту нахождения склада временного хранения предъявляются следующие требования:
расположение помещений, предназначенных для склада временного хранения открытого типа, только в наземных зданиях или сооружениях, относящихся к недвижимости (подпункт 2);
наличие контрольно-пропускных пунктов и соответствующих средств обеспечения контроля за перемещением товаров и транспортных средств через границы территории склада временного хранения (подпункт 8).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 72 Закона N 311-ФЗ к заявлению о включении в реестр владельцев складов временного хранения прилагаются, в том числе, документы, подтверждающие право владения помещениями и (или) открытыми площадками, предназначенными для использования в качестве склада временного хранения.
Согласно пункту 14 Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра владельцев складов временного хранения, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы от 18.11.2011 N 2355 (далее - Административный регламент), таможенные органы не вправе требовать от заявителя: представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги; представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Включение юридических лиц в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, осуществляется на условиях, установленных соответственно статьями 13, 19, 24, 29, 34 Таможенного кодекса Таможенного союза и соответственно статьями 61, 67, 70, 76, 82 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 54 Закона N 311-ФЗ).
Таможенный орган принимает решение об отказе во включении в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в срок, не превышающий срока, указанного в части 6 настоящей статьи, в случаях несоблюдения условий включения в соответствующий реестр, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза и настоящим Федеральным законом, и (или) непредставления документов, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, а также в случае расхождения сведений в представленных документах со сведениями, указанными в заявлении о включении в соответствующий реестр. При непредставлении документов, подтверждающих предоставление таможенному органу обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, таможенный орган в течение 10 дней принимает решение об отказе во включении в соответствующий реестр. Решение об отказе во включении в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, доводится до руководителя или иного уполномоченного представителя юридического лица в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня принятия такого решения (пункт 12 статьи 54 Закона N 311-ФЗ).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Общество вместе с заявлением о включении в реестр владельцев СВХ представило в таможенный орган соответствующий пакет документов.
Из оспариваемого решения Таможни от 19.04.2017 следует, что основанием для отказа во включении ООО "Себежский таможенный терминал" в реестр владельцев СВХ явилось со ссылкой на подпункт 2 пункта 4 статьи 71 Закона N 311-ФЗ непредставление заявителем договоров аренды недвижимого имущества или свидетельств о государственной регистрации права на такие сооружения, как КПП, которые, по мнению таможенного органа, расположены на территории СВХ, являются наземными сооружениями и связаны с функционированием склада СВХ.
Проанализировав положения подпункта 1 пункта 1 статьи 24 ТК ТС и пункта 2 статьи 70 Закона N 311-ФЗ, суды указали, что условием включения юридического лица в реестр владельцев СВХ является нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве склада временного хранения и отвечающих требованиям, установленным статьей 71 Закона N 311-ФЗ.
Суды также правомерно отметили, что складом временного хранения является специально обустроенное и оборудованное помещение и открытая площадка, или только открытая площадка, предназначенные для хранения товаров. Сами помещения, предназначенные для склада временного хранения открытого типа, должны располагаться только в наземных зданиях или сооружениях, относящихся к недвижимости.
Вместе с тем требования пункта 4 статьи 71 Закона N 311-ФЗ о расположении помещений только в наземных зданиях или сооружениях, относящихся к недвижимости, относятся только к помещениям, предназначенным для склада временного хранения открытого типа, как это прямо следует из нормы. При этом оснований для отнесения ККП к помещениям, предназначенным для склада временного хранения открытого типа, вопреки доводам подателя жалобы, не имеется.
Из пункта 1 статьи 71 Закона N 311-ФЗ усматривается, что основным назначением помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве склада временного хранения, является обеспечение сохранности товаров, исключение доступа к ним посторонних лиц, а также обеспечение возможности проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.
Назначение же контрольно-пропускных пунктов указано в подпункте 8 пункта 4 статьи 71 Закона N 311-ФЗ - обеспечение контроля за перемещением товаров и транспортных средств через границы территории склада временного хранения.
Согласно пункту 2 статьи 71 Закона N 311-ФЗ к помещениям и (или) открытым площадкам, предназначенным для использования в качестве склада временного хранения, должна прилегать охраняемая территория с твердым покрытием (асфальтовое, бетонное либо иное покрытие подобного рода), оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, в том числе транспортных средств, перевозящих товары по территории Российской Федерации, в течение времени, необходимого для завершения таможенной процедуры таможенного транзита. Данное требование не применяется к помещениям и (или) открытым площадкам, предназначенным для использования в качестве склада временного хранения, который расположен в пункте пропуска и на который не будут доставляться товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Указанная территория является зоной таможенного контроля. Транспортные средства, перевозящие находящиеся под таможенным контролем товары, могут въезжать на указанную территорию в любое время суток.
На основании изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что КПП не отвечает понятию склада временного хранения, поскольку его предназначением является не хранение товаров, а обеспечение контроля за перемещением товаров и транспортных средств через границы территории склада временного хранения. Из приведенных выше нормативных положений не следует, что помещения ККП во всех случаях входят в состав помещений СВХ.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что ККП в состав помещений СВХ не входят, расположены не на территории СВХ, а перед въездом в зону таможенного контроля и до въезда на СВХ, что соответствует их предназначению.
Не имеется в деле и доказательств того, что спорные КПП являются объектами недвижимости и, соответственно, на них должны быть правоустанавливающие документы.
Согласно пункту 13 Административного регламента к заявлению должны быть приложены документы только на те помещения и открытые площадки, которые будут использованы как склад временного хранения.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела правоустанавливающие документы на помещение СВХ и на открытую площадку Обществом представлены, что не оспаривается таможенным органом.
Оснований требовать от заявителя представления таких документов на помещения КПП у Таможни не имелось, поскольку их представление не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения. Доводы кассационной жалобы об обратном основаны на неверном толковании закона, в связи с чем подлежат отклонению.
В данном случае фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, установлены судом первой инстанции и апелляционным судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права применены судами правильно, в связи с чем кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 24.10.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2018 по делу N А52-2993/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Псковской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.