Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 мая 2018 г. N Ф07-4764/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
06 февраля 2018 г. |
Дело N А52-2993/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 февраля 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
при участии от ответчика Гавриловой Т.А. по доверенности от 13.01.2018 N 07-43/0111, Красновой О.М. по доверенности от 21.12.2017 N 07-43/0308,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Псковской таможни на решение Арбитражного суда Псковской области от 24 октября 2017 года по делу N А52-2993/2017 (судья Радионова И.М.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Себежский таможенный терминал" (ОГРН 1126027004399, ИНН 6027144018; место нахождения: 182250, Псковская область, город Себеж, улица Первомайская, дом 63а; далее - общество, ООО "Себежский таможенный терминал") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Псковской таможне (ОГРН 1026000979058, ИНН 6027019031; место нахождения: 180000, город Псков, улица Воровского, дом 20; далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения от 19.04.2017 об отказе во включении в реестр владельцев складов временного хранения (далее - реестр владельцев СВХ).
Решением Арбитражного суда Псковской области от 24 октября 2017 года по делу N А52-2993/2017 заявленные требования удовлетворены.
Таможня с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Считает, что отказ обществу во включении в реестр владельцев СВХ соответствует требованиям Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ, Закон о таможенном регулировании) и положениям, действующего до 01.01.2018 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС). Ссылается также на то, что суд первой инстанции не принял во внимание доводы таможни о том, что договор аренды недвижимого имущества или иные документы, подтверждающие государственную регистрацию права на помещения контрольно-пропускных пунктов (далее - КПП), расположенных в наземных зданиях или сооружениях, относящихся к недвижимости, обществом не представлены.
ООО "Себежский таможенный терминал" в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей таможенного органа, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 23.01.2014 N 69 ООО "Себежский таможенный терминал" включено в реестр владельцев складов временного хранения, на территории склада временного хранения (далее - СВХ), принадлежащего обществу и расположенного по адресу: 182250, Псковская область, город Себеж, Первомайская улица, дом 63а. С 23.01.2014 создана постоянная зона таможенного контроля (том 2, листы 90-92).
В связи с этим обществу выдано свидетельство от 23.01.2014 N 10225/230114/10024/1 (том 2, лист 106).
В материалах дела также усматривается, что приказом исполняющего обязанности начальника Себежской таможни от 09.12.2016 N 1958 общество исключено из реестра владельцев СВХ на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 24 ТК ТС, подпункта 1 пункта 6 статьи 70 Закона N 311-ФЗ, а именно в связи с непредставлением обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии со статьей 74 Закона N 311-ФЗ (том 2, лист 75).
Общество 20.03.2017 обратилось в Псковскую таможню с заявлением (исх. N 35) о выдаче свидетельства о включении в реестр владельцев СВХ на склад временного хранения открытого типа ООО "Себежский таможенный терминал", расположенный по адресу: Псковская область, город Себеж, улица Первомайская, дом 63а, приложив к заявлению подтверждающие документы, согласно описи (том 1, листы 55-64).
На основании статьи 119 ТК ТС таможенным органом в присутствии директора ООО "Себежский таможенный терминал" 12.04.2017 проведен осмотр помещений и территорий ООО "Себежский таможенный терминал", по результатам которого составлен акт таможенного осмотра (том 1, листы 51-54) и План склада временного хранения с описанием (том 1, лист 108).
По результатам рассмотрения заявления общества от 20.03.2017 N 35 Псковской таможней 19.04.2017 обществу направлено письмо, которым Псковская таможня отказала ООО "Себежский таможенный терминал" во включении его в реестр владельцев СВХ, мотивированное тем, что в результате рассмотрения представленных документов, схем, а также таможенного осмотра помещений и территорий на предмет исполнения требований к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения, предусмотренных статьей 71 Закона N 311-ФЗ, установлено, что на территории склада ООО "Себежский таможенный терминал" оборудованы КПП. При этом в соответствии с пунктом 2 части 4 названной статьи объекты, связанные с функционированием СВХ должны располагаться только в наземных зданиях или сооружениях, относящихся к недвижимости. Договор аренды недвижимого имущества или свидетельство о государственной регистрации права на данные сооружения (контрольно-пропускные пункты) ООО "Себежский таможенный терминал" не представлены.
В названном письме со ссылкой на пункты 6, 12 статьи 54 Закона N 311-ФЗ таможенный орган указал, что ООО "Себежский таможенный терминал" не соблюдены предусмотренные ТК ТС и Законом о таможенном регулировании условия включения общества в реестр владельцев СВХ, (том 1, листы 11-12).
Не согласившись с названным отказом таможни, изложенным в решении от 19.04.2017, ООО "Себежский таможенный терминал" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
Согласно статье 23 ТК ТС владелец склада временного хранения - юридическое лицо государства - члена таможенного союза, отвечающее условиям, определенным статьей 24 настоящего Кодекса.
Юридическое лицо признается владельцем склада временного хранения после включения его в реестр владельцев СВХ.
Порядок включения в реестр владельцев СВХ и исключения из этого реестра определяется законодательством государств - членов таможенного союза.
В соответствии со статьей 69 Закона N 311-ФЗ владельцем СВХ может быть российское юридическое лицо, включенное в реестр владельцев складов временного хранения.
Как верно отметил суд первой инстанции, согласно статье 24 ТК ТС условиями включения юридического лица в реестр владельцев складов временного хранения являются:
1) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве склада временного хранения и отвечающих требованиям, установленным законодательством государств - членов таможенного союза;
2) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами. Размер страховой суммы определяется законодательством государств - членов таможенного союза;
3) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней;
4) отсутствие фактов привлечения в течение 1 (одного) года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств - членов таможенного союза;
5) соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.
Если владение помещениями и (или) открытыми площадками осуществляется на основании договора аренды, такой договор должен быть заключен на срок не менее 1 (одного) года на день подачи заявления о включении в реестр владельцев СВХ.
Дополнительными условиями включения юридического лица в реестр владельцев СВХ являются:
1) предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 74 настоящего Федерального закона;
2) юридическое лицо не является: а) казенным предприятием; б) организацией или государственным унитарным предприятием, указанными в части 1 статьи 34 настоящего Федерального закона; в) организацией, участником (членом) которой прямо или косвенно является организация или государственное унитарное предприятие, указанные в части 1 статьи 34 настоящего Федерального закона (часть 6 статьи 70 Закона N 311-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 54 Закона N 311-ФЗ включение юридических лиц в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, осуществляется на условиях, установленных соответственно статьями 13, 19, 24, 29, 34 ТК ТС и соответственно статьями 61, 67, 70, 76, 82 настоящего Федерального закона.
Для включения в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, юридическое лицо обращается в таможенный орган с заявлением в письменной форме, содержащим сведения, предусмотренные настоящим Законом N 311-ФЗ, и представляет документы, подтверждающие такие сведения, по перечням, установленным соответственно статьями 62, 68, 72, 77, 83 настоящего Федерального закона.
Включение юридического лица в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, оформляется решением таможенного органа в письменной форме и подтверждается выдачей свидетельства о включении в такой реестр руководителю юридического лица или иному уполномоченному представителю юридического лица под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения, в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения. Указанное свидетельство подписывается начальником таможенного органа или его заместителем и заверяется печатью.
Таможенный орган принимает решение об отказе во включении в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в срок, не превышающий срока, указанного в части 6 настоящей статьи, в случаях несоблюдения условий включения в соответствующий реестр, предусмотренных ТК ТС, Законом N 311-ФЗ, и (или) непредставления документов, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, а также в случае расхождения сведений в представленных документах со сведениями, указанными в заявлении о включении в соответствующий реестр.
При непредставлении документов, подтверждающих предоставление таможенному органу обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, таможенный орган в течение 10 дней принимает решение об отказе во включении в соответствующий реестр. Решение об отказе во включении в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, доводится до руководителя или иного уполномоченного представителя юридического лица в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня принятия такого решения.
Приказом Федеральной таможенной службы России от 18.11.2011 N 2355 утвержден Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра владельцев складов временного хранения (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 13 указанного Административного регламента с учетом положений части 2 статьи 72 Закона N 311-ФЗ к заявлению прилагаются следующие подтверждающие заявленные сведения документы:
1) свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе;
2) документы, подтверждающие право владения помещениями и (или) открытыми площадками, предназначенными для пользования в качестве СВХ;
3) планы и чертежи помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве СВХ;
4) подтверждения из банков об открытых в них счетах заявителя;
5) договор страхования риска гражданской ответственности заявителя;
6) документы, подтверждающие предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;
7) расчетная документация, на основании которой определен полезный объем помещения и (или) открытой площадки;
8) разрешительные документы, подтверждающие право заявителя осуществлять хранение товаров отдельных категорий, если наличие таких документов предусмотрено законодательством Российской Федерации (в случае, если Заявитель планирует хранение товаров, требующих таких разрешительных документов).
Документы, предусмотренные настоящим пунктом, могут быть представлены в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью Заявителя, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Заявитель вправе по своему усмотрению представить иные документы для подтверждения заявленных сведений (пункт 11 части 2 статьи 72 Закона N 311-ФЗ).
Вместе с документами, предусмотренными настоящим пунктом, заявитель вправе представить документ, подтверждающий факт внесения записи о нем в Единый государственный реестр юридических лиц (часть 3 статьи 72 Закона N 311-ФЗ).
Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем является исчерпывающим.
Согласно пункту 14 Административного регламента таможенные органы не вправе требовать от заявителя: представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги; представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В рассматриваемом случае в материалах дела усматривается, что обществом с заявлением о включении в реестр владельцев СВХ представлен соответствующий пакет документов.
При этом из письма таможни от 19.04.2019 следует, что единственным основанием для отказа обществу во включении в реестр владельцев СВХ явилось отсутствие договоров аренды недвижимого имущества или свидетельств о государственной регистрации права на такие сооружения, как КПП, которые, по мнению таможни, расположены на территории СВХ, являются наземными сооружениями и связаны с функционированием склада СВХ (пунктом 2 части 4 статьи 71 Закона N 311-ФЗ).
Проанализировав в соответствии со статьей 71 АПК РФ предъявленные в дело доказательства, а также заявленные сторонами доводы при рассмотрении настоящего спора, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что отказ таможенного органа не соответствует фактическим обстоятельствам и не основан на положениях Закона о таможенном регулировании.
Из акта таможенного осмотра (том 1, листы 51-54) и плана склада временного хранения с описанием (том 1, лист 108) следует, что СВХ включает в себя: помещение непосредственно самого склада временного хранения, в котором расположены помещения для досмотра, хранения товаров, покгауз для погрузочно-разгрузочных работ (объекты 6-8), и открытую площадку (объект 10), примыкающую к складу, с расположенными на ней открытой стоянкой и рентгено-телевизионной установкой "Филин" (объекты 9, 10а).
Непосредственно к территории склада примыкает площадь зоны таможенного контроля (объект 11). До въезда в зону таможенного контроля (далее - ЗТК) и на границе ЗТК и СВХ, до въезда на СВХ, действительно находятся ККП (объекты 1 и 2). На въезде в ЗТК обозначена установка радиационного контроля "Янтарь" (объект 13). Территория ЗТК и СВХ огорожена.
Доказательств того, что спорные КПП являются объектами недвижимости и, соответственно на них должны быть правоустанавливающие документы, таможенным органом не предъявлено.
Из системного анализа положений, содержащихся в подпункте 1 пункта 1 статьи 24 ТК ТС и пункте 2 статьи 70 Закона N 311-ФЗ следует, что условием включения юридического лица в реестр владельцев СВХ является нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве склада временного хранения и отвечающих требованиям, установленным статьей 71 настоящего Федерального закона.
В силу пункту 1 статьи 71 Закона N 311-ФЗ помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 71 Закона о таможенном регулировании к обустройству, оборудованию и месту нахождения склада временного хранения предъявляется требование о расположении помещений, предназначенных для СВХ открытого типа, только в наземных зданиях или сооружениях, относящихся к недвижимости.
Оценивая доводы таможенного органа и принимая во внимание приведенные выше нормы права, суд первой инстанции правомерно отметил, что складом временного хранения является специально обустроенное и оборудованное помещение и открытая площадка, или только открытая площадка, предназначенные для хранения товаров. Сами помещения, предназначенные для склада временного хранения открытого типа, должны располагаться только в наземных зданиях или сооружениях, относящихся к недвижимости.
К помещениям и (или) открытым площадкам, предназначенным для использования в качестве СВХ, должна прилегать охраняемая территория с твердым покрытием (асфальтовое, бетонное либо иное покрытие подобного рода), оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, в том числе транспортных средств, перевозящих товары по территории Российской Федерации, в течение времени, необходимого для завершения таможенной процедуры таможенного транзита (пункт 2 статьи 71 Закон N 311-ФЗ).
Частью 4 статьи 71 Закона о таможенном регулировании определены требования, которые предъявляются не только к обустройству склада временного хранения, но также к его оборудованию и месту нахождения склада временного хранения. В частности, подпунктом 8 пункта 4 предусмотрено наличие ККП и соответствующих средств обеспечения контроля за перемещением товаров и транспортных средств через границы территории склада временного хранения.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, КПП не отвечает понятию склада временного хранения, поскольку его предназначением является не хранение товаров, а обеспечение контроля за перемещением товаров и транспортных средств через границы территории склада временного хранения, то есть ККП должен располагаться на границе СВХ, а не в обязательном порядке на самом СВХ, как указывает ответчик. Тем более что судом установлено и подтверждается материалами дела, ККП и расположены не на территории СВХ, а перед въездом в ЗТК и до въезда на СВХ, что соответствует их предназначению.
При этом не имеет правового значения довод таможни о том, что территория СВХ является в силу статьи 97 ТК ТС зоной таможенного контроля, поскольку данный факт не означает, что зона таможенного контроля, на которой расположен один из ККП, является территорией СВХ.
Как было указано выше, из пункта 13 Административного регламента следует, что к заявлению должны быть приложены документы только на те помещения и открытые площадки, которые будут использованы как склад временного хранения.
В рассматриваемом случае такие правоустанавливающие документы на помещение СВХ и на открытую площадку обществом предъявлены, что не отрицается и таможенным органом.
Следует также отметить, что в силу пункта 14 Административного регламента таможенные органы не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
С учетом изложенного вопреки доводам апелляционной жалобы у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа обществу в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 24 октября 2017 года по делу N А52-2993/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Псковской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.